Три
года назад обвалились цены на нефть и ожидалось, что это ненадолго. Но
с тех пор странности в нефтянке затянулись и всё напоминает
приключенческую игру: кто-то собирается в клан и продвигает свои
правила, некоторые отшельники ведут себя тихо и медленно наращивают
добычу. А кому-то не повезло и их локации исчерпали запасы чёрного
золота. Параллельно в игровое пространство пытается вторгнуться раса
хипстеров, угрожающих тонкому балансу игры электромобилями.
За
последние три года одни тренды и принципы канули в лету, другие
появились из ниоткуда, ну а что-то неизменно. В целом, диспозиция в
нефтяной игре такова:
ОПЕК и Ко
Самый сильный клан,
соответственно и методы просты, грубы, но не менее эффективны - берут
осадой на истощение и картельным сговором. Несмотря на собранность и
стабильность, отдельные выскочки наращивают добычу нефти и нервируют
остальных членов клана: Ливия и Нигерия не дают подняться ценам на
нефть и за последний год увеличили добычу на 1,2 миллионов баррелей в
сутки (МБ/д), что эквивалентно самим сокращениям добычи нефти странами
ОПЕК. Таким образом, две страны нивелировали усилия остальных:
Впрочем,
их можно понять - соглашения ОПЕК заключались в период нестабильности и
низкого уровня добычи в этих странах и теперь они лишь возвращаются к
предыдущим уровням. Судя по объёмам, Ливия и Нигерия сейчас генерируют
около 40% проблем на нефтяном рынке, остальные страны тоже вносят свою
лепту, но поменьше.
Также интересно отметить и пополнение в клане
нетрадиционной нефти: вдобавок к США и Канаде, Бразилия стала третьей
страной, где нетрадиционная нефть составляет половину добычи и более.
Бразилия
Её особенность это гигантские буровые установки на сверхглубоководную нефть - подсолевую. Вот такие конструкции:
Получаются
редкие и дорогие скважины (порядка $100 млн за штуку), зато 70 таких
скважин эквивалентны добыче Норвегии. Подсолевая нефть это новая
страница в истории нефтедобычи Бразилии (а то и мира), за несколько лет
уровень добычи достиг 1,35 МБ/д и продолжает увеличиваться, что по
объёму опять же сопоставимо с сокращениями ОПЕК. Правда, такая добыча
требует огромных капитальных расходов и чуть не обанкротила
национальную нефтяную компанию — Petrobras. Подсолевая нефть
образовалась благодаря расколу Гондваны на Африку и Америку около 150
млн. лет назад и добывать её можно и у африканского побережья, но там
дело идёт медленно.
Канада
Современная
добыча нефти это квест. В случае Бразилии до неё нужно добираться
через километры морской воды и солевых отложений, "сланцевую" нефть
приходится "выжимать” из непроницаемой породы с помощью гидроразрыва
пласта, а канадская нефть битуминозных песков хоть и лежит на
поверхности в прямом смысле этого слова, но её нужно греть / растворять
/ смешивать / перерабатывать:
Кусок нефти (битуминозного песка)
Несмотря
на трудоёмкость и дороговизну процесса, такая добыча удобна в
определённом финансовом плане: благодаря стабильному притоку нефти из
скважин (стабильнее, чем из традиционных) разовые капитальные инвестиции
приносят стабильный доход десятилетиями и такой способ вложений многим
по вкусу. Что важно для обсуждаемой темы, добыча нефти из канадских
битуминозных песков тоже растёт и достигает 3 МБ/д. Среднесрочные
прогнозы говорят о том, что рост продолжится. Также, Канада добывает и
1.5 МБ/д нефти других типов, ниже на графике серыми оттенками отмечена
добыча нефти из битуминозных песков:
На
данный момент из-за низких цен на нефть рост замедлился, но нефтяники
во всём мире снижают издержки и канадцы не исключение, поэтому в
будущем ожидается рост добычи из битуминозных песков.
США
Самый
нестабильный игрок - отвлекается во время игры, а иногда даёт отпор -
"сланцевая" нефть. Когда цены снижались, добыча резко пошла на спад. Но
при последующем росте цен побила собственный рекорд двухлетней
давности. На данный момент ситуация такова, что бурение скважин выросло
примерно в 2 раза по сравнению с недавним минимумом и остановилось на
этом уровне - на $50 за баррель не разгуляешься. Обилие статистических
данных по "сланцевой” нефти позволяет хорошо моделировать динамику
добычи в зависимости от цен или бурения и мы по традиции обновляем нашу
модель в соответствии с новыми статистическими данными (положительный
опыт в моделировании и прогнозировании есть в наших предыдущих статьях
по теме: 1,2,3,4).
