Компания Zara, входящая в испанский холдинг Inditex, недавно
заключила контракты с российскими компаниями на производство одежды и
текстиля для дома, сообщил замминистра промышленности и торговли России Виктор Евтухов.
В этом году Zara планирует продать изделий, произведенных в России, на 1
млн рублей, а в ближайшее время вдвое увеличить их количество.
Поскольку Inditex чрезвычайно закрытая компания (информацию о себе она
доверяет лишь мемуаристам, пишущим про нее хвалебные книги, и
предпочитает не общаться с журналистами и общественностью), никакой
конкретики относительно контрактов на сегодняшний день нет.
Безусловно, это важное для российского рынка событие. Исторически
такие компании, как Zara, привлекая большой покупательский трафик,
снимали сливки с российского ритейла — имели крайне выгодные условия
аренды торговых площадей и вообще не вкладывались в инфраструктуру
российского рынка. Благодаря рыночной концепции (модный товар по
доступным ценам с быстрым обновлением ассортимента), огромным объемам
заказов, мощной финансовой поддержке и использованию дешевого труда в
производстве Zara имеет возможность предложить покупателю оптимальный по
цене–качеству товар и много лет занимает лидирующие позиции на мировом и
российском рынках. Так, объемы продаж в России всей группы Inditex (в
нее входят розничные сети Zara, Massimo Dutti, Bershka, Pull & Bear,
Stradivarius и др.) составили в 2015 году 60 млрд рублей — это в разы
больше, чем у любой другой компании в обувном и одежном ритейле. С этой
точки зрения размещение производства на 1 млн рублей — капля в море.
Вопрос в том, должны ли такие компании (кстати, в рейтинге
миллиардеров Forbes самым богатым бизнесменом планеты уже второй год
подряд становится владелец группы Inditex Амансио Ортега)
просто зарабатывать на российском потребительском спросе и
недоразвитости местной легкой промышленности. Почему-то в случае с
автомобилями российские власти решили вопрос быстро, требуя от
иностранных производителей значительной локализации. Почему мы не можем
предъявить такие же требования и к глобальным производителям одежды, с
которыми отечественным игрокам очень сложно конкурировать? Эта тема
стала особенно актуальной после девальвации рубля, когда стоимость
производства отдельных категорий одежды и домашнего текстиля в России
оказалась сравнима со стоимостью производства в других странах.
Минпромторг России начал вести переговоры с иностранными розничными
компаниями по поводу размещения заказов на российских фабриках в прошлом
году. Несомненно, это, как и получение госзаказа, стало бы стимулом к
развитию для наших предприятий. Не следует ожидать, что такие переговоры
будут сверхуспешными, поскольку формировать российскую производственную
базу никто не хочет, а ввиду отсутствия отраслевой инфраструктуры наш
легпром проигрывает конкурентам на мировом рынке.
Может, так совпало, но Inditex активизировалась именно после того,
как несколько месяцев назад Роскачество провело проверку трех категорий
товаров в различных сетях одежды, и по всем трем позициям в сети Zara
было выявлено несоответствие продукции требованиям технического
регламента Таможенного союза. И Zara пришлось убрать ее с полок. Далее
Минпромторг заявил, что «планирует обсудить с менеджментом Zara вопрос
локализации производства в России и размещения заказов на пошив
продукции на российских предприятиях».
Вероятно, российские власти предложили ритейлеру интересные условия сотрудничества. По словам Анны Лебсак-Клейманс,
генерального директора Fashion Consulting Group, конкретные предприятия
по производству готовой одежды пока названы не были и непонятно даже,
какие именно виды ассортимента Zara будет тут производить. «Можно лишь
предположить, что это будет продукция, которая не требует частой смены
сырья и модели, в которую нет необходимости вносить значительные
конструктивные изменения в короткое время. Например, это могут быть
чулочно-носочные изделия, вероятно, какие-то аксессуары, базовые
линейки, — считает Анна Лебсак-Клейманс. —Однозначно, что текстильные
изделия, произведенные в России, не будут стоить дешевле, чем сшитые,
например, в Юго-Восточной Азии. Основная выгода для Zara заключается в
коротком логистическом плече для продаж на восточноевропейском рынке, а
не в значительной экономии на производственной себестоимости».