МВФ решил дождаться дефолта Украины
КОРОЛЕВА Анна
Как
заявил министр социальной политики Украины Андрей Рева, Международный
валютный фонд (МВФ) принял решение перенести рассмотрение вопроса о
выделении Украине транша на 1 млрд долларов по итогам встречи
представителей «большой двадцатки» (G-20).
«Еще в пятницу
этот вопрос был на повестке дня заседания фонда на 20-е число, но в
пятницу завершилась встреча лидеров стран „большой двадцатки”, и они
обсуждали этот вопрос, и вот по результатам обсуждения Международный
валютный фонд принял такое решение», — сказал министр в эфире телеканала
«112. Украина».
«Последний ход событий в стране нуждается в
дополнительном изучении их потенциального влияния на экономику и его
учет в макроэкономических прогнозах программы сотрудничества с Фондом», —
сообщается на странице Нацбанка в Facebook. Андрей Рева, между тем,
отметил со ссылкой на министра финансов Украины Александра Данилюка, что
сама программа сотрудничества с МВФ не будет пересматриваться, передает
«Интерфакс».
Простой заминкой данную ситуацию, как ее хотели бы
представить киевские власти, назвать достаточно сложно — речь идет о
достаточно серьезном кризисе доверия МВФ к правительству Украины,
полагает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.
Процесс согласования условий транша оголил системные проблемы в высших эшелонах власти.
В
то время как Порошенко и Гройсман наперебой говорили о необходимости
реформ и невозможности развития экономики без дальнейших внешних
заимствований у МВФ, окрепшая оппозиция по факту делала все возможное,
чтобы эти процессы саботировать.
Ярким примером тому может быть
конфликт вокруг обнародования документов, связанных с траншем, которые
официальные власти публиковать отказывались, а «Батькивщина» Тимошенко
все же разместила текст соглашения в открытом доступе.
Очевидно,
говорит эксперт, что единодушия относительно необходимости наращивания и
без того большого внешнего долга в Киеве нет, а это верный признак
раскола, чреватого возвращением митингующих на центральные площади
городов. С учетом того, что в МВФ уже знакомы с последствиями смены
власти на Украине, такими как отказ от обязательств по суверенному
долгу, осторожность тут в целом не помешает.
Второй момент — это пресловутая блокада Донбасса.
Ситуация
вышла из-под контроля официальных властей, что еще раз говорит о ее
слабости, но, что куда страшнее, блокада, которая, только по официальным
подсчетам, приведет к тому, что бюджет недополучит свыше 2,5 млрд
долларов в результате снижения объемов экспорта.
Вообще транспортная изоляция — это огромная беда не только для региона, но и страны в целом.
«Дело
в том, — рассказывает Кирилл Яковенко, — что до нее продукция
предприятий, работающих на территории ДНР и ЛНР (а это металлургия,
химпром, машиностроение, добыча антрацитового угля…), по-прежнему
отправлялась на экспорт Украиной, что приносило ей валютную выручку.
Более того, большая часть предприятий региона, расположенных на
территориях, контролируемых Киевом, связана с предприятиями по другую
сторону фронта, и если поставки прекращаются, предприятия встают.
С
учетом того, что энергетическая система Украины зависима от поставок
антрацитового угля, добываемого в шахтах Донбасса, прекращение поставок
чревато возникновением уже энергетического кризиса».
Несмотря
на то, что власти еженедельно рапортуют о росте запасов угля на ТЭС
(например, за прошлую неделю они увеличились на 0,5%), этот рост
обеспечивается за счет роста добычи в западных регионах, но этот уголь
низкого качества, его приходится сжигать больше для выработки
аналогичных объемов тепла и электроэнергии.
Антрацита
же, по официальным данным, в лучшем случае хватит до середины апреля,
после чего на рынке могут начаться серьезные предпосылки для развития
энергокризиса при условии сохранения тарифов для потребителей на текущем
уровне. А энергетический кризис или повышение тарифов — это еще один
стимул для роста социального напряжения и снижения уровня поддержки
власти. Повторюсь, не учитывать этот фактор МВФ просто не может.
Наконец,
продолжает аналитик, третий фактор — это операция по вытеснению
российского банковского бизнеса с территории страны с применением
методов рейдерства. Санкции, блокирующие движение капитала между
украинскими банками и связанными с ними российскими, направлены на
обесценивание активов российских госбанков в стране, что позволит купить
их практически за бесценок.
Несмотря на то, что сейчас доля дочек
российских банков на украинском рынке не превышает 8,9%, их покупка
даже в текущем состоянии (а доля сократилась за 3 года почти вдвое,
равно как физическое присутствие в результате оптимизации российскими
госбанками своего бизнеса в достаточно проблемной для них стране)
обошлась бы в 3,5–4 млрд долларов.
Если не считать
банки с участием иностранного (европейского и американского) капитала, у
украинских кредитных организаций таких денег нет. Нет такого объема
свободных средств и у Нацбанка — проще говоря, даже с дисконтом за
санкции купить украинский бизнес российских банков не на что.
«Возможно,
— полагает Кирилл Яковенко, — эти средства предполагалось получить от
МВФ. Вероятность тем выше, что альтернативных источников финансирования
сейчас у страны нет. Готовы ли были к этому в МВФ? Очевидно, нет. Сам
риск того, что средства фонда будут пущены на достаточно спорную, с
точки зрения законодательства, процедуру по «отжатию» у российских
госбанков их активов, МВФ не может не тревожить».
Четвертый
фактор, заключает Кирилл Яковенко, — это, конечно, решение Высокого
суда Лондона по суверенному долгу Украины, до вынесения которого
остались уже считанные дни. Выдавать транш стране, как никогда близкой к
дефолту по суверенному долгу, — мероприятие в высшей степени
рискованное.
С другой стороны, МВФ — это, прежде
всего, инструмент большой политики, отмечает в свою очередь независимый
аналитик Дмитрий Адамидов, и потому в его действиях не стоит искать
строгого следствия принципам здравого смысла.
В 2014–2015
годах, когда основные бенефициары фонда поддерживали Украину, их не
смущали ни политические, ни экономические риски, ни процедурные
нарушения. Более того, даже де-факто дефолт по российскому долгу долгое
время не являлся препятствием для выделения очередных траншей Киеву,
хотя это прямо противоречит положениям, сформулированным в Хартии фонда.
Но
ныне политика переменилась, и потому безоговорочная финансовая
поддержка Киева ушла в прошлое. Теперь фонд находится в подвешенном
состоянии. С одной стороны, перестать выделять средства означает
запустить полномасштабный дефолт Украины, который может повлечь за собой
лавину проблем на всех восточно-европейских рынках.
Вместе с тем
финансировать Украину далее означает всего лишь отсрочить острую фазу.
Политического решения пока нет, поэтому фонд и медлит, не говоря Киеву
ничего определённого.
Источник Источник: imperiyanews.ru.
Рейтинг публикации:
|