Индустрия трудоустройства по-французски
Региональный Центр занятости (Pôle emploi) находился в одноэтажном здании современной архитектуры. Свежевыкрашенный фасад, облицованный снизу плиткой шоколадного цвета, являл приятный контраст по сравнению с окружавшими его жилыми домами, изрядно обветшавшими.
Я открыла стеклянную дверь и вошла в приемную комнату. Несмотря на ранний час (около 9 утра), там уже были посетители: трое мужчин неопределенного возраста с характерным « озабоченно-просящим» выражением лиц, молодая женщина в хиджабе и юноша лет 20-ти.
В глубине приемной находился стол дежурной секретарши. В трех метрах перед ним на полу была проведена ограничительная линия, как на платформе метро, но не с целью обеспечения безопасности, а для соблюдения конфиденциальности разговора с посетителем. Я пристроилась в конец очереди. Ждать пришлось недолго.
«Слушаю Вас», - секретарша приветливо улыбнулась. « Хотелось бы проконсультироваться о возможности трудоустройства »,- бодро ответила я. «Наши специалисты принимают только по предварительной записи. Вы получили извещение из нашего Центра?». – «Нет». – « А Вы уже зарегистрированы на нашем сайте?» - «Нет». – « Тогда Вам надо сначала заполнить формуляр на сайте Центра, а затем, в течение недели Вы получите по почте извещение о дате Вашей консультации. Если у Вас нет личного компьютера, Вы можете воспользоваться нашими », – и она показала на ряд компьютеров, установленных вдоль стены.
Вернувшись домой, я приступила к заполнению формуляра. Это был пятистраничный документ, где помимо указания подробных биографических сведений нужно было ответить на фундаментальный вопрос: «Есть ли у Вас персональный жизненный проект, и в чем он заключается?» Позже я поняла, что этот вопрос служит стержнем, вокруг которого «вращается» вся система помощи в поиске работы.
Ровно через неделю я получила письмо, сообщавшее о дате и времени встречи с моим «персональным консультантом по трудоустройству».
В назначенный день в Центре меня встретила милая молодая женщина. После взаимного представления и рукопожатия она провела меня в свой кабинет. Там, усевшись за компьютер, она задала мне пару уточняющих вопросов и через минуту распечатала, и вручила мне два первых официальных документа. Первый – о том, что я не имею права на пособие по безработице, так как за последние 36 месяцев не отработала положенных 122 дней. Второй – возвещавший об изменении моего социального статуса: из «домохозяйки» я превратилась в «соискателя трудоустройства». В знак этого консультант выдала мне регистрационную карточку Центра занятости. Формальности закончились, и мы перешли к делу.
«Есть ли у Вас персональный проект?» - спросили меня. После заполнения формуляра я предвидела этот вопрос и без запинки поведала, что имею диплом МГУ, многолетний стаж работы преподавателем английского языка и хотела бы найти работу по специальности.
Моя собеседница задумалась на мгновение. Потом ее лицо просветлело, и она воскликнула: «Значит, Вы любите работать с людьми! У меня есть для Вас замечательное вакансия – санитарка в больнице».
Я вежливо поблагодарила, прибавив, что обдумаю это предложение. Девушка дала мне подписать распечатку краткого содержания нашего разговора. Затем она достала из ящика стола небольшую тетрадь. Оказалось, что это что-то вроде дневника, куда консультант предложила мне ежедневно записывать, что я сделала в этот день, чтобы найти работу. На этом моя первая консультация закончилась.
Вторая встреча в Центре была запланирована через три месяца, но состоялась гораздо раньше. Менее чем через месяц, я вновь получила вызов на повторную консультацию, причем в письме было указано, что в случае неявки я буду немедленно лишена статуса « соискателя трудоустройства». Не желая так быстро потерять мой новый статус, я поспешила в Центр.
К удивлению, там меня встретила другая молодая женщина не менее любезная, чем первая. Она объявила мне, что отныне она будет моим «персональным консультантом» и вызвала меня досрочно для личного знакомства.
«Есть ли у Вас персональный проект?» - спросила она. Я уже знала, какая вакансия ожидает преподавателя, поэтому решила попробовать другой вариант: «Я видела в местной газете объявление о наборе на платные 2-х годичные курсы японского точечного массажа Шиацу. Я хотела бы получить диплом массажистки, чтобы открыть свой кабинет. Может ли Центр оказать мне финансовую помощь для осуществления этого проекта?»
