Февральский официальный визит Владимира
Путина в Таджикистан оставил чувство недосказанности в таджикском
обществе. Накануне ходили упорные слухи о том, что центральной темой
переговоров на высшем уровне станет вопрос вступления РТ в ЕАЭС. Однако,
судя по публикациям прессы, центральной темой разговоров стало
обсуждение вопросов строительства и совместной эксплуатации научных
ядерных реакторов и использования потенциала 201-й российской военной
базы для усиления безопасности таджикско-афганской границы. Итоги
переговоров об амнистии части трудовых мигрантов, которым запрещен въезд
в Россию из-за совершения административных правонарушений (а с решением
этого вопроса огромные надежды связывали тысячи людей), до конца также
не ясны.
Уйти от разговора о перспективах
вступления Таджикистана в ЕАЭС невозможно. Каково состояние дел в этом
вопросе? Есть ли четкое представление о том, на какие плюсы могут
рассчитывать таджикистанцы? Просчитаны ли неизбежные риски и издержки?
Увы, несмотря на многочисленные
утверждения чиновников о неустанной и неусыпной напряженной работе
многочисленных рабочих групп в министерствах и ведомствах, якобы
анализирующих риски и выгоды потенциального членства республики в ЕАЭС,
нам не удалось обнаружить даже следы этих самых рабочих групп. Похоже,
страна, как и в свое время Кыргызстан, будет решать вопрос о вступлении
или невступлении в ЕАЭС, руководствуясь больше чувствами, «велением
сердца», а не трезвым расчётом и доскональными экспертными оценками.
Может быть, спросит читатель, этим
заняты какие-то независимые экспертные группы? Однако анализ известных
широкой общественности публикаций, выступлений, докладов и т.п.
различных исследовательских центров, экспертных групп, сетей независимых
экспертов и пр. свидетельствует о том, что суждения о вступлении
Таджикистана в ЕАЭС базируются в основном на личном опыте и пристрастиях
экспертов и, увы, практически не подкрепляются комплексными расчетами.
Хочется особо подчеркнуть, что эта
ситуация коренным образом отличается от решения вопроса о вступлении
Таджикистана в ВТО: в профильных министерствах и ведомствах были созданы
рабочие группы, к работе которых были привлечены независимые эксперты,
организовано огромное количество семинаров, встреч, конференций, круглых
столов, неформальных площадок, был создан и на постоянной основе
функционировал проект, финансируемый за счет международных грантов,
специалисты которого осуществляли взаимодействие и консультирование
государственных органов, в министерства и ведомства в качестве
советников были откомандированы международные эксперты, оплачиваемые
международными донорскими организациями, велась широкомасштабная
информационная работа и пропаганда.
Увы, в вопросе вступления Таджикистана в
ЕАЭС – диаметрально противоположная ситуация. Надо ли после этого
удивляться значительному числу стереотипов, сложившихся у населения?
Проанализируем некоторые из них.
1. Подавляющее большинство населения выступает за вступление страны в ЕАЭС.
С данным тезисом согласны практически
все эксперты, большинство которых рассматривают ЕАЭС в качестве
практически безальтернативного варианта. Однако все отмечают весьма
тревожную тенденцию – рост разочарования населения в самой идее ЕАЭС.
Так, в апреле-июне 2016 г. Центром интеграционных исследований
Евразийского банка развития совместно с Международным исследовательским
агентством «Евразийский монитор» выявлено снижение общественной
поддержки идеи с 72% в 2015 г. до 68% в 2016 г.
Данный факт большинство опрошенных
экспертов связывают с отсутствием внятного стратегического плана
развития ЕАЭС в целом и стран, в него входящих, в частности.
Периодически вспыхивающие «торговые войны» между странами – основателями
ЕАЭС однозначно не прибавляют авторитета Союзу в глазах рядовых
обывателей.
Кроме того, ни для кого не секрет, что
практически в каждой из центральноазиатских стран, не исключая
Таджикистана, есть круг лиц, занимающихся контрабандой, ввозом и
дальнейшим реэкспортом товаров из зарубежных стран, и в первую
очередь из Китая. Вступление страны в ЕАЭС приведет к созданию
полноценного пограничного периметра ЕАЭС, что поставит надежный заслон
контрабанде и, в свою очередь, приведет к потере огромной доли теневых
доходов. Отсюда вполне ожидаемое сопротивление при принятии решения о
вступлении Таджикистана в ЕАЭС.
2. Вступление в ЕАЭС вызовет рост востребованности и, соответственно, вывоза главных экспортных товаров.
Данное утверждение вызывает здоровый
скепсис у всех опрошенных экспертов. Ведущая мировая компания «РУСАЛ»,
принадлежащая российскому бизнесмену О. Дерипаске, заявила о своих
планах по консервации части своих производственных мощностей в связи с
падением цены и спроса на алюминий на мировых рынках. В связи с этим не
понятно, каким образом после вступления страны в ЕАЭС вырастет спрос на
таджикистанский алюминий.
3. Вступление в ЕАЭС приведет к росту инвестиций в нефтегазовый сектор.
Еще в советское время на территории
страны были обнаружены огромные запасы нефти и газа. Однако глубина их
залегания и связанная с этим высокая себестоимость добычи сделали
экономически невыгодным развитие нефтегазового сектора. Проведенные в
недавнем прошлом буровые работы «Газпрома» подтвердили советские
расчеты. В этом контексте трудно представить, что может коренным образом
изменить ситуацию в нефтегазовом секторе РТ, даже с учетом
ЕАЭС-инвестиций.
