28 ноября 2016
Осмысление регионализма сто лет назад и теперь
Ярослав Лисоволик – доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии МИД РФ.
Резюме:Экономическое наследие евразийцев включает в себя суждения,
актуальные до сих пор, о роли государства и частного сектора в
экономике, о моделях экономического развития и о планировании в процессе
модернизации.
Всякое государство жизнеспособно лишь тогда,
когда может осуществлять те задачи, которые
ставит ему географическая природа его территории.
Николай Трубецкой
В сегодняшних дебатах о повороте России на Восток и основных
приоритетах ее внешнеэкономической политики важно помнить о русской
экономической мысли прошлого века, актуальность и достоинство которой
еще предстоит по-настоящему раскрыть. Важный вклад в обсуждение
проблематики трансконтинентальных альянсов и экономического
взаимодействия между Европой и Азией внесла возникшая почти век назад теория евразийства, согласно которой в основе развития России должно лежать то, что
отличает ее от других стран, а именно – география, история, культурные и
экономические особенности. Добиться успехов в экономике Россия может за
счет своего географического положения между Европой и Азией по мере
нарастания взаимодействия между этими двумя центрами глобальной
экономики.
Однако экономическое наследие евразийцев заключается не только
призыве к «повороту России на Восток», оно намного более многогранно и
включает в себя важные и для сегодняшнего дня суждения о роли
государства и частного сектора в экономике, о моделях экономического
развития и возможности их использования Россией, о планировании в
процессе модернизации экономики. Особое место занимает геоэкономика и
обсуждение контуров евразийской и мировой экономической интеграции.
Многие аспекты сегодняшнего геоэкономического мира, в том числе
необходимость эффективных транспортных коридоров на евразийском
пространстве, которые могли бы конкурировать с океаническими маршрутами,
были предвосхищены основателями евразийства.
«Особые миры» Николая Трубецкого
Экономические позиции одного из основоположников евразийства Николая
Трубецкого отражены в работе «Мысли об автаркии», в которой выдвигаются
чрезвычайно актуальные тезисы относительно геоэкономического устройства
мировой экономики. Автор вводит понятие «особого мира», которое можно
рассматривать как аналог современного регионализма и мегарегионализма,
при этом постулируется приоритетность регионализма по отношению к
национальным государствам в выстраивании целостной/завершенной
экономической системы. Вместо экономической системы национальных
государств Трубецкой пишет о системе «особых миров»/регионов как
основных элементах мирового хозяйства: «До сих пор доказывали выгодность
автаркического хозяйства для данного государства. Между тем, по моему
мнению, речь должна идти о преимуществах системы автаркических миров как
особой формы организации мирового хозяйства».
Трубецкой во многом предвосхищает двойственность региональных
интеграционных группировок, отмечая, с одной стороны, относительную
закрытость этих образований по отношению к третьим странам, а с другой –
необходимость открытости экономики для составляющих «особый мир»
государств: «В пределах государства, не представляющего собой
"отдельного мира”, автаркическое хозяйство (точнее, попытка ввести
таковое) невыгодно и вредно не только экономически, но и политически,
при том не только для самого государства, но и для его соседей». Еще
почти сто лет назад, задолго до работ Манделла о теории оптимальных
валютных зон и современных теорий о «естественных/равновесных
интеграционных группировках», Трубецкой отмечает важность равновесности и
стабильности региональных интеграционных группировок на основе
фундаментальных факторов экономики, истории и культуры: «Основной плюс
автаркии – ее неизменность, гарантирующая мирное сожительство внутри и
вовне, возможна лишь при том условии, если области, объединенные в
особый мир, спаяны друг с другом не только экономикой, но и историей
("общностью судьбы”), цивилизацией, национальными особенностями и
национальным равновесием…». Трубецкой также говорит о важности
взаимодополняемости во взаимодействии регионов и интеграционных
группировок, что опять же созвучно современным представлениям об
эффективности взаимодействия и целесообразности интеграции между
отдельными региональными системами.
Другими словами, составные части «особого мира» для сохранения
равновесности не должны характеризоваться высокими уровнями неравенства и
разрывов в развитии, что отличает как современное мировое хозяйство,
так и мировую экономику времен первых евразийцев, но в то же время
Трубецкой ратует за многополярный/многотипный мир «особых миров»:
«Современная форма организации мирового хозяйства предполагает единый
тип цивилизации [конец истории и конвергенция моделей развития в
условиях глобализации. – Авт.], но весьма различные
жизненные стандарты (социальное неравенство). Система автаркических
миров, наоборот, будет многотипна в отношении цивилизаций и в то же
время одностандартна в пределах каждого автаркического мира».