Я показала консультанту газету с объявлением. Она углубилась в чтение, потом радостно воскликнула: «Здесь написано, что в обучение входит 10-часовой курс оказания первой медицинской помощи! Наш Центр может предложить Вам пройти бесплатные одногодичные курсы подготовки санитарок: 3 месяца теории и 9 месяцев практики в больнице!!!! Это приблизит Вас к осуществлению Вашего «персонального проекта»!»
Я вежливо поблагодарила, сказав, что обдумаю это предложение. Девушка дала мне подписать распечатку краткого содержания нашего разговора. Она назначила мне следующую встречу через 3 месяца, и на этом мы расстались.
Когда через месяц я достала из почтового ящика очередной вызов в Центр, ситуация стала приобретать некий комический оттенок. Я даже не удивилась, узнав, что у меня новый «персональный консультант» - симпатичная девушка, желающая познакомиться со мной лично.
«Я встала на учет в вашем Центре менее 3 месяцев назад, и Вы уже мой третий консультант»,- сказала я ей. «Знаю, - ответила она, - но, надеюсь, что начальство будет довольно моей работой и я продержусь дольше остальных».
Я узнала, что год назад она окончила педагогический факультет и это – ее первое трудоустройство. «У меня свободный график: назначаю встречи с соискателями в удобное для меня время. Отличная работа!» - похвасталась она.
Потом, спохватившись, приняла деловой вид и задала свой магический вопрос: «Есть ли у Вас персональный проект?» Устав от повторений, я решила перейти сразу к выводу и сообщила ей, что проектов у меня много, но ни один из них не предусматривает работу в качестве больничной санитарки. На лице консультанта выразилось очевидное разочарование, и повисла длинная пауза.
Наконец, она сказала: « Наша ассоциация GRETA предлагает бесплатные курсы французского языка для безработных иностранцев и курсы повышения грамотности для безработных французов. Не хотите ли попробовать?»
Конечно, я хотела! Улучшить свой французский и изучить на практике методику преподавания иностранного языка во Франции – об этом можно только мечтать!«Насчет методики преподавания я не уверена….» - нерешительно протянула консультант, но я не придала большого значения ее словам.
* * *
Центр занятости (Pôle emploi)является государственным административным учреждением,
созданным с целью оказания помощи в трудоустройстве путем предоставления более
персонализированного сервиса, упрощения процедур и расширения услуг.
В настоящее время во Франции функционирует 902 региональных агентств Центра. 54000 сотрудников ежедневно выходят на работу, чтобы служить связующим звеном между соискателями трудоустройства и предприятиями.
Профессия консультанта является многогранной: он встречает, регистрирует, оформляет субсидии и сопровождает соискателя вплоть до его трудоустройства.
В 2016 году результаты работы Центра в целом положительны. Основные преобразования, начатые более года назад, продолжались во всех областях: внедрение новых методов поиска трудоустройства, создание почти 500 000 курсов дополнительного образования, стимулирование развития предпринимательства, развитие виртуального Магазина Вакансий.
* * *
На первое занятие курса «Французский язык как иностранный» я приехала за 15 минут до начала. В зале, за длинным столом уже сидели две женщины средних лет. Они тихо переговаривались между собой, глядя в учебник. Я устроилась напротив. Женщины общались на беглом французском без малейшего акцента. Я подумала, что попала не в тот зал, и спросила: « Простите, курсы французского языка для иностранцев проходят здесь?» - « Да». – « Но вы же не иностранки?» - « Нет, мы – француженки, но мы не умеем писать». Наверное, на моем лице выразилось изрядное удивление, потому что они поспешили пояснить: « В детстве, по семейным обстоятельствам, мы не могли регулярно посещать школу. А сейчас Центр занятости предложил нам работу санитарками в больнице, и мы должны научиться писать, чтобы пройти отбор».
Вскоре к нам присоединились молодая китаянка и четыре девушки в хиджабах. Они сразу же прошли в смежную комнату, где стояли компьютеры.
Я тихо посидела еще минут 20, ожидая начала занятия, а потом вынужденно побеспокоила моих новых знакомых еще одним вопросом: « Когда же начинается урок, и где преподаватель?» « Урок уже начался, - сказали мне. – А преподавательница, наверное, курит в учительской». Они посоветовали мне не ждать ее, а просто взять с полки понравившийся мне учебник и делать упражнения.
Такой оборот событий меня, конечно, не устроил, и я отправилась искать учительскую, чтобы свести личное знакомство с моей преподавательницей французского.
