В ходе заседания Алжирско-Российского
Делового совета (Москва, 13 сентября с.г.) отмечалось, что из Батуми в
Магриб поступают небольшие партии российских нефти и нефтепродуктов. В
Батуми эти грузы поступают морем – в основном из Новороссийска. В
неофициальном порядке автору сообщили, что давний проект нефтепровода из
России через Абхазию в Грузию (по линии Новороссийск – Сухум – Батуми)
вызывает интерес в экспертной среде РФ и Грузии, в том числе в
российско-грузинской рабочей группе по экономическому сотрудничеству.
Кроме того, данный проект – по крайней мере, географически – вписывается
в наметившуюся реализацию соглашения РФ и Грузии по торговым коридорам.
Схожую информацию сообщил автору на
днях кандидат технических и экономических наук Валерий Дабаев (г.
Москва), участвовавший в восстановлении упомянутого проекта в начале
2000-х: «Грузия заинтересована в большем транзите нефти и газа, как и в
большей загрузке крупного Батумского НПЗ, нефтегазового терминала в
Озургети и в стабильной загрузке планируемых НПЗ меньшей мощности
севернее Батуми. Новороссийский же порт часто перегружен, и это тоже
плюс – во всяком случае, косвенный в пользу «трубы» от него к Батуми.
Также можно будет ускорить передислокацию части нефтегрузов с
Новороссийска на Туапсе. Повысится также транзитная роль Абхазии в
Черноморском бассейне. Разумеется, в проекте весьма важны экологические
факторы, а их соблюдение увеличит капиталоемкость проекта. И вполне
можно использовать, в экологическом плане, успешный опыт создания и
использования нефтепроводов из Азербайджана к Супсе/Поти и Джейхану, из
Тихорецка к Новороссийску».
Напомним, в этой связи, что основной
нефтегазотранзитный «поток» в Грузию поступает в настоящее время из
Азербайджана. И пока нет оснований полагать, что этот объем сократится в
обозримой перспективе. Но некоторые эксперты высказывают мнение о том,
что если РФ предложит менее высокие транзитные тарифы для
азербайджанских углеводородов (пока эти тарифы минимум на 10% дороже в
сравнении с грузинскими), транзит нефти и газа Азербайджана через Грузию
может сократиться.
Еще в мае 2013 г. министр энергетики Грузии Каха Каладзе заявил,
что «для Грузии имеют большое значение энергонезависимость и
диверсификация. Наше правительство делает всё, чтобы появились два, три,
четыре поставщика (нефти и газа – прим. ред.) На рынке тогда будет
больше конкуренции, и вопрос тарифов будет интереснее».
Практической реализации эта концепция
пока не получила, но характерно, что, по последним данным торговой
статистики и сайта «Спутник-Грузия», в первом полугодии 2017 г. эта
страна импортировала из РФ нефть и нефтепродукты в объеме 81,6 тыс.
тонн; нефтяные газы и газообразные углеводороды – до 76 тыс. тонн. Эти
показатели примерно на 15% больше уровня аналогичного периода 2016 г. В
результате, доля РФ в грузинском импорте нефтяной продукции в середине
2017 г. превысила 25% против 21%; доля же азербайджанских поставок
осталась прежней – около 50%. Скажем, во втором квартале с.г. общая
стоимость экспорта из РФ нефти и нефтепродуктов в Грузию составила 30,4
млн. долл. – против 19,9 млн. долл. в том же периоде-2016.
При этом совокупный транзит нефти и
нефтепродуктов обеспечивает, по ряду данных, около 20% доходной части
госбюджета Грузии, а ее географическое положение – базовый фактор
дальнейшего роста нефтегазотранзита через территорию страны.
Что касается общерегионального
политико-экономического контекста нефтепроводного проекта Россия –
Абхазия – Грузия, напомним, что эти страны (в том числе де-факто
Абхазия) участвуют в реализации проекта ОЧЭС – прибрежного
черноморского автодорожного кольца (ввод его в действие планируется на
2020-2021 гг.). «Отторжения» в Тбилиси этот проект отнюдь не вызывает.
Трасса же нефтепровода Новороссийск – Сухум – Батуми запроектирована
почти параллельно российско-абхазско-грузинскому сектору упомянутого
кольца. Кроме того, проект ОЧЭС по созданию общего энергетического рынка
в регионе (с участием тех же и других стран – официальных членов ОЧЭС)
предусматривает, в том числе и обеспечение надежного нефтеснабжения всех
стран Причерноморья.
В настоящее время через порты Поти и
Батуми и далее по железной дороге в Армению поступают нефтепродукты из
РФ. По данным «Интерпост ньюс», для нужд Армении среднемесячные объемы
поставок нефтепродуктов из РФ через Поти ныне составляют 32 тыс. тонн,
через Батуми – 20 тыс. тонн. По экспертным же оценкам, нефтепроводные
поставки в Поти и Батуми из РФ более чем на треть удешевили бы эти
перевозки, в сравнении с действующей схемой: сперва по железной дороге
до Новороссийска, Туапсе и/или порта Кавказ, затем – морем до
Поти/Батуми.
В этой связи, напомним, что 10 лет
назад, летом 2007 года Грузинская международная нефтяная корпорация
(GIOC) провела в Москве коммерческие переговоры с Минэнерго РФ и «Транснефтью» о создании нефтепровода Новороссийск –
Туапсе – Сухум – Поти – Батуми. При этом со ссылкой на российское
агентство «Постфактум» сообщалось, что «интерес к проекту высказал
президент России Владимир Путин, который уже дал соответствующее
поручение своему энергетическому ведомству». А три года тому назад это
предложение Тбилиси было отвергнуто.
