Транзит газа через Украину бьет рекорды. За три квартала 2017 года загрузка ГТС страны увеличилась на 23,5% и достигла самого большого показателя за последние девять лет (70,4 млн. кубометров),
сообщает
«Укртрансгаз». В основном благодаря российскому газу экспорт услуг с Украины в январе-августе вырос на 14,2%. Подтянулся авиационный, морской и железнодорожный транзит, а также переработка материальных ресурсов, но в долгосрочной перспективе оживление украинской инфраструктуры, традиционно приносившей стране миллиарды долларов, напоминает последнюю вспышку угасающей свечи.
Слава этого места бежит впереди него
Треть украинского экспорта услуг – это прокачка российского газа в Европу, на чем Киев по итогам этого года неплохо заработает. Локальный пик загрузки ГТС пришелся на период 11-22 сентября, когда
проводилось
плановое техобслуживание газопровода «Северный поток» и его сухопутных продолжений OPAL и NEL. После его окончания транзит
снизился
приблизительно на 50 млн. кубов в сутки. «На сегодняшний день зафиксировано падение объемов транзита газа по территории Украины до уровня 188 млн. куб. м в сутки. Если сравнивать с концом сентября, было 240 млн. куб. м.», -
объясняет
советник министра энергетики и угольной промышленности Максим Белявский.
Спрос на российский газ и транзитные мощности для его транспортировки в ЕС растет уже несколько лет подряд, что стало настоящей находкой для «Укртрансгаза». Но снятие сливок с благоприятной внешней конъюнктуры скоро закончится. В 2019 году, после ввода в эксплуатацию первой нитки «Турецкого потока», украинский транзит может «похудеть» на 40 млн. кубов в сутки. Когда «Северный поток - 2» оттянет на себя еще до 150 млн. кубов, украинская труба может полностью опустеть. Хотя вопрос, скорее, в том, когда транзит достигнет объемов, ниже которых содержание ГТС станет убыточным.
Трубы для газопровода «Северный поток - 2»
А вот история с транспортировкой российского аммиака, похоже, подошла к своему концу. Если в прошлом году его транзит принес Украине около $70 млн., то в январе-августе 2017-го он
упал
на 32,5%. После того как в 2020 году завершится строительство нового трубопровода Тольятти-Тамань и портового терминала для перевалки аммиака и сыпучих грузов в его конечной точке, украинский аммиакопровод останется невостребованным.
В январе-сентябре на 4%
вырос
транзит нефти. Рост больше напоминает шевеления на дне, имея
нефтепроводы
мощностью 114 млн. тонн на входе и 56,3 млн. тонн на выходе, Украина за неполный год транспортировала всего 11,86 млн. тонн, из которых 10,4 млн. тонн – это транзит. Удружила экспериментирующая Белоруссия. Из Одесского порта на Мозырьский НПЗ пришла пробная партия (80 тыс. тонн) иранской нефти. По экспертным
оценкам
, по тому же маршруту украинская инфраструктура транспортировала около 500 тыс. тонн азербайджанского ресурса.
В обратном направлении идут продукты его переработки, благодаря чему транзит нефтепродуктов за январь-август
увеличился
на 16% (до 343,6 тыс. тонн). Значительно «сдали» СУГ и дизель, зато серьезно «добавил» мазут. Правда, генпрокуратура подозревает, что часть транзитных объемов оказалась фиктивной и была реализована на украинском розничном рынке без уплаты полагающихся налогов и сборов. 10 октября
открыто
уголовное производство против входящей в группу «Приват» компании «Эксимнефтепродукт», которая декларировала объемы перевалки мазута на морские суда, превышающие их максимальную грузоподъемность.
Конечно, белорусский транзит нефти и нефтепродуктов слишком мал, чтоб занять доминирующее место России, но уже в следующем году даже эти объемы Украина может потерять. Дорогие поставки из Азербайджана, Ирана или Венесуэлы – элемент торга с Москвой за выгодные условия доступа к ее беспошлинной нефти, и вряд ли они возобновятся в значимых количествах.
Вдобавок азербайджанский нефтегазовый монополист SOCAR закрывает затеянный им в прошлом году проект транзитного хаба в Одесском порту. Государство представляло 50% скидки на портовые сборы и доступ к причалу для транзитных грузов, но эксперимент закончился, по сути, так и не начавшись. «Это ставит точку в истории Одессы как пункта нефтяного транзита», -
говорит
директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн и добавляет, что «на самом деле в системе координат международных нефтяных трейдеров такой точки как Одесса, уже давно не существует. Слава этого места бежит впереди него».
Директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн
Чтобы исправить ситуацию, Кабмин не придумал ничего лучше новой
скидки
в 75%. Возможно, таким шагом Киев в очередной раз
рассчитывает
«заманить» иранскую нефть, но даже в теории ее транзит в ЕС через Украину экономически неоправдан. Кроме того, игры с Тегераном для Киева могут плохо закончиться. 14 сентября Минфин США
ввел
санкции против двух украинских авиакомпаний Khors и DART, которые помогали иранской Caspian Air и иракской Al-Naser Airlines покупать воздушные суда американского производства, а также обеспечивали их экипажем и предоставляли различные услуги.
