«Цифровой токен»
Как считает министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров, биткойн вряд ли будет узаконен в России. По его словам, в нашем законодательстве нет как термина «цифровой токен», так и термина «криптовалюта», и не следует смешивать в законодательстве традиционное банковское и валютное регулирование и термины из этой сферы с тем блоком, который связан с новой технологией блокчейн. По этой причине он предлагает использовать именно термин «цифровой токен».
«Биткойны - это некий зарубежный проект применения технологии блокчейн, российское законодательство никогда не будет рассматривать биткойн как некую правовую сущность в юрисдикции РФ, но применение технологии блокчейн, применение различных цифровых токенов, я думаю, вполне возможно», - заявил Николай Никифоров в кулуарах «Молодежного форума».
С деньгами будет тот, кто успеет слить «битки»
Любому государству, у которого есть собственная более-менее стабильная валюта, юридическое оформление биткойна в качестве средства платежа невыгодно по ряду причин, считает основатель проекта Blockchain.ru Дмитрий Мацук. Первая заключается в том, что эмиссия биткойна не контролируется государством. А за счет эмиссии денег или их изъятия из экономики государство может контролировать изменение инфляции, реальные доходы населения, конкурентоспособность продукции, финансировать собственные расходы и много чего еще.
Вторая причина, – транзакции в блокчейне не прозрачны в достаточной степени. Это влечет за собой, в том числе, и риск пропустить транзакции, облагаемые налогом, потому что налогоплательщика опредить достаточно трудно. Так же, покупка биткойна может способствовать перетоку капитала - что не влечет выгоду в макроэкономическом плане. Государству не нравится, когда финансы, аккумулируемые на его территории, уходят в проекты других стран.
И да, признает Дмитрий Мацук, это опасный инструмент. Средство платежа должно быть надежным. Каждый должен быть уверен, что завтра биткойн будет стоить плюс-минус столько же, сколько сегодня. А сейчас биткойн показывает существенную волатильность, потому что рынок преимущественно спекулятивный. В целом, очень много риском имеемо для государства как отдельного агента.
А самое «вкусное» будет в том случае, когда рынок в итоге схлопнется, уверен Дмитрий Мацук. Это будет напоминать кризис 2009-го года. С деньгами останутся те, кто вовремя сумеет слить «битки», остальные потеряют свои средства . Мы получим новый переток капитала из одной мировой «емкости» (страны) в другую. И вряд ли в числе победителей будет Россия. А фоном для этого станет огромное количество потерявших деньги вкладчиков и госслужащие, которые с ехидной усмешкой будут говорить: «Мы предупреждали!»
А касательно «цифровых токенов» - это проще. Их можно приравнять, например, к фьючерсам на поставку (если это токен, который можно обменять на товар или услугу) или акциям и обликациям (если они обещают выплату), и облагать соответственно. А лиц, которые злоупотребили своими обещаниями, можно привлекать к ответственно согласно законодательству.
Не хуже доллара?
Более оптимистичен относительно будущего «крипты» ведущий разработчик блокчейн-платформы BitClave Антон Буков. По разным оценкам, в следующие пять лет мы увидим несколько стран целиком перешедших на криптовалюты, прогнозирует он, и считает, что тем же путем пойдет и Россия.
В свою очередь, учредитель АНО «ПравоРоботов», член экспертного совета по Цифровой экономике Госдумы Никита Куликов полагает, что биткоин можно рассматривать как с технической стороны, что собственно и озвучил миристр Никифоров, и тогда вопрос it безопасности конечно должен находиться на первом месте, так и с экономической стороны. При таком подходе биткоин и любая иная криптовалюта выглядят не более опасной, чем условный доллар США или евро. И следовательно, вопрос легализации криптовалют в России лежит в плоскости того, какой из указанных двух подходов наши власти примут за основной, говорит аналитик.