Самые надежные точки роста, как правило, формируются внутри
устойчивых систем, для которых характерны поступательное развитие и
донорская роль в обеспечении общей стабильности. Такой системой можно с
уверенностью назвать железнодорожный транспорт. Он выступает и точкой
опоры для экономики, и драйвером роста для регионов.
В начале июля на Свердловской железной дороге президент ОАО «РЖД»
Олег Белозёров провел ряд важных встреч с представителями бизнеса и
власти. Сейчас уже можно проанализировать результаты достигнутых
договоренностей, а также подвести итоги работы СвЖД в 1 полугодии.
Больше хороших локомотивов
Российским железным дорогам в ближайшие годы предстоит существенно
обновить парк локомотивов и повысить эффективность использования
имеющегося тягового подвижного состава. Компания видит свою задачу в
том, чтобы быть конкурентоспособным и эффективным партнером для
клиентов. Поэтому, с учетом прогнозов и растущих объемов грузоперевозок,
сформировала баланс парка локомотивов. Его производительность к 2020
году должна вырасти на 9,3%, а к 2025-му — на 15%. Соответствующие планы
были озвучены на заседании Совета по взаимодействию ОАО «РЖД» с
предприятиями транспортного машиностроения, которое президент компании
Олег Белозёров провел 5 июля во время посещения Свердловской магистрали.
СвЖД за последние восемь лет обновила парк тягового подвижного
состава на треть: 32% сегодня составляют современные эффективные машины
новых серий. В 2017 году на обновление и модернизацию парка направлено
6,6 млрд рублей: на СвЖД поступит 43 новых локомотива, в том числе 30
магистральных электровозов 2ЭС6 «Синара» и 2ЭС10 «Гранит», которые
выпускает завод «Уральские локомотивы» (совместное предприятие группы
«Синара» и концерна Siemens в городе Верхняя Пышма Свердловской
области). Параллельно продолжается списание техники, которая исчерпала
свой ресурс. Таким образом, дорога, загружая заказами предприятия
железнодорожного машиностроения, способствует развитию региона.
Больше тяжеловесных поездов
Сегодня Свердловская дирекция тяги обладает достаточным парком
локомотивов для обеспечения перевозочного процесса. А увеличение доли
современной высокоэффективной техники создает базис для развития новых
технологий, в частности тяжеловесного движения.
Так, использование электровозов серии 2ЭС10 «Гранит» с бустерной секцией позволило ежесуточно проводить девять поездов весом
8 и 9 тыс. тонн на сложном горно-перевальном участке Екатеринбург —
Балезино. В первом полугодии 2017-го количество транзитных тяжеловесных
поездов на Свердловской магистрали увеличилось в полтора раза – до 2,2
тысячи. 263 таких состава было сформировано на станциях СвЖД.
Железнодорожники отмечают, что получению максимального эффекта при
вождении тяжеловесных поездов способствует внедрение полигонной (в
границах нескольких дорог) модели управления перевозочным процессом. Ее
применение позволяет сокращать задержки в продвижении транзитных
составов, повышать маршрутную и участковую скорости, рационально
распоряжаться тяговыми ресурсами (с учетом загрузки участков и
дислокации парка).
СвЖД развивает полигонные технологии около пяти лет и уже накопила
значительный опыт. Для повышения эффективности использования
локомотивного парка Свердловской, Южно-Уральской и Западно-Сибирской
железных дорог действует Центр управления тяговыми ресурсами
Урало-Сибирского полигона. На этом полигоне с 2015 года установлен
порядок вождения поездов унифицированного веса. Это казалось бы простое
решение, а также перераспределение транзитного потока через южный обход
екатеринбургского узла позволяют СвЖД ежегодно экономить более 400 млн
рублей.
Больше выгодных грузов
В Екатеринбурге Олег Белозёров обсудил с врио губернатора
Свердловской области сновные аспекты сотрудничества РЖД и региона. Так,
речь шла о создании на основе железнодорожного вокзала Екатеринбурга
транспортно-пересадочного узла, возможности обустройства высокими
пассажирскими платформами остановочных пунктов по маршруту движения
скоростного электропоезда «Ласточка», строительстве
терминально-логистических центров.
В частности, о переносе грузового двора из центра города, со станции
Екатеринбург-Товарный, на станцию Гипсовая, которая расположена вблизи
автомобильных магистралей (Серовский тракт и ЕКАД). Объединение нового
грузового двора, терминалов «ТрансКонтейнера» и складских площадей в
единый комплекс позволит предоставлять клиентам полный цикл услуг,
выполнять функции распределительного центра.
Второй проект — строительство терминально-логистического центра в
районе станции Седельниково. Помимо крупнейшей в стране площадки по
переработке контейнеров комплекс будет включать логистическую, складскую
и сервисную инфраструктуру. Логистический кластер выступит центром
притяжения грузопотоков из других регионов. Также он может стать
фактором снижения транспортной составляющей в конечной цене продукции
уральских предприятий, повышения их конкурентоспособности на рынке.
