Еще в 2012 году Владимир Путин поручил Минэкономразвития заняться
вопросом производительности труда и увеличить ее в полтора раза за семь
лет – до 2018 года. Как пишут «Ведомости», министерство представило
проект программы повышения производительности труда в РФ, которая
должна, в том числе, поддержать оставшихся без работы россиян.
Минэкономразвития, пишет издание, на программу просит 29 млрд руб. из
бюджета до 2020 г. И как раз большая часть пойдет на решение проблемы
безработицы. В 2017 г. в программе будут участвовать пять регионов, в
2018 и 2019 гг. – по 10, новые регионы будут прибавляться и дальше.
Программа, в частности, предполагает, что в регионах будут отобраны
компании, которым бюджет наймет консультантов по повышению
производительности труда. Их список предстоит одобрить, но в основном
это компании из большой четверки аудиторов. Они проанализируют
эффективность компании и предложат кратко-, средне- и долгосрочные меры.
Долгосрочные же меры требуют серьезных капиталовложений. Денег из
бюджета не будет, но компании, участвующие в программе, будут иметь
приоритет в очереди за деньгами институтов развития: и Фонда развития
промышленности, и ВЭБа, и Российского экспортного центра. Деньги на
инвестиции могут появиться и от инвестиционного налогового кредита.
Инструмент уже есть, но не работает – Минэкономразвития предлагает
упростить выдачу кредита.
Инициативы по повышению производительности труда неоднократно звучали
из уст чиновников самого разного калибра, но воз и ныне там,
констатирует генеральный директор CAF Group Наталья Ионова.
Производительность труда в России 2,5 раза ниже показателей экономически
развитых стран и это реальная проблема, с которой пока не могут
справятся ни чиновники, ни большинство работодателей. Количество
высокопроизводительных рабочих мест в России менее 11,7%, что примерно в
3 раза меньше чем в США или Западной Европе.
Предлагаемый Минэкономразвитием очередной проект по повышению
производительности труда пока вызывает больше вопросов, чем ответов,
полагает эксперт. Паспорт проекта должен быть подготовлен к августу
текущего года. Приоритетными направлениями проекта, по мнению
Минэкономразвития, должны стать анализ уровня производительности труда,
программы оптимизации бизнес-процессов целого ряда стратегически важных
предприятий, программа перепрофилирования и переподготовки кадров
подготовки, программа релокации персонала, программа создания
высокоэффективных и производительных рабочих мест.
Предложения по проведению аудита и регулярному мониторингу
производительности труда можно расценивать только положительно, но
важным фактором будет являться реакция наших чиновников на результаты
мониторинга. Мы и сегодня уже знаем, что уровень производительности
низок. От того, что мы будем знать точные значение разницы в показателях
производительности ситуация не изменится, говорит Наталья Ионова. Если
мы не будем создавать и внедрять инструменты повышения эффективности
труда, а к таковым, прежде всего, сегодня необходимо отнести
компьютеризацию, информатизацию и автоматизацию, то производительность
труда будет оставаться низкой.
А учитывая падение общего уровня квалификации персонала в последние
несколько лет, можно прогнозировать еще и снижение производительности
труда по целому ряду направлений. Это связано с тем, что предприятиям и
компаниям приходится доучивать новых сотрудников с низкой квалификацией,
что увеличивает сроки выхода на плановую производительность труда таких
специалистов. «Будем ждать деталей проекта от Минэкономразвития и
надеяться, что нашими чиновниками будут учтены выводы экспертного
сообщества, которое уже сейчас бьет тревогу и указывает на
многочисленные проблемы, в том числе и бюрократические препоны», –
заключает Ионова.
Сама по себе идея повышения производительности труда по всей стране
несет в себе ряд глубоких изменений, уверен старший партнер
консалтинговой группы «НЭО Центр» Александр Шкребело. Это и внедрение
современных подходов в организации производственных и непроизводственных
процессов на предприятиях, элементов трудового законодательства,
основного подхода к требованиям по квалификации работников.
