В выводах ряда экспертов Казахстана и России относительно замедления на постсоветском пространстве интеграционных процессов и приобретения некоторыми межгосударственными объединениями формального характера, как показали прошедшие 11 октября в Сочи заседания Совета глав государств (СГГ) СНГ и Высшего евразийского экономического совета, есть известная доля истины.
Тот же СГГ СНГ принял по итогам заседания 18 документов. Но каких? Как сообщает сайт Исполкома СНГ, участники заседания заслушали и одобрили информацию о совершенствовании деятельности Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ, объявили в Содружестве 2019 год Годом книги, а 2020 год – Годом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, приняли заявление о поддержке института семьи и традиционных семейных ценностей, определили культурные столицы Содружества на предстоящие три года и т.п. Невольно возникает вопрос, надо ли было по этим поводам собираться столь занятым высшим руководителям?
Подобное мелкотемье заметно не только экспертам, но и ряду политиков. Александр Лукашенко еще на прошлом саммите призывал коллег к качественному совершенствованию организации. И на сей раз он отметил, что даже на уровне глав государств обсуждаются не самые актуальные проблемы и вопросы. «Да и решения, посмотрите, не нашего уровня: какие-то заявления и прочее», – отметил А. Лукашенко.
Как пример малоэффективной структуры президент Белоруссии привёл Парламентскую ассамблею СНГ. По его словам, на деятельность последней государства выделяют немалые деньги, а отдача незначительна. «Получается, что депутаты собираются в Питере, вроде бы что-то обсуждают, говорят. Но даже мы об этом ничего не знаем, потому что это не востребовано. Чиновников плодим бесчисленное количество, а толку мало», – отметил он и задал резонный вопрос коллегам: «Если эта структура не работает, может быть, и отказаться от нее?»
Справедливости ради надо сказать, что некоторые сдвиги в сторону повышения результативности организации сделаны уже на настоящем, сочинском саммите. СГГ СНГ принял решение о разграничении полномочий между им самим и Советом глав правительств, утвердил положения о Совете министров иностранных дел СНГ и об Экономическом совете Содружества. Передача ряда полномочий «вниз», этим органам, позволит главам государств заниматься действительно стратегическими проектами, к которым относятся, прежде всего, вопросы безопасности и экономического взаимодействия.
С этой точки зрения нельзя не отметить утверждение на саммите такого далеко не второстепенного документа, как Основные направления адаптации объединенной системы ПВО государств Содружества к решению задач воздушно-космической обороны, а также одобрение двух концепций – сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и – сотрудничества в противодействии коррупции.
«По-крупному» предлагают работать в будущем году и принимающий в 2018 г. председательство в СНГ Таджикистан, и Туркменистан, добровольно, по собственной инициативе взявший на себя статус сопредседателя. Первый предложил совместные проекты в энергетике, второй – в транспортной сфере и логистике.
Нельзя было не обратить внимания на отсутствие на саммите (в который уже раз) не только президента Украины, но даже его полномочных представителей. Как шуткой отреагировала по этому поводу представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова, «Украина направила самого конструктивного представителя – знамя», имея в виду, что флаг этого государства был среди государственных флагов остальных стран-участниц. Витиеватостью отличалась и формулировка председателя Исполкома СНГ Сергея Лебедева (к слову, его полномочия продлены еще на два года): «Участие Украины в СНГ не нулевое. Оно пассивное». Признав, что Киев уже давно не платит взносы в СНГ, глава Исполкома тем не менее выразил оптимистичную надежду, что это временное явление: мол, в участии Украины в СНГ заинтересована и она сама, да и другие члены СНГ тоже.
Так или иначе, одна из крупнейших постсоветских стран на саммите представлена не была, свое участие в Содружестве она заморозила, а это – помимо всего прочего – не вселяет оптимизма и по части её готовности мирно разрешить военный конфликт в Донбассе. Ведь проявляй руководство Украины желание идти по пути реализации Минских соглашений, оно имело бы на саммите СНГ лишнюю площадку для поиска развязок конфликта, ведь и Москва непосредственно как участник «нормандского формата», и Минск косвенно как страна, давшая «приют» Контактной группе по Донбассу, завязаны на Минские соглашения.
Серьезные резервы в смысле более эффективной, крупномасштабной работы есть и у встреч лидеров евразийской «пятерки», и у ЕАЭС в целом. И это притом, что по сравнению с прошлыми годами в Союзе пошло развитие.
«Интеграция положительно сказывается на темпах экономического роста наших государств», – подчеркнул, открывая саммит на правах хозяина, президент России. В подтверждение своих слов он назвал ряд экономических показателей: «Совокупный ВВП Евразийского экономического союза увеличился в текущем году на 1,8%. Позитивная динамика фиксируется в стратегических производственных областях: в промышленности рост составил 2,4%, в сельском хозяйстве – почти 1 процент, расширились грузовые, пассажирские перевозки соответственно на 6,9 и 7,8%».
Возросли также объемы внешней торговли Союза – плюс 26%, а положительное сальдо экспортно-импортных операций превысило $77 млрд. В лучшую сторону изменилась и структура торговли: доля машин, оборудования и транспортных средств достигла 17,5%, удельный же вес энергетических товаров снизился до 28%.
Заседание Высшего Евразийского экономического совета в узком составе
Но было бы опрометчиво говорить, что все преграды на пути интеграционных процессов сняты. В связи с этим, как подчеркнул Владимир Путин, «нужно продолжать системную работу по устранению ограничений, мешающих свободному передвижению товаров, рабочей силы, услуг и капитала между нашими государствами. Следует ускорить разработку дорожной карты по ликвидации имеющихся пока еще барьеров в сфере промышленности, агропромышленном комплексе, энергетике, техническом регулировании».
В этом контексте участники заседания ВЕЭС обратили внимание на необходимость скорейшего завершения в государствах-членах Союза всех внутренних процедур, чтобы, как запланировано, с 1 января будущего года вступил в силу новый Таможенный кодекс ЕАЭС.
В числе принятых главами «пятерки» наиболее важных решений можно выделить те, что касаются налаживания сотрудничества в космической области и геоинформационных услуг, а также объединения действующих в наших государствах национальных систем дистанционного зондирования Земли.
Но, если можно так выразиться, прорывным прозвучало другое решение участников саммита. О нем, открывая заседание ВЕЭС в расширенном составе, сообщил В. Путин: «В ходе заседания в узком составе мы также утвердили новый важный документ, который называется ʺОсновные направления цифровой повестки Союза до 2025 годаʺ». Он напомнил, что инициатива разработки этого документа была выдвинута еще в декабре прошлого года. «Россия, – подчеркнул российский лидер, – готова активно участвовать в практической реализации цифровой повестки. Речь идет о проведении согласованной со странами Союза политики в области развития интернет-экономики, формирования общих правил цифровой торговли, единых стандартов обмена информацией и ее защиты».
В результате страны Союза могут не только упростить организацию экономических контактов, но и получить дополнительный и существенный ресурс роста. Одна только Белоруссия, реализовав собственную программу по цифровизации внешней торговли, получит, как сообщил первый заместитель премьер-министра Василий Матюшевский, плюс 1% ВВП ежегодно. Можно представить, какую экономическую выгоду от ускоренного перевода «на цифру» систем контроля за движением товаров, услуг и финансовых активов, создания цифровых транспортных коридоров и торговли получат страны Союза совокупно. Источник: ritmeurasia.org.
Рейтинг публикации:
|