Были такие времена…
После запрета российским самолетам использовать украинское воздушное пространство, не может прийти в себя и авиация. По
данным
«Украэроруха», в 2015 году полеты над Украиной снизились на 55-60%, а приток пролетных денег на 70%. В первом полугодии 2017-го экспорт авиационных услуг отыграл назад и
вырос
на 13,1%. НБУ
связывает
оживление с открытием новых рейсов лоукостеров, но с тыла подкралась очередная «зрада». Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) направило в Госавиаслужбу Украины рекомендательный бюллетень с требованиями ограничить полеты в аэропортах Харьков, Днепропетровск и Запорожье по причине близости к ним боевых действий. Министр инфраструктуры Владимир Омелян
назвал
документ «несоответствующим действительности» и пообещал предоставить «аргументацию украинской стороны». Проблема в том, что рекомендации EASA европейские авиаперевозчики воспринимают куда более серьезно, чем мнение Киева.
Министр инфраструктуры Владимир Омелян
Схожая ситуация с морским транспортом. За январь-сентябрь транзит грузов через украинские порты составил 8,5 млн. тонн, что на 4,2%
больше
, чем годом ранее, но в 2,5 раза меньше, чем за 9 месяцев 2013-го. Причина проста. По
словам
главы Администрации морских портов Украины Райвиса Вецкаганса, за последние годы перевалка российских грузов в украинских гаванях упала с 60 до 10 млн. тонн и в ближайшее время их полномасштабного возврата не предвидится. Последний всплеск активности обеспечил транзит (не импорт) российского угля, объемы которого выросли в два раза.
Экспорт ж/д услуг вдвое ниже, чем в 2013 году, и в первом полугодии вырос всего на 2,4%. «Сейчас мы видим значительное уменьшение объемов перевозок транзитных грузов по территории Украины, в частности железнодорожным транспортом», -
отметил
замминистра инфраструктуры Юрий Лавренюк. Традиционные проблемы с дефицитом подвижного состава, усугубленные санкциями против российских железнодорожных компаний, и низкая пропускная способность портовых ж/д станций давно стали преградой для обслуживания не только иностранных, но и отечественных компаний.
«Были такие времена, когда на железнодорожных перевозках страна зарабатывала $2,5 млрд. в год. Сейчас же мы топчемся в пределах 300-400 млн., а со временем цифра станет еще меньше», -
прогнозирует
директор Украинского аналитического центра Александр Охрименко. 20 сентября началась тестовая эксплуатация регулярного движения грузовых поездов по линии Журавка-Миллерово в обход Украины, что лишит Киев $200 млн. прямых валютных поступлений. «Это то, что РЖД платила Украине за транзит через ее территорию. Кроме того, потеряют свой заработок местные жители – те, кто получал деньги за обслуживание железной дороги, и, соответственно, потеряют деньги местные бюджеты», -
объясняет
транспортный эксперт Алексей Захаров.
Спасением для украинской инфраструктуры мог стать Китай и его проект «Экономический пояс Шелкового пути». Он предполагает масштабные инвестиции, которые очень пригодились бы стране, в которой, по
информации
главы Мининфраструктуры, 90-95% морских портов и железных дорог изношено, а 97% дорог разрушено. Но 14–15 мая на форуме «Один пояс – один путь» в Пекине стало
понятно
, что проект состоится без участия Украины. «Как минимум на ближайшие десятилетия серьезные экономические и инфраструктурные проекты между Украиной и Китаем невозможны. Они не рассматривают Украину как транзит. Нашу транзитную роль взяла на себя Беларусь, которая воспользовалась украинским кризисом», -
объясняет
директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
Закономерный итог – Украина
переместилась
с 61-го на 80-е место в рейтинге Всемирного банка по индексу эффективности логистики (LPI). И если транзитного государства не получается, Киев решил сосредоточиться на другом направлении.
20 сентября Кабмин
поддержал
законопроект о присоединении Украины к Региональной конвенции о пан-евро-средиземноморских преференциальных правилах происхождения (Пан-Евро-Мед), упрощающей работу с давальческим сырьем. В первом полугодии экспорт услуг по переработке иностранных материальных ресурсов прибавил 31%. Конечно, элементарная сборка товаров из чужих материалов малорентабельна, сосредоточена в приграничных территориях, часто связана с офшорами и почти не приносит налогов в бюджет, а потому востребована только в неразвитых странах. Но без спроса на украинскую инфраструктуру со стороны РФ у Киева нет другой альтернативы.
* * *
Между тем Госстат Украины
сообщил
, что дефицит внешней торговли товарами на Украине вырос в 2,3 раза. По итогам января-августа 2017 года дефицит внешней торговли достиг $3278,9 млн. по сравнению с показателем в $1447,8 млн. за аналогичный период 2016 года.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+