По данным исследовательского холдинга «Ромир», на сегодняшний день
поиск скидок и товаров по промоакциям в магазинах стал самым популярным
способом экономии среди россиян. Как пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на
текст исследования, за год почти в полтора раза выросла доля тех, кто
выбрал такой подход к планированию своего бюджета.
Так, в июне 2017 года доля тех, кто «всегда ищет промоакции и скидки
на товары, которые покупает регулярно», выросла до 36% против 26% в июне
2016 года. Процент респондентов, выбирающих магазины со специальными
предложениями и скидками, увеличился с 28% до 30%. При этом доля
покупающих более дешевые товар осталась стабильна — 31%.
В целом число экономящих сократилось с 89% до 82%, подсчитал ранее
«Ромир». В то же время другие способы экономии продемонстрировали
незначительное снижение, следует из исследования. Так, до 19% (против
21%) уменьшилось число тех, кто сообщил об отказе от покупки дорогих
видов продуктов. На 1 п. п., до 28% опустилась доля респондентов,
которые составляют списки и следуют им, на 1 п. п. до 23% — доля тех,
кто покупает исключительно те продукты, которые точно съест. Реже ходят
за продуктами, чтобы контролировать свой бюджет, 17% опрошенных. Год
назад таких было 22%.
Все-таки в 2016 году доллар стоил от 62 до 85 рублей, а в 2017
наступили более благоприятные времена для покупателей электроники и
бытовой техники: от 56 до 60 рублей за доллар, напоминает генеральный
директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов. Подешевели многие
товары, особенно электроника, импортируемая из-за границы, по отдельным
позициям стала дешевле на 15-25%. Это не означает, что доходы населения
выросли, нет, они по прежнему сползают вниз на 2-4% в год в реальном
выражении из-за инфляции (официальной на уровне 4%, а неофициальной -
10-15%) и безработицы, которая принимает скрытые формы.
Поиск промоакций, по мнению эксперта, как раз говорит о том, что
уровень жизни среднего гражданина падает, так как он ищет промоакции,
чтобы купить со скидкой товары повседневного спроса и не понимает, что
честных скидок в российском ритейле не более трети, остальные — это
изначально завышенные цены, которые потом возвращаются к нормальному
уровню, и это преподносится, как скидка. Для тех, кто был на распродажах
в развитых странах, это очевидно.
Основной причиной данного феномена является, конечно же, падение
реально располагаемых доходов населения, соглашается независимый
аналитик Дмитрий Адамидов. На Украине, к примеру, в 2014-2015 годах пока
не было сильного роста цен первоначально наблюлась точно такая же
история: ритейлеры были не готовы снижать цены, но продажи не шли, и
потому приходилось это делать через промоакции.
Хорошим и наглядным индикатором состояния потребительского рынка
является, говорит Шустов, состояние рынка автомобилей: самой продаваемой
маркой в начале 2017 года была KIA Rio, то есть очень-очень недорогой и
экономичный автомобиль, а в целом по сравнению с прошлым годом продажи
легковых автомобилей в первом квартале 2017 года выросли на 1%, то есть
можно сказать, что не выросли и не упали. И восстановление
потребительского спроса до докризисных уровней займет не менее пяти лет,
точкой отсчета нужно считать 2016 год.
Близость президентских выборов немного скрасит это ожидание, уверен
эксперт, поскольку правительство склонно в такие периоды увеличивать
субсидии на социальную сферу, но сразу после 2018 года программы
субсидий будут свернуты, потому что нефть не дает наполнить даже бюджет и
резервные фонды, не говоря уже о повышенном потреблении. По словам
Александра Шустова, прорыв в потреблении невозможен без роста зарплат,
который, в свою очередь, невозможен без проста производительности труда
россиян.