Китай прокладывает себе дорогу в сердце Европы
«Expert Online»
2017
К противоречиям в торговой сфере и разной
трактовке соблюдения прав человека скоро могут добавиться споры о
высокоскоростной железной дороге, которую хотят строить в Старом Свете
на китайские миллиарды.
Еврокомиссия начала проверять на соответствие европейским нормам и
правилам амбициозный проект строительства высокоскоростной железной
дороги, которая должна будет связать Белград и Будапешт. Железные
дороги, особенно, высокоскоростные, в строительстве которых Поднебесная
достигла несомненных успехов, являются одним из орудий мягкой силы,
помогающей ей проникнуть в другие страны. Дорога протяженностью 350 км
соединит столицы Сербии и Венгрии и приведет китайцев почти в самое
сердце Европы. Это составная часть пекинского мегапроекта «Один пояс и
один путь», который соединит Азию с Европой под эгидой, естественно,
Китая. Проект – любимое детище Председателя КНР Си Цзиньпина, с помощью
которого он надеется найти друзей и союзников не только в Азии, но и в
Европе и Африке. Стоимость проекта приближается к триллиону долларов, а
по его окончании, если он будет доведен до конца, наверняка его
превысит.
Как сообщили Financial Times (FT) источники в Брюсселе, Еврокомиссия
начала изучать проект строительства дороги между Белградом и Будапештом,
предварительная смета которого составляет 2,89 млрд долларов, на
предмет его финансовой состоятельности. Кроме этого, в ЕК хотят
проверить, не нарушено ли европейское правило, согласно которому такие
крупные инфраструктурные проекты, особенно, в сфере транспорта,
обязательно должны выставляться на аукцион.
Любая помеха первому китайскому проекту строительства железной дороги
в Европе станет для китайской дипломатии, в последнее время добившейся
ряда существенных успехов, очевидным поражением. В Пекине
железнодорожный проект считают главным орудием в деле завоевания дружбы с
центрально- и восточноевропейскими странами. Об этом даже было публично
заявлено на саммите 2013 года, на который собрались лидеры КНР и
центральных и восточноевропейских стран.
ЕК также изучит правомерность подписания Венгрией и Сербией, которая,
правда, не входит в ЕС, но мечтает об этом, отдельных соглашений с
Пекином. Конечно, главное внимание при проведении экспертизы будет
уделено Венгрии, члену Евросоюза с 2004 года. С Сербии спрос,
естественно, меньше. Ее в отличие от Венгрии Брюссель в случае нарушения
общеевропейских законов и правил наказать штрафом не сможет.
Еврокомиссия во всем детально разберется, но информации о проведении
тендера на строительство венгерского участка высокоскоростной дороги
между Будапештом, оцениваемого в 1,8 млрд долларов, в общественном
пользовании нет. FT удалось увидеть соглашение, подписанное
правительствами Венгрии и КНР в прошлом году. Оно посвящено
сотрудничеству между двумя странами в строительстве железной дороги.
Кроме этого, в нем указываются подрядчики и кредиторы. С китайской
стороны, это две государственные компании: China Railway International
Corporation и Export-Import Bank of China. Первая будет строить железную
дорогу вместе с венгерской фирмой Hungarian State Railway, а второй
предстоит финансировать проект.
Кстати, Венгрия привлекает внимание Еврокомиссии в связи с крупными
инфраструктурными проектами уже не первый раз. Брюссель долго пытался
разобраться в правомочности передачи венгерским премьером Виктором
Орбаном 12-миллиардного контракта на строительство атомной
электростанции в Пакше российской компании «Росатом» тоже, к слову, без
публичного тендера. Проверка была прекращена в декабре 2016 года. ЕК
согласилась с объяснениями венгерской стороны, что только российская
компания может предложить требуемые для проекта специальные технологии.
Однако проверка правомерности государственного финансирования
строительства АЭС еще не закончена.
Правительство Венгрии незамедлительно отреагировало на сообщение о
начале экспертизы железнодорожного проекта с Китаем. В Будапеште
заявили, что перед подписанием соглашения были проведены консультации с
Брюсселем и что возражений со стороны европейских властей не было.
По сообщениям китайских СМИ, соглашение между Будапештом и Пекином
было подписано во время встречи «16+1» в Латвии в ноябре прошлого года.
«Железная дорога между Белградом и Будапештом – крупная составная
часть проекта «Один пояс, один путь»,- объясняет Тамас Матура, профессор
будапештского университета Корвинус.- Венгерский участок должен стать,
по замыслу авторов проекта, шедевром, чтобы показать Европе, что китайцы
могут работать по европейским стандартам». Новая железная дорога поможет сократить время поездки между столицами
Сербии и Венгрии с нынешних 8 часов до менее чем трех. Она важна для
Китая еще и в связи с тем, что войдет в так называемый
«Сухопутно-морской маршрут», который Пекин согласился в 2014 году
построить вместе с Венгрией, Сербией и Македонией. Он свяжет греческий
порт на Средиземном море Пирей, оператором которого сейчас являются
китайские компании, с Будапештом. По нему, надеются в Пекине, в Европу
широким потоком потекут китайские товары и изделия Источник: expert.ru.
Рейтинг публикации:
|