Президент GIOC Георгий Чантурия ещё в
2004 и 2005 гг. говорил, что российской стороне (в том числе МИДу) были
переданы предложения Тбилиси по строительству и использованию
нефтепровода Новороссийск – Туапсе – Сочи – Адлер – Сухуми – Поти –
Батуми, с возможной веткой Батуми – Турция и нефтепродуктопроводным
ответвлением Батуми – Армения. По утверждению Чантурия, в случае
реализации проекта Россия смогла бы ежегодно получать за счет нефтяного
экспорта и транзита свыше 300 млн. долл., а Грузия за счет нефтетранзита
– до 150 млн. долл. Нефтетранзитные доходы Абхазии составили бы не
меньше 50 млн. долл. в год «при том, что ее годовой бюджет не превышает
(на начло 2000-х годов – Прим. ред.) 3,5 млн. долл.». Предварительная
инвестиционная стоимость реанимированного в 2007 году проекта (без
продлений в Турцию и Армению) почти достигает 5 млрд. долл. (в ценах
первого десятилетия 2000-х), годовая пропускная способность – 15-20 млн.
тонн. Сообщалось также и о подготовке юридических решений, позволяющих
Абхазии получать нефтетранзитные доходы, – например в рамках
общеабхазской свободной экономической зоны.
Уже в 2006-2007 гг. обозначилась и стала
расти перегруженность портов Новороссийск и Туапсе, что было главной
причиной согласия Москвы на обсуждение данного проекта. В дальнейшем эти
переговоры не получили развития ввиду резких изменений
военно-политической обстановки в регионе, августовской войны 2008 года и
признания Российской Федерацией Республики Южная Осетия и Республики
Абхазия в качестве независимых государств. Вместе с тем, последующие
тенденции, в том числе частичная нормализация торгово-экономических
отношений России и Грузии, свидетельствуют о потенциальной
востребованности взаимовыгодных экономических проектов (конечно же, с
учётом политико-правовых реалий современного Кавказа).
Истоки этих проектов мы находим в 1970-х
годах: по сути, речь идет о доработке подготовленного еще во второй
половине 1970-х годов в СССР проекта нефтепровода Новороссийск – Туапсе –
Сочи – Адлер – Сухуми – Поти – Супса – Озургети – Батуми (около 700 км)
и далее в Турцию, с ответвлением из Батуми в Армению. Вблизи Поти эту
артерию предполагалось сомкнуть с нефтепродуктопроводом Баку – Тбилиси –
Батуми, что сформировало бы российско-закавказско-турецкую
нефтепроводную сеть.
Данный проект впервые был предложен
премьер-министром СССР А. Н. Косыгиным в ходе его визитов в Турцию в
начале 1970 годов. Анкара не возражала, и к 1976 году в СССР была
подготовлена необходимая документация. Но по многим причинам, в том
числе из-за «опалы» Косыгина со второй половины 1970-х годов, реализован
он так и не был.
Очевидно, что трубопроводная артерия
Новороссийск – Батуми усилит «присутствие» российской нефти в
Закавказье, одновременно повысив транзитную значимость Абхазии для
Грузии и РФ, а также транзитные доходы Грузии.
Такой проект, по крайней мере, теоретически вписывается в российско-грузинское соглашение о торговых коридорах. Имеются и примеры «деполитизированной»
эксплуатации такого рода артерий. Это, например, нефтепровод Баку –
Тбилиси – Супса/Поти, в центральной части де-факто проходящий через
Южную Осетию; нефтепровод из независимого ныне Южного Судана в
Республику Судан (к НПЗ и экспортному терминалу в Порт-Судане);
действующий пока российско-балканский газопровод (РФ – Украина – Молдова
– Румыния – Болгария – Греция/Турция), проходящий через Приднестровье.
Значимость Грузии для России (а также
Ирана и ЕС) обусловлена возможностью строительства через её территорию
нефтегазовых коммуникаций. Несовпадение интересов местных и
макрорегиональных игроков в нефтегазовой сфере не мешает взаимовыгодному
сотрудничеству по вопросам электроэнергетики. Например, в конце декабря
2015 г. официальные представители России, Грузии, Ирана и Армении
подписали «Меморандум о сотрудничестве в сфере энергетики», открывшего
перспективы для совместного развития энергетических систем участников.
Документ предполагает совместную работу энергосистем Армении, Грузии,
Ирана и России в целях повышения управляемости перетоков электроэнергии.
Нельзя исключать также создания координационного совета и регионального
диспетчерского центра, в задачи которых, входило бы и реагирование на
кризисные и чрезвычайные ситуации. Новый формат взаимодействия призван
способствовать развитию транзита и торговли электроэнергией[1].
Несмотря на общую неблагоприятную
политическую среду, бизнес с российской «пропиской» достаточно широко
представлен в энергетическом секторе грузинской экономике[2].
Конечно, взаимодействие в сфере энерготранзита будет непростым, так как
военно-политические реалии Кавказа не способствуют исчезновению
разделительных линий в регионе, порождённых авантюристичной политикой
режима Саакашвили и его зарубежных спонсоров, приведших в 2008 году к
изменению карты региона. Однако обсуждение взаимовыгодных проектов в
сфере энергетике, хотя бы на экспертном уровне, может способствовать
хотя бы частичной разрядке имеющейся напряжённости.
Алексей Балиев
Примечания
[1] Дёгтев А.С., Маргоев А.Р., Токарев А.А. Экономика Грузии в пространстве
противоречий региональных держав // Вестник МГИМО Университета. 2016. №
2 (47). С. 219-233.
[2] Кривицкий В.О. Геоэкономические интересы Российской Федерации в
Республике Грузия // Вестник Российского университета дружбы народов.
Серия: Международные отношения. 2013. № 2. С. 76-82. Источник: vpoanalytics.com.
Рейтинг публикации:
|