Во время «Большого разговора с президентом» 3 февраля с.г. Александр Лукашенко заявил о том, что Белоруссия обязана проводить многовекторную политику.
Между тем результаты, к которым республики бывшего СССР приводит
стремление к многовекторности, можно увидеть на примере Украины, которая
спустя три года после евромайдана находится на грани полного
социального и экономического краха. И странно, что руководитель
соседнего с Украиной государства этого не видит (не хочет видеть?).
«У нас не все получилось с
многовекторностью, вы это знаете. Летели на одном крыле, куда прилетели –
тоже знаете, – ответил президент на вопрос одного из участников
мероприятия. – Мы сегодня находимся в эпицентре, а не даже в центре
Европы. У нас нет другого пути, кроме как многовекторная политика».
Впрочем, А. Лукашенко подчеркнул, что со всеми соседними государствами
Белоруссия обязана дружить, поскольку «соседи от господа». Причем
необходимость развития связей с государствами «дальнего зарубежья»
диктуется в основном экономическими мотивами, а точнее – соображениями
выгоды. «Что касается дальних векторов – у нас открытая экономика, что
нам делать? – отметил А. Лукашенко. – Если бы могли продать соседям все,
чтобы нормально жить, то мы могли бы не ехать на дальнюю дугу».
На этой же пресс-конференции глава РБ
прокомментировал и первые практические шаги по достижению
«многовекторности», к числу которых относится отказ подписывать
Таможенный кодекс ЕАЭС. Напомним, что в конце декабря 2016 г. президент
Белоруссии не приехал на саммит глав государств Евразийского союза в
Санкт-Петербурге и не стал подписать новый вариант Таможенного кодекса, с принятием которого в ЕАЭС
связывают большие надежды. «Я не подписал Таможенный кодекс потому, что
многое из того, что там есть, не работает, – заявил политик в ходе
«Большого разговора». – Более того, я поручил отозвать многих наших
специалистов, которые сидят там и получают страшно сказать сколько».
Причиной же, по словам А. Лукашенко, стало сокращение товарооборота
Белоруссии со странами ЕАЭС, упавшего за годы членства в союзе на 60%.
Так, из-за существующих ограничений республика практически прекратила
торговые отношения с Казахстаном.
Несмотря на то, что с началом
экономического кризиса экспорт Белоруссии, как и остальных стран ЕАЭС,
действительно снижался, в прошлом году никакого катастрофического
падения зафиксировано не было.
По данным Евразийской экономической комиссии за 2016 г., экспорт
Белоруссии в другие союзные государства вырос на 2,2% (до 11,3 млрд.
долл.), а импорт сократился на 10,7% (до 15,4 млрд.). В целом республика
имела в торговле с ЕАЭС отрицательное сальдо в размере 4,1 млрд. долл.
Но тот же Казахстан, который является второй после РФ экономикой союза,
имел отрицательное сальдо взаимной торговли в размере 5,8 млрд. долл., а
его экспорт в другие страны ЕАЭС за прошлый год сократился на 23,5%.
При этом новый Таможенный кодекс Астана подписала и громких заявлений о
катастрофическом падении торговли, а также неэффективности ЕАЭС не
делала. Не потому ли, что Нурсултан Назарбаев более реалистично смотрит
на положение дел как внутри ЕАЭС, так и вне его?
Очевидно, что экономическая
«многовекторность», о необходимости и значимости которой заявляет А.
Лукашенко, может быть достигнута Белоруссией только за счет торговли с
третьими странами, которые в состав ЕАЭС и СНГ не входят. Но именно на
этом направлении её внешняя торговля в прошлом году показала самое
большое падение. По данным ЕЭК, экспорт РБ в государства «дальнего
зарубежья» за 2016 г. сократился на 22,3% (почти до 12,2 млрд. долл.), а
импорт – на 6,7% (до 12,2 млрд.). Причем падение белорусского экспорта в
третьи страны за прошлый год оказалось самым значительным среди
государств ЕАЭС.
Для сравнения: российский экспорт в
долларовом выражении сократился на 17,2%, а казахстанский – на 19,5%. А
Армения и Киргизия объем экспортных поставок в «дальнее зарубежье» даже
увеличили (на 13,3 и 5,2%). Несомненным плюсом для Минска является то,
что торговля с третьими странами имеет небольшое отрицательное сальдо
(–43,4 млн. долл.). Но, если учесть темпы падения товарооборота, сама
практика побуждает дать объективную оценку заявленной многовекторности:
Белоруссия в прошлом году двигалась в прямо противоположном направлении,
и, как бы кому ни нравилось, её зависимость от ЕАЭС росла.