В учительской я застала трех женщин, неспешно куривших, обмениваясь семейными новостями. Они вопросительно посмотрели на меня. Я объяснила, что сегодня – мое первое занятие на курсах и я нуждаюсь в некотором руководстве. « Ах, да, - воскликнула одна из них. – Сейчас я приду».
Она, действительно, появилась минут через 10 и дала мне указание, которое я уже слышала от моих малограмотных приятельниц : взять с полки понравившийся мне учебник и делать упражнения.
Два месяца я с завидным упорством посещала курсы просто, чтобы убедиться, что методика преподавания французского языка как иностранного в этом учреждении состоит в следующем.
В течение 4-х часового занятия преподаватель появляется в аудитории в среднем три раза. Первый раз – по истечении первого получаса, чтобы проверить, что все присутствующие расписались в ведомости, необходимой преподавателю для получения зарплаты. Второй раз – примерно часа через полтора. Она проходит вдоль ряда учащихся, углубленных в упражнения, и предлагает распечатать учебные материалы для занятий дома. Собрав эти заказы, она мирно удаляется в учительскую, где стоит ксерокс, и проводит там оставшуюся часть занятия. Последний раз – она приходит, чтобы дружески расцеловаться со всеми перед завершением занятия.
Вообще-то, преподавательница была очень милой женщиной. Она с охотой помогала своим ученикам в решении их многочисленных повседневных проблем: заполняла за них документы на французском языке, советовала, где дешевле делать покупки…
Получив справку о посещении курсов, я узнала, что данная методика официально называется « сопровождаемое самообразование ».
* * *
Из официальных источников
(www.education.gouv.fr/cid50753/la-formation-continue-des-adultes-a-l-education-nationale.html)
GRETA представляет собой ассоциацию местных государственных образовательных учреждений, объединивших свои знания и ресурсы, с целью обеспечения непрерывного обучения взрослых.
В каждом департаменте Франции есть, по крайней мере, одна ассоциация GRETA; их общее число достигает 191. Сеть располагает более чем 4750 учебных центров.
Обучение на курсах платное, но, как правило, не за счет стажеров. За работающих платят их предприятия или страховой фонд образования. За безработных – региональный бюджет и Центр занятости.
Сеть GRETA развивается особенно динамично в сфере языкового образования для взрослых. Методика и ритм занятий адаптированы к уровню и потребностям каждого обучаемого.
Курс « Французский как иностранный» предназначен для не франкоговорящих резидентов и является важной частью деятельности GRETA. Здесь работают более 2500 инструкторов – преподавателей из системы национального образования или нанятых по контракту. Все они прошли специальную подготовку по теме «Методика обучения взрослых».
* * *
Окончив языковые курсы, я стала ждать вызова на встречу с моим «персональным консультантом», но никаких вестей из Центра не было. Очевидно, на этом программа «помощи в трудоустройстве» была исчерпана. По истечении 3 месяцев я была автоматически лишена статуса «соискателя работы» и вернулась к исходному статусу «домохозяйки», чем улучшила национальную статистику по безработице.
Не скрою, что я была совершенно обескуражена малоэффективной деятельностью такой крупной системы. Бюджет Центра занятости в 2015 году достиг 5,2 млрд. евро. Для сравнения, бюджет Сухопутных войск ВС Франции составил около 9 млрд. евро( fr.wikipedia.org/wiki/Forces_armees_francaises). По числу занятых (54000 чел) Центр занятости сопоставим с промышленной группой Airbus (62751 чел в 2010 году; см. www. airbus.com). Причем с 2012 по 2015 число сотрудников Центра выросло почти на 20% (fr.wikipedia.org/wiki/Pôle_emploi).
Эти факты в совокупности с тем, что я лично увидела, приводят меня к следующему парадоксальному выводу. Трудоустройство превратилось в комплексную индустрию, создающую рабочие места для себя самой. Центр трудоустройства, ассоциация GRETA и пр.звенья этой системы вовсе не заинтересованы в эффективной помощи безработным. Скорее напротив: толпы соискателей гарантируют занятость огромной «армии» обслуживающих их сотрудников. Иначе они сами превратятся в безработных. Особенно это относится к молодым «консультантам» Центра, психологам и преподавателям, так как безработица среди французской молодежи в 2013 году составляла 24% (fr.wikipedia.org/wiki/Pôle_emploi).
Елена Головина
* статья прислана в редакцию по электронной почте
Рейтинг публикации:
|