Госдума в пятницу продлила полномочия Эльвиры Набиуллиной на посту
главы Банка России на пять лет. Ранее, 22 марта, президент РФ Владимир
Путин представил кандидатуру Набиуллиной в Госдуму для продления
полномочий на посту главы ЦБ на новый срок.
С одной стороны, у главы ЦБ были достаточно прочные позиции. Она
зарекомендовала себя сильным руководителем и приверженцем резких мер. С
другой – она не раз подвергалась критике со стороны многих депутатов
и предпринимателей за политику валютного курса в 2014 году и низкие
темпы снижения процентных ставок. Именно при ней в 2013 году очистка
банковского сектора привела к сокращению числа банков в РФ почти
на треть.
Конечно, признает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов, политика
управления Центробанком по рецепту Эльвиры Набиуллиной устраивает далеко
не всех представителей власти, кто-то ее критикует за излишнюю
консервативность и осторожность в отношении ставки рефинансирования, а
кто-то до сих пор не может отойти от шока, который возникал от той
скорости с которой ЦБ расправлялся за последние 4 года с банками по
отзыву лицензий.
С другой стороны, указывает аналитик, нельзя не признать, что
Набиуллина смогла развернуть политику ЦБ, выделить ее на фоне действий
остальных ведомств и сохранить лицо Центробанка как жесткого регулятора,
который действует в первую очередь не в интересах крупного бизнеса, а
скорее ведет политику с социальным подтекстом, ведь основные столпы
реализуемого курса завязаны на достижении целевых показателей по
инфляции – напомним, что цель достигнуть инфляцию не выше 4%.
Что же касается действий по укреплению нацвалюты, то оно по сути на
руку регулятору только до того момента как будут достигнуты инфляционные
цели, и как только это произойдет политика может измениться – то ест до
достижения целей в качестве основных рычагов ЦБ использовал методы
умеренного и неохотного снижения ставки, ограничивал денежную массу за
счет сдержанного и жесткого подхода в кредитовании и за счет забора с
рынка денег на депозитных аукционах, что в частности создавало подспорье
для борьбы с инфляцией и укрепляло рубль.
Между тем, продолжает Алексей Антонов, ЦБ уже почти достиг своей
инфляционной цели и уже во второй половине года политика регулятора
ожидаемо изменится, в частности если инфляция достигнет желаемого
порога, скорее всего, ЦБ начнет производить интервенции на внешних
рынках – закупая валюту и пополняя золотовалютные резервы – что как раз
убережет от стремительного и вполне прогнозируемого резкого ослабления
инфляции.
Также перед ЦБ будет стоять задача не допустить слишком
стремительного укрепления рубля, но это будет всецело зависеть от
стоимости барреля – если нефть будет дорожать, валюту нужно будет
сдерживать, но сильно увлекаться этим, по мнению большинства участников
рынка, не стоит. В частности это может лишь временно сказаться на росте
экономики, а ЦБ и правительству нужны более надежные гарантии в росте
ВВП.
В отношении политики отзывов лицензий у банков, Алексей Антонов
полагает, что скорее всего, текущий год не будет наполнен громкими
событиями в этой области. По словам представителей сектора – ЦБ,
кажется, навел порядок и вполне доволен финансовым здоровьем большинства
участников, однако это не говорит о том, что работа над новыми
механизмами оздоровления банков остановлена, реформа санации банков, где
ответственность будет больше на участниках рынка, а не на АСВ и
средствах ЦБ будет проведена.
Ключевая ставка, заключает эксперт, в этом году она будет понижаться
динамичнее чем в прошлом – это подтверждает двойное снижение ставки с
начала года до 9,25%, не исключено что 16 июня на очередном заседании
она будет понижена еще на 0,25 пп., но вряд ли ЦБ будет торопиться в
достижении докризисных размеров ставки, - по расчетам главы Банка России
ставка в размере 6,5-7% может быть установлена не ранее 2020 года при
условии, конечно, стабильной инфляции.
Эльвира Набиуллина вместе с ЦБ находятся в общем-то в оппозиции к
мнению большинства финансистов, которые справедливо считают, что высокая
ключевая ставка скорее вредит экономике, указывает, в свою очередь,
генеральный директор ИК «Форум» Роман Паршин. Поэтому голосование по ее
переизбранию может оказаться не таким единогласным, а противостояние в
Думе по этому вопросу — существенным.
Проблема оценки ее пребывания на посту главы ЦБ, как всегда, в том,
что мы не можем наблюдать альтернативные пути, по которым могла бы идти
денежно-кредитная политика, и альтернативные результаты по курсу рубля,
инфляции, реальным заработным платам, дефициту бюджета, которые были бы,
если бы ставка была ниже.
«Это, пожалуй, главный вопрос, и я склонен считать, что низкая
ключевая ставка дала бы возможность преодолеть кризис не за 3 года, а,
может быть, за год-полтора, и последствия были бы не такими тяжелыми, –
говорит эксперт. – Думаю, что ЦБ связан определенными политическими
рамками, но все же, хотелось бы, чтобы вопрос слишком жесткой
денежно-кредитной политики вновь был поднят в начале нового срока
пребывания Набиуллиной на посту главы ЦБ. Тем более, что он коррелирует
со второй проблемой: уменьшением числа коммерческих банков, и как
следствие, сжатием денежной массы».
Кроме того, что лицензии за три года потеряли около 300 банков,
сейчас предлагается новая система лицензирования банков, подразумевающая
разделение их на базовые, универсальные и системообразующие, напоминает
Роман Паршин. Если присмотреться к ней повнимательнее, то она содержит в
себе ужесточение условий работы для примерно 250 небольших банков, при
этом и эта группа, и все остальные теряют стимул к росту капитала: чем
больше капитал банка, тем больше давление регулятора на него.
По словам аналитика, это приведет к олигополии на банковском рынке,
где будут доминировать несколько больших государственных банков, и нужно
серьезно рассмотреть вопрос, будет ли это полезно для экономического
роста, а главное — для устойчивости экономики к внешним шокам, кризисам.
Опыт показывает, что система из множества мелких элементов устойчивее,
но менее контролируема, чем олигопольная структура.
Что касается внешних факторов, то, уверен Роман Паршин,
денежно-кредитная политика и курс рубля сейчас базируются на
относительно высокой цене нефти, и это уязвимая позиция. При цене
барреля Brent около 50 долларов и бюджет, и рубль, чувствуют себя
хорошо, но исключать снижение котировок нефти в район $40 или даже 30
долларов нельзя.
Сейчас Brent устремилась к отметке 47 долларов, даже не обращая
внимания на тот факт, что OPEC продлила действие соглашения о сокращении
добычи. К сильному снижению стоимости нефти экономика не готова, в том
числе из-за жесткой кредитно-денежной политики и отсутствия кредитных
средств для развития малого и среднего бизнеса.