Фактически картина мира Трубецкого – это дивергенция различных
экономических моделей, сосуществование региональных и мегарегиональных
систем, так называемых «особых миров». В этом плане экономическая
обособленность или автаркия рассматривается евразийцами как способ
достижения большей самостоятельности в определении оптимального пути
экономического развития, который сообразуется с приоритетами «особого
мира»: «автаркия экономически и политически выгоднее и дает больше
гарантий для счастья человечества, чем система "мирового хозяйства в
общем котле”». Евразийская картина мирового хозяйства и
внешнеэкономическая политика трактуются с позиций регионализма или
«особых миров» Трубецкого – отсюда двойственная позиция по отношению к
автаркии и процессу глобализации в «общем котле»: открытость отдельных
стран и регионов для формирования своего «особого мира» и в то же время
относительная закрытость «особых миров» во взаимодействии друг с другом.
Петр Савицкий: континентальная интеграция и транспортные коридоры
Основоположник экономического учения евразийства Петр Савицкий в
своем труде «Континент-океан (Россия и мировой рынок)» также указывал на
неоднозначность фактора открытости экономики континентальных стран. Он
отмечал в качестве опасностей и изолированность экономики в рамках
отсталых экономических укладов, и возможную маргинализацию в условиях
низкой конкурентоспособности при открытии экономики «Мировому океану»:
«Для стран, выделяющихся среди областей мира своей
"континентальностью”, перспектива быть "задворками мирового хозяйства”
становится – при условии интенсивного вхождения в мировой океанический
обмен – основополагающей реальностью… При изолированности от мира –
экономическая примитивность, связанная со строем "натурального
хозяйства”… При вступлении в "мировое хозяйство” – неизбывная власть
хозяйственно-географической "обездоленности”…».
В качестве основных групп стран согласно евразийцам на мировой арене конкурируют страны океанические и континентальные:
«Можно сказать, что в качестве господствующих принципов сферы
международного и междуобластного обмена "океаническому” принципу не
зависящего от расстояний сочетания хозяйственно-взаимодополняющих стран
противостоит принцип использования континентальных соседств…».
При этом конкуренция во взаимодействии между океаническими и
континентальными странами и регионами может сопровождаться потерей
торговых и инвестиционных потоков для менее конкурентоспособных в пользу
более успешных – в этом Савицкий предвосхитил процессы отклонения
торговых потоков и потери Россией рынков целых регионов в 1990-е гг.:
«Для всего "океанического” мира есть полный расчет, чтобы
континентальные страны безропотно приняли на себя бремя этой
обездоленности, тем самым в распоряжение стран "океанического” круга
поступят дополнительные продукты, возникнут дополнительные рынки для
сбыта их собственных».
Для евразийцев в оценке относительной конкурентоспособности
океанических и континентальных стран ключевую роль играют расстояния и
транспортные издержки, и в этом отношении Савицкий отмечает более
выгодное положение океанических стран в продвижении своей продукции на
мировые рынки:
«Из разницы в размерах между издержками морских и сухопутных
перевозок вытекает следующий вывод: те страны и области, которые по
своему положению могут пользоваться преимущественно морским транспортом,
в гораздо меньшей степени зависят, в процессах международного
и междуобластного обмена, от расстояния, чем страны, обращенные в своей
хозяйственной жизни преимущественно к перевозкам континентальным».
Пророческими и актуальными являются слова Савицкого относительно
больших возможностей океанических стран по сравнению с континентальными
по созданию своих интеграционных группировок (сегодня об этом
свидетельствуют процессы, связанные с Транстихоокеанским и
Трансатлантическим партнерствами):
«Океан един. Континент раздроблен. И потому единое мировое
хозяйство неизбежно воспринимается как хозяйство "океаническое”, и в
рамки океанического обмена неизбежно поставляется каждая страна и каждая
область мирового хозяйства».
При анализе фактора расстояния Савицкий очень близко подходит к
концепции «гравитационной модели», которая определяет торговое
взаимодействие между странами на основе расстояния (обратно
пропорционально), размера ВВП (прямо пропорционально) и таких факторов,
как общность границ, культуры, языка и истории:
«Чтобы войти в общий строй мирового обмена, этим [континентальным. – Авт.] странам нужно потратить некоторое дополнительное усилие – как на то,
чтобы доставить к берегу свои продукты, так и для того, чтобы
транспортировать внутрь континента товары, получаемые ими с мирового
рынка».
Помимо этого Савицкий говорит о факторах «внутриконтинентного
притяжения» торговых потоков, которые определяются
протяженностью/размерами экономического пространства, а также
взаимодополняемостью структуры торговли.
Для иллюстрации разницы в транспортных издержках в доставке своей
продукции на мировые рынки Савицкий сопоставляет Англию и глубинные
регионы Центральной Азии (Семиречье):
«Масштабы отстояния Семиречья от побережий – неслыханные
в остальном мире – определят, при вступлении Семиречья в строй мирового
обмена, некоторую особую его "обездоленность”... За свои товары оно
будет получать дешевле, чем все остальные области мира; потребные ему
ввозные продукты обойдутся ему дороже, чем всем другим… Двойная
обездоленность, и как производителя, и как потребителя, не может – ceteris paribus – не сделать из Семиречья как бы "задворков мирового хозяйства”…».
