Голосование за Брексит и избрание Дональда Трампа отразили неудовлетворенность граждан развивающихся стран по поводу глобализации. Они винят ее в застывших на одном месте доходах, росте безработицы и все большей неопределенности.


Граждане развивающихся стран выражают подобные чувства гораздо дольше. Хотя глобализация дала немало преимуществ развивающемуся миру, многим пришлись не по душе лежащая в ее основе неолиберальная экономика, беспрепятственная либерализация и приватизация, макроэкономическая политика, которая ставит на первое место борьбу с инфляцией, а не занятость и рост. Таким образом, пришло время пересмотреть общую экономическую мудрость.


Шведское агентство международного сотрудничества в области развития предложило поразмыслить над этим 13 экономистам со всего мира (в том числе авторам этой статьи). В частности, мы пришли к заключению, что сохранение баланса национального бюджета и контроль над инфляцией одновременно с решением предоставить рынку возможность сделать все остальное не могут быть гарантом устойчивого экономического роста. В такой перспективе мы выделили восемь главных принципов, которыми должна руководствоваться политика в области развития.


Экономический рост — средство, а не цель


Во-первых, экономический рост должен рассматриваться как средство, а не как цель. Он важен, прежде всего, потому, что дает необходимые для благополучия человека ресурсы: занятость, устойчивое потребление, жилье, здравоохранение, образование и безопасность.


Во-вторых, экономическая политика должна быть нацелена на инклюзивное развитие. Вместо того чтобы ждать, что волна развития принесет пользу всем, руководству необходимо обеспечить вовлеченность всех групп в этот процесс. Ему следует начать активную борьбу с безработицей и недостаточным доступом к здравоохранению и образованию, из-за которых приходится так трудно малообеспеченным слоям населения.


В-третьих, экология не может считаться опциональной. На национальном уровне рост с ущербом для окружающей среды нельзя рассматривать как устойчивый. Важно, чтобы борьба с изменением климата и адаптационная политика не считались второстепенными направлениями.


В-четвертых, должно быть найдено равновесие между рынком, государством и сообществом. Рынки нуждаются в регламентации для эффективного выделения ресурсов: в противном случае они наносят серьезный ущерб, каким был финансовый кризис 2008 года и подъем неравенства. Государство необходимо для эффективности этой регламентации. Институты гражданского общества требуются для эффективной и справедливой работы государства.


Более эффективное перераспределение


В-пятых, равновесие бюджета было идеализировано. Нужно рассматривать бюджетный баланс и внешний баланс как ограничения в среднесрочной перспективе так, чтобы бюджетное стимулирование придало сил сдавшей обороты экономике и заложило основы долгосрочного роста. Главное — добиться, чтобы государственный долг и давление инфляции находились под контролем в благоприятные годы.


В-шестых, последние технологические достижения изменили положение рабочей силы и увеличили долю капитала в доходах, что в итоге привело к росту неравенства. Проблема «рабочая сил против капитала» зачастую описывалась как проблема «рабочая сила против рабочей силы», в рамках которой развивающиеся страны отбирают рабочие места у развитых, что способствует протекционизму. При этом, скорее, необходимо добиться лучшего перераспределения и равенства доходов, в частности путем укрепления переговорных позиций трудящихся.


В-седьмых, социальные нормы и ценности отражаются на экономических показателях. Экономика работает лучше при наличии доверия. Социальные нормы могут помочь бороться с коррупцией и установить справедливые практики. Гражданское общество и правительство должны руководствоваться этими ценностями.


Старая экономическая мысль


В-восьмых, международному сообществу тоже отводится важная роль. Мировые силы и национальная политика одних отражаются на политических возможностях других (валютная политика, миграционные ограничения, торговая политика). Справиться с внешними последствиями подобной политики могут только международные институты. Для обеспечения их эффективной и справедливой работы развивающиеся страны должны получить в них больше голосов.


Создавшие столько трудностей старые подходы к экономической мысли должны исчезнуть. Опыт прошлого и прогресс экономического мышления дают нам целые залежи сведений о том, что работает, а что нет. Это знание должно быть в центре нового подхода к развитию, в котором нуждается мир.