Каспийское море – лучший вариант для «Одного пояса, одного пути»
Сегодня всё внимание специалистов,
наблюдающих за развитием китайской инициативы «Один пояс, один путь»
(ОПОП), приковано к железнодорожным маршрутам, которые пройдут через
Россию и Центральную Азию, а также к инвестициям в развитие портов
Средиземноморья и Индийского океана. Но в Пекине давно мечтают об
альтернативе, более соответствующей китайской стратегии наземной и
морской торговли. Возможно, в этом поможет маршрут из греческого города
Пирей в казахстанский посёлок Хоргос на границе с Китаем.
Маршрут Пирей – Хоргос, в основном, проходит по воде, и его наземная
часть не столь протяжённа в отличие от других частично проходящих по
земле потенциальных коридоров ОПОП между Евросоюзом и Китаем. Это
соединяющий Евросоюз и Китай маршрут с наименьшим количеством
стран-посредников (их всего три – Грузия, Азербайджан и Казахстан), и он
идёт в обход России. Но на пути следования приходится пересекать
Каспийское море, также необходимо модернизировать железные дороги
Кавказа.
Национальная комиссия по развитию и реформам КНР в 2016 году
опубликовала документ под названием «План создания и развития коридора
Китай – Европа», и в нём фигурирует четыре конкурирующих маршрута:
Маньчжурия – Россия – Белоруссия; Монголия – Россия – Белоруссия;
Казахстан – Россия – Белоруссия и Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан
– Иран – Турция.
Лучший путь в Европу?
Маршрут Россия – Белоруссия проходит по наименьшему количеству
юрисдикционных территорий, а на железную дорогу приходится самая
протяжённая из представленных маршрутов часть, и эти два фактора не
согласуются с политикой Китая, цель которого – нарушить главенство
российских и американских торговых институтов.
Коридор Монголия – Россия – Белоруссия протяжённый и, опять же,
проходит через Россию. То же самое справедливо для маршрута Казахстан –
Россия – Белоруссия. Киргизский коридор проходит через пять
юрисдикционных территорий, и в ходе транспортировки необходимо дважды
сменить железнодорожную колею: на границе Китая и Кыргызстана, а затем –
на границе Туркменистана и Ирана.
В свою очередь, маршрут из Пирея в Хоргос связывает греческий порт
Афины, где у китайской транспортной компании COSCO есть контейнерный
терминал, с грузинскими терминалами в Батуми и Анаклии в Чёрном море,
которое охраняется международным морским правом. Для Китая доставка
контейнеров через Грузию и Азербайджан к Каспийскому морю может
оказаться дороже, чем транспортировка по морскому пути, но гораздо
дешевле и быстрее в сравнении с коридорами Белоруссия – Россия или
Монголия – Россия – Белоруссия.
В апреле Казахстан, Азербайджан и Грузия подписали трёхстороннее
соглашение с целью скоординировать действия по развитию
транс-Евразийского транспортного коридора. Маршрут связывает Хоргос с
Чёрным морем с помощью обновлённой железнодорожной линии, ведущей к
порту Каспийского моря Актау в Казахстане, улучшает сообщение между
Актау и азербайджанским Баку, соединяет Баку с новым грузинским
глубоководным портом Анкалией в Чёрном море через кавказский
железнодорожный коридор.
Маршрут проходит через Чёрное и Каспийское моря, и это значит, что
Синьцзян-Уйгурский автономный район будет связан с Европой, в основном, с
помощью морского пути. Товары будут поставляться из Китая в Евросоюз
через Кавказ, который возьмёт на себя роль Панамского и Суэцкого канала
на суше. Железнодорожные перевозки на Кавказе и в Казахстане будут
поддерживать китайские налогоплательщики, и Каспийский маршрут по
экономической выгодности приблизится к морскому пути из Европы в
западную часть Китая.
Торговые амбиции
В ходе воплощения ОПОП проявляются промышленные и торговые амбиции
Пекина на Кавказе. Торговое соглашение между Китаем и Грузией было
заключено в мае, Грузия стала первым партнёром Китая по созданию
стратегически важного транспортного коридора. Соглашение вступит в силу в
конце 2017 – начале 2018 года.
По условиям сделки 90,9 процента китайского импорта из Грузии и 96,5
процента китайского экспорта в Грузию не будет облагаться пошлиной. В
результате для Китая Грузия становится практически беспошлинным мостом,
через который можно вести торговлю с Евросоюзом. Для Грузии это способ
сбалансировать отношения с великими державами и уравновесить её
многолетнее противостояние с Россией.
Азербайджан видит в новом торговом маршруте возможность выйти на
новые рынки и снизить зависимость от продажи энергоресурсов. Страна
стремится к интернационализации, а Государственный нефтяной фонд
Азербайджана проявляет активность на международных рынках. Министерство
экономики недавно опубликовало документ «10 стратегических задач на 2021
год», в котором особое внимание уделяется секторам экономики, не
связанным с нефтью и газом, повышению конкурентоспособности экспорта и
инвестированию в развитие транспортной инфраструктуры. Это полностью
отвечает потребностям Китая.
В ближайшие пять лет Казахстан планирует увеличить пропускную
способность морских и железнодорожных путей Каспийского моря, надеясь,
что объёмы поставок многократно возрастут. По итоговому размеру нового
логистического хаба китайской компании COSCO в Хоргосе можно будет
судить об объёмах контейнерных и грузовых перевозок по коридору.
Нет сомнений в том, что для Казахстана это крупнейший проект по
развитию железнодорожной инфраструктуры, который важнее постройки
коридоров, связующих Хоргос с Москвой и Туркменистаном – двух значимых
для Китая проектов. Порт Актау уже расширен, и Казахстан надеется
усовершенствовать другие порты Каспийского моря.
Железная дорога Баку – Тбилиси – Карс, соединяющей Азербайджан с
Грузией и Турцией, представляет собой ещё один торговый путь, который
увеличивает грузопоток, проходящий через Каспийское море. В течение года
Китай, скорее всего, выступит с политическими и торговыми инициативами с
целью закрепить статус Каспийского коридора и увеличить потенциал
ключевых портов Актау, Баку и Анаклии.
Китай ведёт торговую политику «один на один», сотрудничая с каждой
страной в отдельности. Это позволяет Китаю диктовать партнёрам свои
условия и поддерживать тенденцию отказа от создания систем на основе
многосторонних договоров в пользу двусторонних соглашений. Как бы то ни
было, мировая торговля выиграет, если китайские рынки потребительских
товаров смогут обеспечить спрос, который приведёт к улучшению
инфраструктуры и экономического положения стран Центральной Азии и
Кавказа.
Если Грузия однажды вступит в Евросоюз, она станет перекрёстком, на
котором встретятся Западная Европа, Евразийский экономический союз во
главе с Россией и Китай. Но стратегия Китая в отношении торговых
партнёров должна приносить выгоду людям в регионе, а не просто помогать
Пекину в воплощении его грандиозных планов.
Источник перевод для MixedNews — Антон Комаров
Рейтинг публикации:
|