Россия, США, Иордании и представители Сирии (правительственные и
оппозиционные) договорились на днях о введении с 9 июля зон деэксалации
на юго-западе страны – вблизи сирийско-израильской и сирийско-ливанской
границ. Однако переговоры в Астане по аналогичной северосирийской зоне
прерваны 5 июля. Россия, Иран, Сирия, Турция и сирийская оппозиция не
смогли договориться по спорным вопросам.
Похоже, главная тому причина – заинтересованность Анкары в прямом
или, хотя бы, косвенном контроле за курдскими районами Сирии (то есть,
на севере страны) и за проходящими там же нефтепроводами – сирийскими и
транзитными из Иракского Курдистана (Северного Ирака) – к южнотурецким
портам.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров высказался предельно
лаконично о переговорах по переговорам по северосирийской зоне
деэксалации: «В Астане речь шла, прежде всего, о трех других зонах.
Есть, как мы уже говорили, понимание, как будут выглядеть зоны
около Хомса и Восточной Гуты (западный сектор Центральной Сирии. –
Л.Ш.). По северной зоне разговор продолжается».
«Во время этих консультаций турецкая сторона заявила, что ей
понадобится больше времени для того, чтобы принять соответствующее
решение», – сообщил представитель РФ на этих переговорах Александр
Лаврентьев. Глава же сирийской делегации Башар аль-Джаафари был более
категоричен: «Турецкая делегация отвергла рассмотрение любого документа,
связанного с имплементацией механизмов соглашения о зонах деэскалации».
Сама же турецкая сторона воздержалась от публичных комментариев по
поводу переговоров.
Следует также заметить, что соглашение о прекращении огня,
достигнутое в мае с.г. и действующее в ранее согласованных зонах
деэскалации, часто нарушается. И, главным образом, «протурецкими»
группировками. А действуют они, заметим, в нефтепроводных районах Сирии
или недалеко от них. Именно в канун Астанинского раунда упомянутых
переговоров по одному из этих трубопроводов в южнотурецкий порт
Юмурталык недавно поступила крупная партия – 650 тыс. баррелей –
североиракской нефти (из Киркука): она 23 июня была направлена в США.
Эта поставка состоялась после трехлетнего перерыва в связи с эмбарго
Вашингтона и Багдада на нефть и нефтепродукты из Северного Ирака, не
оформленные как иракские. Хотя уже не единожды многим информагентствами
сообщалось, что это эмбарго часто нарушается путем транзита через
Турцию.
Поставка в США этой нефти означает, что Вашингтон, в-первых,
активизирует политику по «выделению» Иракского Курдистана (Северного
Ирака) из состава иракского государства. А во-вторых – американцами
оказана, по крайней мере, косвенная поддержка стремлению Турции
контролировать все сирийские районы, в т.ч. зоны деэскалации,
примыкающие к нефтепроводам. Особенно к тем, что следуют из Северного
Ирака через Северную Сирию к турецким портам.
Выходит, что США де-факто перешли к политике раскола Ирака и,
соответственно, создания там курдского государства, ориентирующегося на
Вашингтон и Анкару.
В то же время Вашингтоном оказана, по крайней мере, косвенная
поддержка стремлению Турции контролировать все зоны деэскалации в Сирии,
примыкающие к нефтепроводам. Особенно к тем, что следуют из Северного
Ирака через Северную Сирию к турецким портам.
Вот данные аналитика по проблемам Ближнего Востока Владимира
Молчанова («Красная Звезда», 20 июня 2017 г.), на основе информации
Минобороны Сирии и материалов переговорного процесса по зонам
деэскалации. По этим данным, США и Турция фактически поддерживают
группировки, вознамерившиеся контролировать как транзитные, так и
собственно сирийские нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ).
А
именно: «…поблизости от Эр-Расафе проходит важный для экономики САР
нефтепровод – от Эс-Сафии (месторождение и перекачивающая станция) к
нефтеперерабатывающему предприятию, находящемуся в 16 км юго-восточнее
Ракки». Поэтому сирийские войска, выйдя к трассе Саламия – Ракка, «стали
быстро продвигаться вдоль этого нефтепровода, проложенного рядом с этой
автотрассой».
Но ввиду того, что правительственные силы после взятия Эр-Расафе,
контролировавшегося ранее террористическими группами, «не успели
расширить зону контроля вокруг этого селения, курдо-арабские
формирования под прикрытием авиации американской коалиции – в ней
участвует, напомним, и Турция – «заняли расположенный севернее
населённый пункт Шувейхан, рядом с которым проходит нефтепровод и
находятся кустарные устройства по перегонке нефти. Это позволило
проамериканским силам взять под контроль участок нефтепровода».
Примечательна также информация Федерального агентства новостей (21
июня с.г.): «…Отряды ССА (одна из антиасадовских группировок),
поддерживаемые возглавляемой США антитеррористической коалицией,
готовятся к наступлению на Дейр-эз-Зор, один из богатейших нефтью и
газом регионов Сирии (вблизи стыка границ Сирии, Турции и Ирака). Так,
Вашингтон при помощи сирийских боевиков-оппозиционеров намеревается
взять под свой контроль энергоресурсы и проходящий через территорию этой
провинции нефтепровод в Турцию».
Напомним, что до спровоцированного извне конфликта в Сирии около
половины транзита североиракской нефти перекачивалось, для последующего
экспорта, в сирийские порты Банияс и Тартус. До 40% – приходилось на
соседние турецкие порты (Юмурталык, Джейхан, Искендерун) и лишь около
10% – на порты Ливана (Сидон, Триполи), состыкованные с транссирийскими
нефтепроводами. Война в Сирии «заморозила» сирийский и
сирийско-ливанский нефтетранзит. Зато Турция вскоре освоила минимум 90%
всего объема экспорта нефти из Иракского Курдистана.К тому же доля
североиракского сырья в фактическом нефтепотреблении Турции уже
превысила 50%.
С учетом же упомянутой политики Вашингтона-Анкары по «доведению»
Иракского Курдистана к отделению от Ирака резонно предположить, что,
во-первых, экспорт североиракской нефти, по крайней мере, в США – едва
ли не навсегда будет сориентирован именно на турецкие порты.
Во-вторых, станет максимально надежным нефтеснабжение самой Турции.
Собственно, отсюда и намерение Анкары прямо или косвенно контролировать,
а ещё лучше – расширить именно те сирийские зоны деэскалации, что
примыкают к нефтепроводам и нефтяным портам как Сирии, так и Турции.
Специально для «Столетия»
Статья
опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной
поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением
Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании
конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.
Источник: geo-politica.info.
Рейтинг публикации:
|