Напутствия для Евразии
В чем же выход для континентальных стран в нейтрализации более
высоких издержек по сравнению с океаническими регионами? Прежде всего,
отмечает Савицкий, упрощенная имитация стратегий океанических держав не
может быть полноценным выходом для континентальных стран:
«Не в обезьяньем копировании "океанической” политики других, во
многом к России неприложимой, но в осознании "континентальности” и в
приспособлении к ней – экономическое будущее России».
Выход, с точки зрения Савицкого, в создании на континентальных
пространствах комплекса взаимодополняющих экономических систем, которые
насыщают континентальное пространство взаимными торговыми потоками:
«Но не открывается ли пред "континентальными” областями
возможность – избегая изолированности примитивного натурального
хозяйства – устранить, хотя бы отчасти, невыгодные последствия
"континентальности”? Путь такого устранения – в расторжении, в пределах
континентального мира, полноты господства принципа океанического
"мирового” хозяйства, в созидании хозяйственного взаимодополнения
отдельных, пространственно соприкасающихся друг с другом областей
континентального мира, в их развитии, обусловленном взаимною связью».
В определенной степени такого рода видение согласуется как с
объединением континентальных региональных группировок в евразийский
мега-альянс, так и с созданием цепочек отраслевых альянсов и
региональных цепочек добавленной стоимости, которые укрепляют
конкурентоспособность Евразии по отношению к «Мировому океану».
При этом важно отметить, что евразийцы не выступали против интеграции
России в мировую экономику, но призывали проводить ее с учетом
российской экономической специфики и понимания ограниченности
возможностей в использовании «океанических принципов»:
«В определенной степени море, как связь с "мировым рынком”,
нужно и останется нужным России; но необходимо понять ту существенно
ограниченную роль, которая выпадает на долю "океанического”, "морского”
принципа в построении хозяйства Российского…».
С позиций сегодняшнего дня наследие евразийцев в области изучения
мировой экономики – это прежде всего напутствия для евразийской
континентальной интеграции в сложной конкуренции с океаническим проектом
за счет создания сети транспортных коридоров, соединяющих Азию и
Европу. Такого рода видение сегодня во многом реализуется за счет
создания Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и сопряжения с ним
Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и других евразийских
континентальных проектов. Но, быть может, самое важное и актуальное
наследие евразийцев – это тезис о необходимости разнообразия и
дивергенции экономических моделей в мировом хозяйстве. Такого рода
видение служит противовесом доводам о необходимости конвергенции мира к
одной модели, «о конце истории» и о «венчании здания» мировой финансовой
архитектуры очередной версией «Вашингтонского консенсуса». В этом
отношении евразийская интеграция, базирующаяся на собственных
императивах развития, определенных ранними евразийцами, становится
своего рода вкладом Евразии в процесс дивергенции развития мирового
хозяйства.
На основе тенденций во внешнеэкономической политике нашей страны в
течение 2015–2016 годов можно сформулировать неоевразийскую концепцию
геоэкономической стратегии России, которая с учетом современных условий
могла бы иметь следующие характеристики:
- Интеграция в мировую экономику: содействие
сближению интеграционных проектов в Европе и Азии для увеличения объемов
торговли и инвестиций по всей Евразии. Россия может извлечь из этого
наибольшую выгоду, играя роль посредника между быстроразвивающимися
экономиками Китая, Японии, Кореи и АСЕАН с одной стороны, и Европы – с
другой. В этом контексте импульсом для претворения в жизнь евразийского
интеграционного проекта стал инициированный Китаем проект нового
Шелкового пути, который Россия планирует поддержать.
- Евразийская интеграция в ближнем зарубежье: чем
успешнее Россия будет продвигать идею углубления экономической
интеграции на постсоветском пространстве, тем больше можно будет
привлечь торговых и инвестиционных потоков в Евразию в целом. Развитие
интеграции единого экономического пространства усилило бы его позиции
при проведении переговоров с другими торговыми объединениями и позволило
сыграть роль посредника между Европой и Азией на фоне развития
экономического сотрудничества между ними.
- «Открытый регионализм» и приоритет многостороннего регулирования мировой экономики: в противостоянии регионализма и многостороннего подхода России следует
уделять больше внимания поддержке таких международных организаций, как
ВТО, для укрепления международных норм регулирования, позволяющих
ограничить преференции и дискриминацию в мировой экономике. Формирование
торговых блоков в Евразии должно происходить в соответствии с
провозглашенным ВТО принципом «открытого регионализма».
Общий курс российской экономической дипломатии в этих условиях будет
настроен на развитие конкуренции между европейскими и азиатскими
поставщиками за доступ на огромный внутренний рынок России, тогда как
евразийская интеграция могла бы стать залогом успеха китайского проекта
Шелкового пути по углублению экономических связей с Европой.