С тех пор, как он появился в 2009 году, биткоин провоцирует в равной мере противоречия, растерянность и ужас. Сегодня эта единица криптовалюты обменивается на доллары США в соотношении около 14 тысяч долларов за 1 биткоин, и является первой децентрализованной валютой в своем роде, не требующей ни центрального репозитория, ни единого администратора. Хотя многие хедж-фонды воспринимают биткоин как весьма привлекательный актив и вкладывают него значительные объемы инвестиций, многие эксперты придерживаются мнения, что криптовалюта является инструментом для распространения мошенничества и организованной преступности.
Впрочем, значительно большую обеспокоенность вызывает слишком медленное осознание правительствами, банками и общественностью того факта, что криптовалюта может использоваться для целей финансирования терроризма. Ведь на самом деле связи между терроризмом и организованной преступностью давно и хорошо изучены.
Биткоин стал главной валютой в так называемой «темной сети», которая часто используется для покупки незаконных и опасных товаров в Интернете, прежде всего, таких как оружие и наркотики. Впрочем, о взаимодействии биткоина и «темной сети» для финансирования террористической деятельности до сих пор не так хорошо известно.
Имеющиеся единичные данные свидетельствуют о том, что террористы используют и то и другое, но требуются масштабные дополнительные расследования, чтобы установить наверняка, используют ли группировки комбинацию биткоина и темной сети для финансирования, планирования и совершения террористических атак. Сообщения на эту тему в СМИ породили дискуссию о криптовалюте как основе для безнаказанной незаконной деятельности.
За два последних месяца в отношении биткоина было высказано немало авторитетных критических замечаний. Так, председатель совета директоров и главный исполнительный директор Goldman Sachs Ллойд Бланкфейн обвинил биткоин в том, что он стал «инструментом мошенничества», заявив, что «дикие» колебания его курса на рынке не характерны для настоящих полноценных валют. Его комментарий появился в прессе после заявления президента финансового холдинга JPMorgan Chase Джейми Даймона, который назвал эту валюту «мошеннической схемой, которая вскоре взорвется».
Кроме того, недавно Великобритания и Европейский Союз заявили о своем намерении принять соответствующие законодательные акты и ограничить обращение криптовалюты из опасений, что она используется для отмывания денег. Министерство финансов Британии планирует сделать биткоин объектом текущего финансового законодательства по борьбе с отмыванием незаконно полученных доходов и финансированием террористической деятельности.
Связь между терроризмом и биткоином остается спорной и относительно неисследованной областью. Некоторые эксперты, такие как Дэвид Карлайл из британского Королевского института оборонных исследований, утверждают, что масштаб угрозы был раздут сверх всякой меры, предупреждая о том, что чрезмерная реакция со стороны правительств может привести к удушению новой перспективной технологии. Однако, с другой стороны, уже имеются свидетельства использования биткоина террористическими группировками. Криптовалюта идеально подходит для децентрализованной деятельности и анонимности, обеспечивая защиту операций по финансированию терроризма и делая задачу отслеживания транзакций чрезвычайно сложной.
В некоторых случаях террористы уже использовали криптовалюту в качестве замены своего традиционного механизма, известного как «Хавала» (неформальная система денежных переводов в странах Ближнего Востока, Африки и Азии, прим. mixednews), в рамках которого террористические организации используют физических местных брокеров для перевода денег между различными локациями. Более того, считается, что в январе 2017 года исламистские боевики якобы использовали биткоин для финансирования операций. Группировка «Муджахедин меджлис аш-Шура», признанная террористической в Соединенных Штатах Америки и действующая в секторе Газа, в прошлом году начала кампанию по финансированию биткоинов. Террористическая организация ДАИШ также использовала биткоин, разместив в темной сети рекламу со своим биткоин-адресом.
Сочетание темной сети и биткоина, которое приобрело популярность в среде организованной преступности, представляет собой наиболее значительную угрозу. Подобно организованным преступным группировкам, террористические организации могут использовать биткоин для приобретения в темной сети широкого ассортимента вооружений, включая огнестрельное оружие и материалы для изготовления взрывных устройств, а также поддельных паспортов.
Исследование европейского отделения Rand Corporation, опубликованное под названием «За кулисами: незаконная торговля огнестрельным оружием, взрывчаткой и боеприпасами в темной сети» выявило 24 французских и британских криптомаркета в темной сети в ходе недельного сбора данных в сентябре 2016 года, из которых в 75 процентах случаев факты торговли оружием подтвердились.
Эти цифры иллюстрируют распространенность сделок по торговле оружием в темной сети. Различные СМИ сообщали о связи между террористическими актами в Париже и Мюнхене в 2015 году, причем, оружие, использованное террористами, совершившими нападения, предположительно, связано с поставщиками из темной сети. Это вызывает особую тревогу, учитывая, что пропаганда ДАИШ призывает своих сторонников совершать примитивные теракты с использованием транспортных средств, а также огнестрельного и холодного оружия.
Впрочем, можно оспорить все вышесказанное, поскольку фактические данные являются в значительной степени единичными и не составляют системы. Недостаточно информации и о том, как биткоин используется в темной сети и с какими целями, несмотря на то, что вполне респектабельные компании, такие как Microsoft, Expedia, и Subway принимают криптовалюту в качестве средства оплаты.
Динамичный и постоянно меняющийся характер терроризма в 21 столетии, а также стремительные темпы его распространения требуют подробного и продуманного расследования того, каким образом террористы используют биткоин и темную сеть для своих операций, и как сочетание этих двух факторов позволяет террористическим группировкам осуществлять финансирование, планирование и совершение своих преступлений.
Если государства намерены эффективно реагировать на проявления террористической активности, эта цель оправдывает дальнейшее расследование с целью предотвращения финансирования террористических организаций и все более примитивных терактов, поощряемых террористическими группировками.