Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) в ЖКХ надо полностью преобразовать, заявил глава ФАС Игорь Артемьев.
По его словам, из-за ФГУП отрасль ЖКХ не может жить без субсидирования
из бюджета, а качество услуг остается очень низким: «Работают они плохо и
никогда не будут работать лучше. Мы всё там монополизировали, частный
капитал не пускаем. Это ужасно. Надо убрать эти ФГУПы, преобразовать их в
более открытые общества, в те же акционерные. Потом дать пакеты
частному капиталу и, наконец, прекращать государственное
субсидирование», — заявил глава ФАС в интервью «России-24».
Проблема унитарных предприятий в ЖКХ застарелая, но вопрос не в
эффективности или неэффективности унитарной формы собственности самой по
себе, а в сращении региональной или муниципальной власти и
«квазибизнеса» в форме ФГУП, ГУП или МУП. Местные чиновники
устанавливают тарифы для подконтрольных себе же естественных монополий.
Те, в свою очередь, живут в парадигме «затраты плюс» — то есть чем
больше расходов, тем больше тариф, а если по каким-либо причинам тарифа
не хватает, то разницу субсидируют из бюджета (конечно, если в бюджете
есть средства). В самых же экстремальных случаях ни о каких субсидиях
речи не идет. Часто унитарные предприятия практически ничем не владеют:
основной их актив — коммунальная инфраструктура, принадлежащая
муниципалитетам, унитарные предприятия ее лишь арендуют. В случае
возникновения убытков и неподъемных долгов ФГУП или МУП в такой
конструкции практически ничем не отвечает перед кредиторами, легко
банкротится, а активы переходят обратно в собственность
муниципалитета. На базе имущества формируется новое унитарное
предприятие, успешно выводящее деньги — до следующего банкротства.
Многочисленные банкротства МУП и ФГУП в ЖКХ — важнейшая причина огромной
накопленной задолженности в секторе, а заодно и в электроэнергетике —
совокупный объем долгов составляет около 1 трлн (!) рублей.
Предлагаемый главой ФАС вариант со сменой формы собственности
унитарного предприятия на акционерное общество лишь частично решает
проблему — только в случае, если новая коммерческая структура
действительно приобретет собственника, не аффилированного с местной
властью. Однако верится в это с трудом. Более кардинальное решение
проблемы неэффективности унитарных предприятий — введение субсидиарной
ответственности муниципалитетов, регионов и федерации по долгам
унитарных предприятий либо возможность реальной смены собственников
инфраструктуры, управляемой МУП.