Больше целевых инвестиций
Врио губернатора и президент РЖД пришли к выводу о необходимости
сохранения на территории Свердловской области льготы по налогу на
движимое имущество, в том числе на железнодорожный подвижной состав. По
оценке специалистов, это не повлечет за собой потерь для областного
бюджета, поскольку будет способствовать увеличению налогооблагаемой
базы. Скажем, ОАО «РЖД» использует преференции в качестве источника
дополнительного развития инфраструктуры, улучшения качества грузовых и
пассажирских перевозок, сдерживания роста тарифов.
По итогам 1 полугодия налогов выплачено уже на 13% больше, чем за
шесть месяцев прошлого года. СвЖД перечислила в бюджеты всех уровней и
государственные соцфонды 10,87 млрд рублей. В региональные и местные
бюджеты направлено 6,14 млрд рублей, в том числе в бюджет Свердловской
области — 2,95 миллиарда.
Кроме того, в 2017 году для нужд ОАО «РЖД» планируется приобрести
продукцию промышленных предприятий Свердловской, Тюменской областей и
Пермского края на общую сумму 43,7 млрд рублей. Сюда входит покупка
современного подвижного состава, рельсового проката и рельсовых
скреплений и др.
ОАО «РЖД» направило на развитие Свердловской магистрали в 1 полугодии
10,9 млрд рублей. Годовой инвестиционный бюджет СвЖД составит 30,9 млрд
рублей, с увеличением к 2016 году на 21,6%. В условиях устойчивого
роста грузопотоков наибольшая динамика заложена в проекты, направленные
на усиление инфраструктуры.
Больше современной инфраструктуры
В первом полугодии 2017-го по большинству параметров СвЖД показала
результаты лучше прошлогодних. Например, погрузка выросла на 2,3% — до
69,5 млн тонн. По итогам года она планируется на уровне 139 млн тонн
(плюс 900 тыс. тонн к 2016 году). Улучшены многие важные параметры:
грузооборот, средний вес поезда, скорость и надежность доставки грузов.
Важнейшей задачей коллектива стало развитие инфраструктурных
проектов. В завершающую стадию входит строительство третьего главного
пути на участке Баженово — Косулино, это один из ключевых проектов в
границах дороги. Он даст возможность значительно повысить пропускную
способность, обеспечить полное освоение перспективных грузо- и
пассажиропотоков. Проводится реконструкция станций
Екатеринбург-Сортировочный и Седельниково (южный обход Екатеринбургского
узла). Ведутся работы по удлинению путей станций Войновка, Шаля,
Кунгур, Пермь-Сортировочная, Верещагино, усилению устройств
электроснабжения.
Важнейшей задачей является завершение строительства вторых путей и
разъездов на участке Тобольск — Сургут — Коротчаево. Реализация проекта
позволит обеспечить растущие перевозки грузов нефте- и газохимических
предприятий севера УрФО.
Повышение качества инфраструктуры позволяет совершенствовать
технологии перевозочного процесса, увеличивать скорость движения,
предлагать клиентам привлекательные транспортно-логистические услуги.
Так, количество грузовых поездов, отправленных по согласованному с
клиентом расписанию, на СвЖД в 1 полугодии увеличилось на 30%. Эта
услуга, которой активно пользуются такие крупные компании, как ЕВРАЗ,
СИБУР, «Мечел», УГМК, способствует повышению экономической
эффективности предприятий и высвобождению железнодорожных мощностей. В
этом году СвЖД активно использует ее и для отправки ускоренных
контейнерных поездов. С января их сформировано почти 300, при этом
некоторые клиенты заказывают доставку «от двери до двери», с
организацией складского хранения.
Внедрение широкой линейки современных транспортных продуктов,
сегментированных по цене, делает возможным перевод дополнительной
грузовой базы на железнодорожный транспорт. СвЖД планирует в этом году
привлечь дополнительно 3,7 млн тонн грузов, ранее перевозившихся другими
видами транспорта.
Больше довольных пассажиров
О работе железной дороги мы можем судить и по собственному опыту — как пассажиры.
И в этой сфере трудно не заметить позитивных перемен. В уральских
поездах на популярных направлениях (в С.-Петербург и Кисловодск) с июня
курсируют новые вагоны. Компания совершенствует и имеющийся парк, чтобы
сделать его максимально удобным. Вагоны оборудуют дополнительными
розетками, а в фирменных и некоторых «южных» поездах устанавливают
душевые модули. Вокзалы модернизируют с учетом необходимых элементов
безбарьерной среды и требований безопасности.
В 2017 году втрое увеличены инвестиции в развитие пассажирских и
пригородных вокзалов. Около 600 млн рублей будет направлено на
модернизацию вокзального комплекса и двух платформ в Екатеринбурге.
Мероприятия по подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года также
предусматривают ввод в эксплуатацию трех досмотровых павильонов.
За счет программы по предупреждению травмирования граждан в зоне
движения поездов пять пешеходных переходов через железнодорожные пути
будут оборудованы световой и звуковой сигнализацией. Выделены средства
на завершение строительства пешеходных мостов на станциях Билимбай и
Перебор.
Инновационные «Ласточки» в первом полугодии перевезли более
полумиллиона пассажиров — рост скоростных перевозок к прошлому году
составил 19%. Аналитики отмечают, что положительная динамика связана в
первую очередь с привлекательными условиями поездки. Это удобный график,
комфорт и доступная цена.