При прочих равных, добыча всё-таки продолжит увеличиваться, хотя уже
медленнее. Результаты моделирования при сценарии стагнации буровых
установок (51% от максимума) и их продуктивности:
Как
видно из первого графика, в ближайшие два года от добычи "сланцевой”
нефти можно ожидать роста на 1,5 млн. баррелей в сутки - до 7 МБ/д. При
этом, мировая добыча превысит 100 МБ/д. Цифры несопоставимы, но
"сланцы” тоже держат и будут держать нефтяной рынок в напряжении. В
целом, в мировой отрасли аналогичное настроение по "сланцам” и прогнозируется рост. Смоделировать добычу при других сценариях можно в нашем боте в мессенджере "телеграм”.
Низкие
цены на нефть логично трактовать в минус нефтяникам, но если
попробовать взглянуть на это стратегически, то видны и плюсы.
Стратегия: продлить нефтяной век
Десять
лет назад у нефти не было альтернатив и когда в 2008 году цены
достигли $130 за баррель - её покупали. Звучали прогнозы о $150 и даже
$200 за баррель - всё равно купили бы. Вариант, что весь мир
отказывается платить и обрекает себя на транспортный и нефтехимический
коллапс звучит маловероятно. Но сегодня "нефтянке” брошен вызов
индустрией электромобилей. Пока электромобили это лишь капля в океане
машин, грузовиков и автобусов, но исход противостояния предрешён - рано
или поздно почти весь сухопутный транспорт будет электрифицирован, а
передвижение за счёт последовательности взрывов под капотом станет
анахронизмом.
Вторая проблема состоит в том, что "нефтянка”
начнёт испытывать трудности раньше, чем мир перестанет в ней нуждаться.
Сегодня спрос на нефть растёт и для его обеспечения приходится по
земным сусекам разведывать новые запасы и бурить новые скважины - под
водой (глубоководная), далеко за полярным кругом (арктическая), среди
непроницаемых пород ("сланцевая”) и так далее. Всё это, и тем более
последующая разработка, стоит денег, которые включены в цену на нефть.
Но если потребление нефти начнёт снижаться, то хватит ранее
разработанных месторождений и пробуренных скважин, добыча с которых
будет относительно дёшева. Потребление нефти будет всё ещё высоким и
даже выше чем сейчас, но цены перестанут радовать.
Поэтому перед
нефтянкой логично поставить задачу отодвинуть момент, когда потребление
начнёт снижаться - пик спроса на нефть. Мы уже предпринимали попытки
примерно оценить дату "пика нефти” и оба раза получали 2030-е годы. В историческом и государственном масштабе "через 15 лет” -
это совсем близко, можно сказать на пороге. А значит, уже следует
готовиться и что-то предпринимать.
В
данном контексте обвал нефтяных цен это хороший удар по
электромобилям. Мир при $150 за баррель и бензине по 100 рублей за литр
выглядел бы как-то так: об электромобилях начали бы писать даже в
"одноклассниках”, акции Теслы взлетают и Илон Маск увеличивает продажи
на миллион-другой, попутно строя заводы для десятка миллионов. Остальные
автопроизводители срочно пытаются сесть на уходящий поезд и даже
Автоваз анонсирует электромобиль "Лада Ампер”. Государственные
регуляторы встают на сторону электромобилей и вставляют палки в колёса
производителям авто с двигателем внутреннего сгорания, что, кстати, уже
сейчас происходит в Китае. В общем, при $150 музыка будет играть недолго…
Низких
цен на нефть хватило чтобы разогнать спрос на два года - в 2015 и 2016
годах рост превышал среднестатистические 1,5%. В 2017 году ожидается
лишь умеренный рост спроса и логично ожидать дальнейшего замедления,
если цены вырастут, например, в два раза до $100 за баррель.
Таким
образом, низкие цены на нефть отдаляют светлое будущее электромобилей и
предоставляют дополнительные несколько лет на перестройку экономики
тем государствам, которые сильно зависят от цен на нефть. Что ж, надо
провести их с пользой!
Вячеслав Лактюшкин, специально для "Селадо" |