4. Вступление в ЕАЭС поможет
реализовать бесспорные преимущества экономики страны –
гидроэнергетический потенциал, богатейшие залежи минеральных ресурсов,
туристические возможности.
Данное утверждение при нынешних
условиях является скорее всеобщим желанием и чаянием таджикистанцев, чем
реальностью. Для реализации вышеуказанных бесспорных преимуществ
необходимо наличие, как представляется автору, Стратегической программы
развития территориально-промышленного комплекса ЕАЭС, которая в
настоящее время, увы, отсутствует.
Именно эта программа помогла бы не
только Таджикистану, но и всем странам ЕАЭС воспользоваться теми
преимуществами, которыми республика так щедро одарена. При грамотной
политике экономического развития страна может обеспечить дешевой,
«чистой» электроэнергией и себя, и всех соседей по ЦА. Но пока это –
дело будущего.
Практически аналогичная картина и в
области горнодобывающей промышленности, в которой на сегодняшний день
наблюдается тотальное доминирование китайских добывающих компаний и
китайского капитала.
Что касается темы развития туризма,
ставшей практически «мантрой» во многих постсоветских странах, то тут
скепсис самый большой. Развитию туризма в Таджикистане мешает комплекс
фактов, таких как высокая цена авиабилетов, слабое развитие
туристической инфраструктуры, низкий уровень сервиса, высокие расценки
операторов на туры, отсутствие PR и т.д.
* * *
Независимые эксперты однозначно
согласны лишь с одним утверждением: вступление в ЕАЭС обеспечит
свободную миграционную политику без квот и ограничений. Что же это может
дать Таджикистану?
1. Рост поступлений денежных средств от
трудовых мигрантов, уже находящихся в России. Согласно данным Главного
управления по миграции МВД РФ, в 2016 г. поставлено на миграционный учет
более 1,8 млн. граждан Таджикистана (1,073 млн. человек – первично), из
них почти 838 тысяч человек указали целью въезда на территорию РФ при
постановке на миграционный учет работу. За прошлый год гражданами РТ
переведено на родину 1,9 млрд. долларов (2-е место по общему объему
переводов). На самом деле объем поступающих от трудовых мигрантов
средств намного больше (за счет сумм, привозимых трудовыми мигрантами
лично, и использования неформальной системы денежных переводов, так
называемой хавалы).
В случае вступления страны в ЕАЭС объем
платежей может еще вырасти. Дело в том, что, согласно действующим
правилам, каждый трудовой мигрант из стран, имеющих безвизовый режим с
Российской Федерацией и не входящих в состав ЕАЭС, обязан получить
патент, дающий право на работу на территории России. В 2017 г. средняя
стоимость патента на срок действия от 1 до 3 месяцев составит 3300 руб.
Но наверняка потребуется продлевать свой патент, что увеличит расходы
мигранта. А ведь еще надо заплатить за сдачу экзамена на знание русского
языка, за услуги по обязательной дактилоскопии и прочее - всего не
менее 10-15 тыс. рублей.
При вступлении Таджикистана в ЕАЭС его
граждане будут освобождены от вышеуказанных платежей, что позволит им
дополнительно высылать на Родину приблизительно 235 млн. долл. в год,
что будет весьма ощутимой поддержкой для экономики республики.
2. Отмену запрета на въезд и работу в
России тех граждан Таджикистана, которым был закрыт въезд из-за
совершения двух и более административных правонарушений, а таковых
насчитывается не менее 350 тыс. человек.
По прогнозам, снятие данного запрета
будет способствовать росту денежных переводов таджикских трудовых
мигрантов на 794 млн. долл. за счет получаемой зарплаты, более 2 млрд.
рублей за счет экономии на патенте и до 5 млрд. за счет экономии на
услугах ГУМ МВД.
Таким образом, при самом оптимистичном
сценарии вступление Таджикистана в ЕАЭС может принести республике
увеличение количества трудовых мигрантов, легально трудоустроенных в
России, с параллельным ростом поступлений от трудовой миграции в сумме,
превышающей 1 млрд. долл.
* * *
А что получат страны ЕАЭС от присоединения Таджикистана?
Увы, в этом вопросе большинство
экспертов сходятся во мнении: в краткосрочном периоде больше проблем,
чем выгод: заботы по укреплению внешних границ Союза, финансовые
вливания в экономику и социальную сферу Таджикистана, затраты на
приведение в соответствие со стандартами ЕАЭС продукции промышленности и
сельского хозяйства и т.д.
Из немногочисленных плюсов отметим
расширение рынков сбыта продукции, произведенной в странах ЕАЭС, и
инфраструктурно обустроенный, охраняемый и защищенный периметр внешних
границ Союза.
В долгосрочной перспективе, кроме
сохранения республики в орбите ЕАЭС и обеспечения
социально-экономической и общественно-политической стабильности в
«ключевом узле» Центральной Азии, результаты интеграции стран в рамках
ЕАЭС принесут синергетический эффект, заключающийся в создании
конкурентоспособной на мировых рынках промышленности, современной
инновационной экономики, процветании народов, населяющих страны ЕАЭС,
национальном мире и согласии и создании единого евразийского
пространства.
Однако для достижения интеграции должна
быть разработана не только экономическая стратегия развития ЕАЭС, но и
определена культурно-духовная составляющая – понятные всем
общеевразийские идеи, символы, духовные скрепы, способные овладеть
умами, сердцами и душами представителей всех народов, населяющих
постсоветское пространство. Без этого ЕАЭС рискует превратиться в
очередное объединение, коих и без того много на планете Земля…
Источник: ritmeurasia.org.
Рейтинг публикации:
|