Как
заявил министр социальной политики Украины Андрей Рева, Международный
валютный фонд (МВФ) принял решение перенести рассмотрение вопроса о
выделении Украине транша на 1 млрд долларов по итогам встречи
представителей «большой двадцатки» (G-20).
«Еще
в пятницу этот вопрос был на повестке дня заседания фонда на 20-е
число, но в пятницу завершилась встреча лидеров стран „большой
двадцатки”, и они обсуждали этот вопрос, и вот по результатам
обсуждения Международный валютный фонд принял такое решение», — сказал
министр в эфире телеканала «112. Украина».
«Последний
ход событий в стране нуждается в дополнительном изучении их
потенциального влияния на экономику и его учет в макроэкономических
прогнозах программы сотрудничества с Фондом», — сообщается на странице
Нацбанка в Facebook. Андрей Рева, между тем, отметил со ссылкой на
министра финансов Украины Александра Данилюка, что сама программа
сотрудничества с МВФ не будет пересматриваться, передает «Интерфакс».
Простой
заминкой данную ситуацию, как ее хотели бы представить киевские
власти, назвать достаточно сложно — речь идет о достаточно серьезном
кризисе доверия МВФ к правительству Украины, полагает аналитик «Алор
Брокер» Кирилл Яковенко.
Процесс согласования условий транша оголил системные проблемы в высших эшелонах власти.
В
то время как Порошенко и Гройсман наперебой говорили о необходимости
реформ и невозможности развития экономики без дальнейших внешних
заимствований у МВФ, окрепшая оппозиция по факту делала все возможное,
чтобы эти процессы саботировать.
Ярким
примером тому может быть конфликт вокруг обнародования документов,
связанных с траншем, которые официальные власти публиковать
отказывались, а «Батькивщина» Тимошенко все же разместила текст
соглашения в открытом доступе.
Очевидно,
говорит эксперт, что единодушия относительно необходимости
наращивания и без того большого внешнего долга в Киеве нет, а это
верный признак раскола, чреватого возвращением митингующих на
центральные площади городов. С учетом того, что в МВФ уже знакомы с
последствиями смены власти на Украине, такими как отказ от
обязательств по суверенному долгу, осторожность тут в целом не
помешает.
Второй момент — это пресловутая блокада Донбасса.
Ситуация
вышла из-под контроля официальных властей, что еще раз говорит о ее
слабости, но, что куда страшнее, блокада, которая, только по
официальным подсчетам, приведет к тому, что бюджет недополучит свыше
2,5 млрд долларов в результате снижения объемов экспорта.
Вообще транспортная изоляция — это огромная беда не только для региона, но и страны в целом.
«Дело
в том, — рассказывает Кирилл Яковенко, — что до нее продукция
предприятий, работающих на территории ДНР и ЛНР (а это металлургия,
химпром, машиностроение, добыча антрацитового угля…), по-прежнему
отправлялась на экспорт Украиной, что приносило ей валютную выручку.
Более того, большая часть предприятий региона, расположенных на
территориях, контролируемых Киевом, связана с предприятиями по другую
сторону фронта, и если поставки прекращаются, предприятия встают.
С
учетом того, что энергетическая система Украины зависима от поставок
антрацитового угля, добываемого в шахтах Донбасса, прекращение
поставок чревато возникновением уже энергетического кризиса».
Несмотря
на то, что власти еженедельно рапортуют о росте запасов угля на ТЭС
(например, за прошлую неделю они увеличились на 0,5%), этот рост
обеспечивается за счет роста добычи в западных регионах, но этот уголь
низкого качества, его приходится сжигать больше для выработки
аналогичных объемов тепла и электроэнергии.
Антрацита
же, по официальным данным, в лучшем случае хватит до середины апреля,
после чего на рынке могут начаться серьезные предпосылки для развития
энергокризиса при условии сохранения тарифов для потребителей на
текущем уровне. А энергетический кризис или повышение тарифов — это
еще один стимул для роста социального напряжения и снижения уровня
поддержки власти. Повторюсь, не учитывать этот фактор МВФ просто не
может.
Наконец,
продолжает аналитик, третий фактор — это операция по вытеснению
российского банковского бизнеса с территории страны с применением
методов рейдерства. Санкции, блокирующие движение капитала между
украинскими банками и связанными с ними российскими, направлены на
обесценивание активов российских госбанков в стране, что позволит купить
их практически за бесценок.
Несмотря
на то, что сейчас доля дочек российских банков на украинском рынке не
превышает 8,9%, их покупка даже в текущем состоянии (а доля
сократилась за 3 года почти вдвое, равно как физическое присутствие в
результате оптимизации российскими госбанками своего бизнеса в
достаточно проблемной для них стране) обошлась бы в 3,5–4 млрд
долларов.
Если
не считать банки с участием иностранного (европейского и
американского) капитала, у украинских кредитных организаций таких
денег нет. Нет такого объема свободных средств и у Нацбанка — проще
говоря, даже с дисконтом за санкции купить украинский бизнес
российских банков не на что.
«Возможно,
— полагает Кирилл Яковенко, — эти средства предполагалось получить от
МВФ. Вероятность тем выше, что альтернативных источников
финансирования сейчас у страны нет. Готовы ли были к этому в МВФ?
Очевидно, нет. Сам риск того, что средства фонда будут пущены на
достаточно спорную, с точки зрения законодательства, процедуру по
«отжатию» у российских госбанков их активов, МВФ не может не
тревожить».
Четвертый
фактор, заключает Кирилл Яковенко, — это, конечно, решение Высокого
суда Лондона по суверенному долгу Украины, до вынесения которого
остались уже считанные дни. Выдавать транш стране, как никогда близкой к
дефолту по суверенному долгу, — мероприятие в высшей степени
рискованное.
С
другой стороны, МВФ — это, прежде всего, инструмент большой политики,
отмечает в свою очередь независимый аналитик Дмитрий Адамидов, и
потому в его действиях не стоит искать строгого следствия принципам
здравого смысла.
В
2014–2015 годах, когда основные бенефициары фонда поддерживали
Украину, их не смущали ни политические, ни экономические риски, ни
процедурные нарушения. Более того, даже де-факто дефолт по российскому
долгу долгое время не являлся препятствием для выделения очередных
траншей Киеву, хотя это прямо противоречит положениям,
сформулированным в Хартии фонда.
Но
ныне политика переменилась, и потому безоговорочная финансовая
поддержка Киева ушла в прошлое. Теперь фонд находится в подвешенном
состоянии. С одной стороны, перестать выделять средства означает
запустить полномасштабный дефолт Украины, который может повлечь за собой
лавину проблем на всех восточно-европейских рынках.
Вместе
с тем финансировать Украину далее означает всего лишь отсрочить
острую фазу. Политического решения пока нет, поэтому фонд и медлит, не
говоря Киеву ничего определённого.
Источник: geo-politica.info.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2743
Рейтинг поста:
МВФ должен продолжать кредитовать Украину, а все долги украинские - повесить на Россию!
Смешно? Ну а в конечном итоге все будет в той или иной форме, но так, "они же наши братья и не виноваты ни в чем..."
--------------------