Декларации о многовекторности, о
диверсификации внешней торговли – это одно, а реальная жизнь –
совершенно другая. По данным Национального статистического комитета РБ
за 2015 год, в экспорте товаров доля РФ составляла 39%. Кроме нее, в
пятерку лидеров входили также Великобритания (11%), Украина (9,4%),
Нидерланды (4,3%) и Германия (4,07%). Ближайшие соседи республики из ЕС –
Польша, Литва, Латвия, даже вместе взятые, в четыре с лишним раза
уступают РФ. Не так велика, как хотелось бы Минску, и роль Китая (2,9%),
который в белорусском экспорте занимает место, аналогичное Польше.
Положение с импортом еще хуже. Доля
России в нем, по данным за 2015 г., составляла 56,6%, в семь с лишним
раз превышая аналогичный показатель Китая. Удельный вес крупнейшей
экономики ЕС Германии составлял всего 4,6%, Польши – 3,6%, Италии –
2,1%.
То, что доля России в белорусском
экспорте в полтора раза меньше, чем в импорте, не должно обманывать.
Главные статьи российского экспорта в республику – нефть и природный
газ. Одной только нефти в январе-ноябре прошлого года Россия поставила
15,4 млн. тонн, а ее стоимость составила 3 млрд. 251 млн. долл., что
эквивалентно трети всего объема экспорта из РФ в Белоруссию. Сырая
российская нефть перерабатывается на Мозырском и Новополоцком НПЗ, после
чего экспортируется Минском уже как продукт собственного производства. В
структуре белорусского экспорта за 2015 г. минеральные продукты,
главными из которых являются бензин и дизельное топливо, занимают самую
большую долю и составляют почти 30%, в том числе в страны СНГ (без
России) – 52,6%, а в государства «дальнего зарубежья» – 43,4%. Именно
экспортом нефтепродуктов объясняется заметное место, занимаемое во
внешней торговле РБ странами ЕС. Поэтому фактическое значение России для
белорусского экспорта значительно выше, чем показывает официальная
статистика.
Причем в экспорте Белоруссией
нефтепродуктов, полученных из российской нефти, есть и крайне
неприглядная с точки зрения Москвы сторона. Дело в том, что в числе
прочих стран они поставляются и на Украину,
где используются вооруженными силами для проведения так называемой
антитеррористической операции на Донбассе. «Давайте скажем откровенно:
без поддержки Белоруссии, без поставок Белоруссией в зону «АТО»
дизельного топлива там не было бы войны, – заявил 17 февраля в ходе
семинара «Белорусская экономика: вчера, сегодня, завтра» в Высшей школе
экономики эксперт Андрей Суздальцев. – Это Лукашенко организовал войну
поставками своего топлива туда. Это на его совести».
Белорусские власти сразу после
госпереворота 2014 г. признали правительство Турчинова и передали
украинской стороне карту размещения на территории республики российских
военных объектов. Белоруссия поставляла Украине грузовики и шасси МАЗ.
Кроме того, есть данные о том, что белорусские предприятия в 2015 г.
участвовали в ремонте повреждённой в боях в Донбассе украинской военной
техники.
Возвращаясь к шансам Белоруссии
диверсифицировать свои внешнеэкономические связи, стоит напомнить и о
том, что роль РФ отнюдь не ограничивается торговлей. Россия является
крупнейшим инвестором в тамошнюю экономику. На протяжении 2011-2015 гг.
ее доля в прямых иностранных инвестициях, по данным Национального
статкомитета, колебалась в пределах от 45,1 до 54,4%. В этот период в
Белоруссию в общей сложности было вложено 57,7 млрд. долл., в том числе
Россией – 31,5 млрд. (54,6%). На 1 января 2016 г. в республике
действовали 1026 российских компаний, что составляло более трети всех
работавших в республике зарубежных предприятий. Всего же компаний с
частичным или полным российским капиталом насчитывалось 2556, что
составляет 37,7% их общей численности. Проведенный в августе 2016 г.
опрос руководителей 500 российских предприятий малого и среднего бизнеса
показал, что каждая пятая компания работает с белорусскими партнерами. К
отраслям, где бизнес двух стран сотрудничает наиболее активно,
относятся обрабатывающая промышленность, торговля и туризм. Во всем этом
нет ничего удивительного: напомним очевидный факт – РФ и РБ объединены
рамками Союзного государства.
Попытаться диверсифицировать
внешнеэкономические связи в такой ситуации, конечно, можно,
особенно если поверить в неоднократно озвученные А. Лукашенко претензии к
России в том, что она якобы все время пытается «наклонить Белоруссию».
Однако это будет напоминать ситуацию, когда рубят сук, на котором сидят.
Для изменения структуры экспорта и выхода на новые рынки надо менять
структуру экономики, повышая долю продукции высокой степени переработки,
а для этого нужны инвестиции. Но вкладывать в государство, не имеющее
собственного емкого рынка или возможностей экспортировать свои товары,
никто не будет. Поэтому экономические перспективы Белоруссии, говоря
объективно, связаны не с пресловутой многовекторностью, а с Союзным
государством и ЕАЭС.
Источник: ritmeurasia.org.
Рейтинг публикации:
|