В ходе
пресс-конференции по итогам саммита G20, отвечая на вопрос о
экономической стратегии, Владимир Путин рассказал, что в итоге, скорее
всего, будет принята общая программа, основанная на различных
предложениях. В чем разница этих программ?
Итак, Владимир
Путин первым делом напомнил, что Борис Титов совместно с
предпринимательским сообществом предложил программу, которая
представлена общественности. Также президент отметил, что есть
предложения и от Алексея Кудрина, и от правительства.
У всех, по
словам Путина, есть стоящие предложения, поэтому работа ведется и в
итоге будет принят какой-то общий план действий, который будет включать
предложения от всех участвующих сторон.
Ответ Владимира Путина можно посмотреть на видео с 24-й минуты.
Мы уже подробно разбирали стратегии ЦСР, "Стратегию Роста" и предложения правительства, хотя у
Кудрина и правительства каких-то конкретных документов, которые можно
было бы назвать программой, нет.
Основной вопрос, что даст
реализация той или иной программы экономике и населению. Рассмотрим с
точки зрения темпов роста ВВП - пока наиболее принятого показателя.
"Стратегия Роста"
Начнем
со "Стратегии Роста". Борис Титов со своей командой закладывает на
первом этапе (2018-2020 гг.) ускорение экономического роста до 3,5-5%,
а затем на период 2020-2025 гг. – уже 5-6%.
Чего хотят добиться
авторы данной стратегии? Создания новой диверсифицированной экономики,
которая не будет целиком и полностью зависеть от цен на нефть.
Для этого предлагается программа по увеличению инвестиций - на 8-10% в
год на этапе 2017-2019 гг., расширение производственных мощностей.
Начать предлагается с политики Центрального банка, который пока своими
высокими ставками блокирует любые попытки к более быстрому
восстановлению.
По задумке, должен начать расти класс малого и среднего
предпринимательства, уровень жизни населения. Важное внимание уделяется
также развитию цифровой экономики и развитию новейших технологий:
криптовалют, блокчейн.
В качестве новых источников роста обозначены:
1. Производственные МСП, выход бизнеса из тени (+1,1 п. п. в год на первом этапе).
2. Восстановление экономики "простых вещей" (+0,2 п. п.).
3.
Модернизация, повышение производительности труда действующих
производств (ОПК, авиа- и космическая отрасль, станко- и
приборостроение, транспортное и а/м строение, энергетика, пр-во
медоборудования) (+0,9 п. п.).
4. Новая индустриализация в
традиционных отраслях (увеличение глубины переработки природных ресурсов
в традиционных отраслях) (+0,3 п. п.).
5. Новая индустриализация в отраслях экономики будущего (экономика знаний) (+0,6 п. п.).
6. Развитие АПК (+0,4 п. п.).
7. Жилищное строительство, ЖКХ и развитие инфраструктуры (+0,8 п. п.).
8. Развитие Дальнего Востока и транзитного коридора Азия – Европа (+0,2 п. п.).
9. Рост человеческого капитала (+0,5 п. п.).
Стратегия ЦСР
У
Алексея Кудрина программа нацелена на более скромный экономический
рост. В период с 2018 по 2025 гг. темпы роста должны составить всего
2,2-4,0%. На следующем этапе (2026-2035 гг.) экономика должна расти уже
на 4,2-3,5%.
Видно, что никакого бурного роста не ожидается даже при выполнении всех
заложенных в программу идей.
Добиваться поставленной задачи
планируется за счет роста инвестиций в основной капитал, повышения
производительности труда. Отметим, поскольку стратегия ЦСР по каким-то
причинам по большей части держится в секрете, детально описать ее
компоненты довольно трудно.
Впрочем, известно, что для
структурного маневра в экономике, по мнению Кудрина и его команды,
необходимо создание условий для развития несырьевых отраслей за счет
использования традиционных конкурентных преимуществ РФ, а также снижения
издержек, повышения конкуренции, внедрения инноваций и улучшения
институциональной среды.
Вот как видят в ЦСР динамику отраслевой структуры экономики в 2016-2024 гг.:
1. Сельское хозяйство: -0,5 п. п.
2. Добывающая промышленность: -0,6 п. п.
3. Обрабатывающая промышленность: -0,6 п. п.
4. Сектор предоставления ЖКУ: -0,6 п. п.
5. Строительство: +0,3 п. п.
6. Торговля, ремонт, гостиницы, рестораны: +1,7 п. п.
7. Транспорт: +0,1 п. п.
Правительство
Правительство
РФ вроде бы тоже серьезно занимается разработкой программы, однако от
Минэка, кроме макроэкономического прогноза, мы толком ничего не видели, а
прогноз - это все-таки что-то другое, но никак не набор мер для
достижения экономического роста.
Впрочем, правительство готовит
сейчас какие-то отдельные программы. В частности, совсем недавно было
объявлено о разработке программы по установке тарифов монополий. Также
Минсвязи представило программу цифровой экономики, правда многие
эксперты подвергли ее жесткой критике за отсутствие в ней даже намека на
экономику, тем не менее работа ведется, и она все равно будет
учитываться.
К тому же не стоит забывать, что на каком-то этапе
стороны все равно будут вынуждены как-то объединять свои предложения и
выбирать из них лучшее.
Подробнее: http://www.vestifinance.ru/articles/87900 Источник: vestifinance.ru.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+