В среду собирается совет директоров Volkswagen,
который разберет новые обвинения в адрес компании. Новый виток
«дизельгейта» может привести к тому, что в Старом Свете окончательно
откажутся от дизельных двигателей и топлива.
Американская вонючка
Новой жертвой не стихающего скандала, связанного с фальсификацией
немецким автопроизводителем Volkswagen (VW) результатов проверок
двигателей на выхлопы, который получил название «дизельгейт», может
стать сама топливная технология. Недовольство потребителей дизельным
топливом, которое совсем недавно считалось в Европе и экономичным, и
чистым, может перерасти в открытый бунт.
Сейчас тлеющий скандал вновь угрожает превратиться в большой огонь.
Масла в него подлила Еврокомиссия, которая на этой неделе подтвердила,
что антимонопольный регулятор расследует обвинения в картельном сговоре
немецких автомобильных гигантов. В числе прочего речь идет и о сговоре с
целью внесения изменений в оборудование, которое проверяет выхлопные
газы автомобильных двигателей на вредные вещества. Журнал Spiegel,
раскрутивший новый виток «дизельгейта», в частности утверждает, что
Volkswagen, Daimler и BMW в 2006 г. договорились ограничить размеры
баков для жидкости, которая нейтрализует пары оксидов азота. Volkswagen и
Audi (а это один концерн) признали вину, а Daimler и BMW пока все
отрицают.
Серьезная опасность сейчас угрожает не только дизельному топливу,
оказавшемуся в центре скандала, но и технологиям, которые имеют решающее
значение для европейского и особенно немецкого автопрома. После начала
«дизельгейта» в 2015 году у общественности, можно сказать, раскрылись
глаза на дизельное топливо. Поначалу фальсификацию тестов на чистоту
выхлопа автомобилей VW обнаружили в США и можно было предположить, что
это часть конкурентной борьбы. Но затем европейцы поверили, что
дизтопливо таит угрозы для их здоровья, и, как нетрудно догадаться,
начали возмущаться.
Из князи в грязи
Автопроизводители быстро почувствовали перемену настроений покупателей
на своих кошельках – продажи автомобилей с дизельными двигателями начали
резко падать. В первые шесть месяцев 2017 года продажи «дизелей»
сократились в Великобритании на 10%, в Германии – на 9%, во Франции – на
7%. Растет список европейских городов, власти которых могут вообще
запретить ездить на дизельных авто. Ажиотаж сейчас настолько велик, что
вопрос дизельных двигателей и дизельного топлива превратился уже и в
политическую проблему. Немецкие политики и автопроизводители соберутся в
Берлине в августе на «саммит» по этому вопросу.
Для автопроизводителей «дизель» не просто очередная модель, которая
выходит из моды, как, например, в свое время кассетные магнитофоны. VW,
Mercedes-Benz и другие автомобильные концерны потратили десятилетия и
десятки миллиардов долларов, чтобы убедить европейцев в том, что
дизельное топливо не только экономичнее бензина, но и менее вредно для
окружающей среды и здоровья самих людей. В этом они преуспели: до
«дизельгейта» автомобили с дизельными двигателями составляли более
половины машин, продаваемых в Европе. В США и Азии, кстати, картина иная
– там «дизели» занимают лишь небольшую долю авторынка. Политики,
особенно, немецкие помогли автопроизводителям сделать так, чтобы
дизельное топливо стоило на автозаправках дешевле бензина.
Выхлоп докатился до Меркель
В 90-е годы прошлого века VW, Mercedes и BMW первыми объединили
компьютерную технологию, электронный впрыск топлива и турбонаддув, что
позволило сделать дизельные двигатели тише и чище по сравнению со
старыми двигателями. Экономия топлива тоже стала большим плюсом для BMW,
Daimler и Audi и позволила им достичь доминирующего положения в
сегменте автомобилей премиум-класса в Европе, где цена дизельного
топлива нередко в 4 раза превышает цену бензина в США.
Лимузины очень важны для автопроизводителей, потому что они приносят
больше прибыли по сравнению с авто средней стоимости. Очевидно, что
продавать бензиновые версии Audi Q7 или BMW X7, как менее экономичные,
немецким автопроизводителям будет труднее.
«Дизельгейт» стоит в повестке парламентских выборов, которые пройдут в
Германии в конце сентября. Ангелу Меркель критикуют за то, что она
является главным лоббистом немецкого автопрома. Берлин действительно
обращался в Брюссель с просьбой выделить субсидии на дизельное топливо.
Канцлер Меркель однажды даже открыто пожаловалась калифорнийским
чиновникам на то, что в этом штате слишком строгие, по ее мнению,
ограничения автомобильных двигателей по азотным соединениям.
Концентрация сил и средств на «дизелях» привела к тому, что немецкий
автопром медленнее работал над созданием гибридов, которые могут
заменить дизельные автомобили. Сейчас это отставание сказывается на
продажах.
Обиделись на ДВС
Опасность существует, конечно, и для производителей недорогих
автомобилей, таких, например, как Fiat, Renault, Peugeot и Citroën. Им
придется модернизировать оборудование, замеряющее выбросы в атмосферу,
потому что сейчас к этому вопросу привлечено повышенное внимание. Не
исключено, что уже через год-другой цены на эти авто поднимутся и они
могут быть сняты с конвейеров.
Сейчас все больше европейцев понимают, что «чистый дизель», мягко
говоря, не очень соответствует действительности. Дизельные двигатели,
действительно, сжигают топливо эффективнее бензиновых двигателей,
которые по-прежнему доминируют в Америке, и выбрасывают в атмосферу
меньше СО2, главного виновника глобального потепления. Но с другой
стороны, дизельные автомобили выбрасывают в воздух и больше оксидов
азота, которые не только создают смог, но и провоцируют астму и другие
легочные заболевания.
Сейчас ситуация изменилась. Европейские автопроизводители испытывают
сильное давление. Обвал популярности дизельного топлива и дизельных
двигателей ставит под сомнение главную стратегию немецкого автопрома.
Автопроизводители пытаются сейчас продавать больше электромобилей.
BMW, например, заявил во вторник, что в 2019 году начнет выпускать
полностью электрическую модель популярного Mini, а в Volvo сообщили, что
прекратят работать над двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
Однако даже резкий переход на гибриды и электромобили не в состоянии
компенсировать потери от снижения продаж «дизелей» в краткосрочной
перспективе. Франция намерена окончательно запретить продажу
автомобилей, работающих на дизельном топливе, к 2040 году.
Многочисленные города на континенте: Мадрид, Париж, Мюнхен, где
находится, кстати, головной офис BMW, Штутгарт и другие, хотят запретить
продажу машин со старыми дизельными двигателями. Кстати, потенциальный
запрет – главная причина массового отказа покупателей от «дизелей».
Потребители боятся, что на «дизелях» просто не смогут проехать в центр
своего города.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 9
Рейтинг поста:
видимо в пользу коммерческого транспорта