Предлагается по сути реформировать систему – перейти на электронный
документооборот, создать единую базу, которая будет содержать данные обо
всех уволенных и обо всех нанятых и по средствам которой, человека,
оставшегося без работы – тут же возьмут под контроль, и подыщут новую
работу. Таким образом, предлагаемая система исключит длительные периоды
поиска, что для статистики сыграет положительную роль – по факту рост
безработицы снизится.
Между тем, рассказывает эксперт, пока предлагаемые меры смогут
обеспечить борьбу с безработицей лишь в отдельных регионах – то есть по
всей России такая система в ближайшие 10-15 лет не заработает, так как
на это не хватит денег ни у государства, ни у компаний. Какие же
механизмы здесь будут ключевыми и как будет решаться проблема. По
замыслу Минэка, сначала должны определить пять регионов, где
производительность труда находится на самом низком уровне и провести
работу с компаниями из среднего сектора экономики, между тем какие
именно это будут регионы – сейчас сказать сложно, так как компаний
среднего сектора и в разных отраслях крайне много и каким именно будут
отдаваться предпочтения – неизвестно.
Александр Шкребело предполагает, что выбор будет производится с
помощью консультантов, которых правительство и привлечет к работе.
Данная модель оптимизации – довольно распространена на западе, по сути в
компанию придут специалисты, которые проведут анализ того по каким
законам живет предприятие, выявят самые слабые стороны – вплоть до того
как расставлено оборудование, сколько человек выполняют похожую работу и
как используют рабочие часы. Далее, консультанты смогут провести анализ
исполняемых процессов, выявят «узкие места» и сформируют рекомендации
по оптимизации процесса – например, предложат сделать перестановку чтобы
добавить еще оборудования или упразднить должность некоторых
сотрудников и загрузить более конкретными заданиями других служащих.
В то же время важно иметь в виду, что если какие-то функции
сотрудников упраздняются, то это не значит, что оставшийся без работы
человек будет вынужден ее искать – как раз новая система предполагает,
что предприятия будут обмениваться данными о таких сотрудниках – и если
на одном что-то упразднили, то на другом будет выдана рекомендация для
открытия новой вакансии.
Основная цель, уверен Александр Шкребело, – убрать простои и работы,
которые не несут реальной ценности, а основные процессы обеспечить
квалифицированным персоналом, который будет работать высокоэффективно.
Опыт регионов, участвующих в программе, будет передаваться на другие
регионы, то есть сформируется определенная база опыта для заимствования
знаний, которую смогут использовать другие предприятия не прибегая к
помощи консультантов.
Отдельный вопрос – финансирование необходимых изменений на
предприятиях. Ведь, по результатам работы может быть выявлена
необходимость переоснащения производства – установки более современного
оборудования или внедрения современных ИТ-решений, что достаточно
капиталоемко – один станок зарубежного производства в области
металлообработки может стоить около полумиллиона долларов и более,
адаптация и внедрение ERP-системы на предприятии с численностью около
1000 человек – от 30 млн рублей. Хотя, безусловно, консультанты
предложат и изменения не требующие дополнительных бюджетов – вот они и
должны быть внедрены в первую очередь.
Вообще у данной инициативы очень много спорных нюансов, основной –
финансирование, констатирует эксперт. Средств из бюджета в размере 29
млрд рублей не хватит на, то чтобы окупить услуги работы консультантов и
экспертов, поэтому компаниям буду предлагаться варианты
софинансирования. Поскольку свободных средств в их бюджетах на это
очевидно хватать не будет, им будет предложена схема выделения средств
либо из Фонда развития промышленности, либо из ВЭБа или Российского
экспортного центра, второй вариант – использовать инструмент
инвестиционного налогового кредита, т. е. налоговые каникулы на период
оптимизации.
В текущих экономических условиях с нестабильной ценовой ситуацией на
нефть и продолжающемся дефиците бюджета последний вариант компании может
не устроить, поскольку после оптимизации все льготы пропаду, а высоких
результатов гарантировать эксперимент не может. Что же касается средств
из фондов, то на эти деньги очевидно будут рассчитывать лишь небольшой
круг предпринимателей с широкими связями, заключает эксперт.