Индия и Япония решили проложить собственный
«Шелковый путь». В Дели и Токио надеются, что индо-японская инициатива
составит достойную конкуренцию китайскому проекту «Один пояс, один
путь», что именовался прежде «Экономическим поясом Шёлкового
пути»."Поясам» предстоит схлестнуться за Африку
Путь без Индии и Японии
В мае в Пекине прошла представительная конференция с участием глав
почти трех десятков государств по грандиозному проекту «Один пояс, один
путь» (OBOR), автором которого считается Председатель КНР Си Цзиньпин.
Основная цель проекта – связать транспортными артериями и
торгово-экономическими отношениями Евразию с Африкой и заодно усилить
влияние КНР в этих регионах, а также в остальном мире.
Наибольший интерес к проекту проявляют, естественно, в Азии, которой
является его основной ареной. Наблюдатели, конечно, обратили внимание на
то, что в Пекин не приехали представители Индии. Причина отсутствия:
исторически непростые отношения между Пекином и Дели и нынешняя борьба
за лидерство на континенте. В отсутствии индийского премьера Нарендры
Моди сыграл, наверняка, не последнюю роль и тот факт, что очень большое
внимание в проекте уделяется Пакистану, главному сопернику Индии в Южной
Азии. В Дели считают, что создание Китайско-пакистанского
экономического коридора нарушает суверенитет Индии, потому что он
пройдет по спорным территориям между Дели и Исламабадом.
Не было в Пекине и представителей Японии, еще одной главной азиатской державы. Основная причина – натянутые отношения с Китаем.
Маршрутами древних мореходов
Можно говорить о том, что отсутствие делегаций из Индии и Японии в
Пекине в середине мая мало кого удивило. Однако исторически сложные
отношения Индии и Японии с Китаем не единственная причина их отказа
участвовать в саммите OBOR. Конечно, в Дели и Токио не собираются
отдавать Пекину континент без боя. Союз между Индией и Японией на почве
сложных отношений с Китаем, как экономический, так и политический и
военный, вполне естественен. Не удивительно, поэтому, что эти страны
решили предложить альтернативу китайскому новому «Шелковому пути» (ныне
это «Одна страна, один пояс») — свой индо-японский новый «Шелковый
путь».
Идею этого крупного проекта, получившего название
Азиатско-Африканский коридор роста (AAGC), Нарендра Моди и
премьер-министр Японии Синдзо Абэ обсудили на переговорах в ноябре 2016
года в Токио. Более подробно об AAGC индийский премьер рассказал на
ежегодном собрании Африканского банка развития (AfDB), которое прошло в
июне в Гандинагаре, столице индийского штата Гуджарат.
Целью совместного проекта Индии и Японии является углубление и
расширение интеграции экономик Южной, Юго-Восточной и Восточной Азий с
экономиками Океании и Африки. Главная идея заключается в создании
свободного и открытого Индо-Тихоокеанского пространства. В Дели и Токио
намерены решить эту задачу при помощи воссоздания морских маршрутов,
существовавших в глубокой древности, и создания новых морских коридоров.
Борьба за Африку
На практике это, скорее всего, выльется (по крайней мере, так
предполагается сейчас на бумаге) в создание нескольких крупных
экономических треугольников, по большей части расположенных в море или
на побережье. Они должны связать города и крупные хабы перечисленных
выше регионов, которым суждено, согласно прогнозам экономистов, стать
эпицентрами следующего этапа бурного развития глобальной экономики.
Наибольшее внимание сейчас в этой связи привлекает Африка. Экономисты
дружно отводят ей одну из главных ролей в авангарде экономического
развития. Экономики многих стран Черного континента развиваются сейчас
со темпами 7-10% в год, которые в Европе и Америке не снятся в самых
радужных снах.
Очевидным доказательством огромного потенциала Африки является
политика Китая. Пекин уже не первый год проявляет на Черном континенте
повышенную активность. После 2000 года китайско-африканская торговля
растет в среднем на 20% в год. В 2015 году ее объем достиг 188 млрд
долларов. Поэтому одной из «побочных» задач AAGC является ограничение
влияния и авторитета Поднебесной в Африке. Другими словам, Дели и Токио
намерены не только создать единое экономико-торговое
африкано-азиатско-океаническое пространство, но и получить свои куски
африканского пирога.
Усмешка с прищуром
Японии в Азиатско-Африканском коридоре роста, как обычно, в подобных
проектах, отводится в основном роль источника финансирования. Оно,
скорее всего, будет осуществляться через уже привычные
финансово-экономические инструменты: Азиатский банк развития (ADB),
Японское агентство международного сотрудничества (JICA) и Японскую
инфраструктурную инициативу (JII). Кроме этого, премьер Абэ обещает
вложить в развивающиеся азиатские и африканские рынки дополнительно 200
млрд долларов.
Китайцы считают индо-японский проект попыткой помешать их усилиям,
направленным на интеграцию Евразии. В Пекине к появлению у OBOR
конкурента отнеслись с усмешкой. На данном этапе AAGC находится в
зачаточном состоянии и значительно уступает китайскому Шелковому пути,
но огромные финансовые ресурсы Японии и неограниченные людские ресурсы
Индии вполне могут сделать из него опасного конкурента.
Между AAGC и OBOR больше различий, чем сходства. Основное заключается
в разных главных движущих силах проектов. У китайского проекта «Один
пояс, один путь» это госкомпании, которые финансируются госбанками. У
индо-японского проекта главным локомотивом предполагается частный
сектор.
Для России AAGC менее интересен, потому что он будет проходить
значительно южнее территории нашей страны. В любом случае, Москва будет
сохранять по отношению к этой конкуренции нейтралитет.