Россия в обнародованном недавно рейтинге Всемирного банка (ВБ) Doing
Business 2017 заняла 40-е место. Однако ряд экспертов, комментируя
результаты рейтинга, сетуют, что за прошедший год реформы почти
остановились. В то же время государством предпринимается ряд
значительных мер по поддержке бизнеса.
Торгово-промышленная палата РФ реализует «Навигатор успеха».
Насколько бизнес готов к подобным новациями и что мешает регионам
развиваться? На эти вопросы ТПП-Информ отвечает президент Российской
ассоциации франчайзинга Агнесса Осипова.
– Недавно созданная Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) представила новый проект – бизнес-навигатор. С помощью сервиса «Бизнес-навигатор» предприниматель сможет выбрать оптимальный вид бизнеса в привязке к местоположению, оценить существующий спрос и размер инвестиций в будущий проект, сформировать бизнес-план. Эту программу отметил президент РФ Владимир Путин в своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме. Каким Вам видится взаимодействие Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) и Корпорации МСП в рамках этой новации?
– Я вижу это взаимодействие активным и успешным. Ассоциация уже подписала соглашение с Корпорацией МСП, которое учитывает в том числе и взаимодействие в рамках "Бизнес-навигатора". На этом направлении ряд членов РАФ уже предоставили свои бизнес-планы, чтобы воспользоваться новыми опциями, и эта работа будет активно продолжаться. Стоит отметить, что в проекте "Бизнес-навигатора" Корпорации МСП 60% – именно франчайзинговое направление. Мне видится, что по мере того, как Корпорация МСП совместно со своими партнерами будет показывать положительные наработки и результаты своей работы, то, как следствие, все больше и больше предпринимателей будут заинтересованы в сотрудничестве, в подаче своих бизнес-планов и в дальнейшем в использовании этих новаций для эффективного развития своего бизнеса в регионах. Важно отметить, что сотрудничество Корпорации МСП и Российской ассоциации франчайзинга реализуется согласно той программе, тем задачам, которые поставило руководство нашей страны. Это и увеличение количества предприятий малого и среднего бизнеса во всех регионах, и доступность мер поддержки, и финансирование МСП, и создание комфортной бизнес-среды в малых городах РФ.
– Насколько, по Вашему мнению, бизнес в регионах готов к новациям, которые предлагает Корпорация МСП?
– У бизнеса в регионах большой потенциал. Россия − это великая, талантливая страна. Она славна не только своими мегаполисами и городами-миллионниками, но и малыми городами, в которых живы традиции, в которых лучше, чем в крупных центрах, сохранилось культурное, историческое и духовное наследие. Сохранились основы нации, из которых и произрастает развитие общества и, как следствие, развитие предпринимательства. Стоит вспомнить традиции российского провинциального купечества. Сегодня в регионах происходит активное развитие местного предпринимательства. Появляется много локальных франшиз, которые стремятся выйти на межрегиональный и федеральный уровни. Локальные сети развиваются в Екатеринбурге, Тюмени, Перми, Сургуте и других российских городах. 21% участников выставки BUYBRAND Expo 2016 – это именно региональные франшизы, заинтересованные в экспансии в другие города и регионы.
В стране примерно 65 процентов – это российские франшизы, а 35 процентов – зарубежные. Развитие таких франшиз наряду с созданием и продвижением региональных и национальных франшиз также важно. Это способствует созданию дополнительных рабочих мест, экономическому развитию, особенно при активном использовании международными сетями возможностей импортозамещения. Это позволяет ощущать себя частью мирового сообщества, в том числе в сфере рынка и услуг, повышая его эффективность за счет лучших практик и технологий.
Местные франчайзинговые сети вносят значимый вклад в картину регионального брендирования, работают на повышение их инвестиционной привлекательности. Повторюсь, что современный этап развития российского бизнеса, российского предпринимательства, национальной экономики опирается на потенциал малых городов.
– Президентом России была обозначена важность увеличения экономического потенциала регионов. На Ваш взгляд, в чем недорабатывает бизнес-сообщество, федеральные, региональные и муниципальные власти? Почему внутри одного федерального округа могут быть очень бедные и очень богатые регионы? Как активизировать межрегиональные связи, чтобы перспективные механизмы развития бизнеса затронули всех?
– Это такой комплексный вопрос. Есть регионы, которые используют природные ресурсы, что составляет их экономическую основу. Есть моногорода с удачной отраслевой специализацией, которые вносят значительный вклад в успех своих регионов. Если руководство области нацелено на активное развитие бизнеса, если чиновники встречаются с предпринимателями, совместно выявляют возникшие проблемы, вырабатывают удобные механизмы поддержки, то очевидно, что в таких регионах создается комфортный бизнес-климат, идет быстрое развитие бизнеса, такой регион лидирует в рейтингах предпринимательства. Например, мне очень импонирует деловой подход и энтузиазм руководителя Фонда поддержки предпринимательства Республики Татарстан Андрея Афонина, который с гордостью рассказывал о том, что программы поддержки малого и среднего бизнеса в Татарстане, несмотря на сложную экономическую ситуацию, не сокращаются, а продолжают расширяться. Долю в структуре ВВП малого и среднего бизнеса в республике даже планируют увеличить с 25 процентов до 40. Это говорит о том, что этот инструмент развития бизнеса признан в качестве надежной ячейки экономики.
Напомню, что по стране этот показатель равен 17–20 процентам, что является недостаточным по сравнению с европейскими и азиатскими странами, где эта цифра в два-три раза выше.И не удивительно, что, согласно исследованию индекса предпринимательских настроений, Татарстан безоговорочный лидер. В среднем по России этот индекс составляет 9,7 пунктов, что говорит о негативной оценке предпринимателями. А вот в Татарстане он равен 50,9. А там, где создаются благоприятные условия, нужен только правильный механизм реализации делового потенциала. Если говорить о франчайзинге, то как раз этот механизм развития предпринимательства имеет универсальный характер. Он создает возможности для развития бизнеса абсолютно во всех регионах и в достаточно широком спектре отраслей. Это может быть и сфера услуг, и туризм, и аграрный комплекс, в частности фермерство и инновационные разработки.
Франчайзинг − это некий системный подход в развитии бизнеса, универсальный для всей России. Для повышения его результативности важны готовность и усилия по внедрению этого механизма всеми представителями органов власти. Федеральные и региональные власти, муниципалитеты, бизнес-объединения должны выступать как слаженная команда.
Сегодня во многих регионах успешно действуют бизнес-инкубаторы, они показали свою эффективность как совместный продукт власти и бизнеса. Недавно представители РАФ были в Архангельской области, где подписали соглашение с региональным бизнес-инкубатором. Подобные соглашения подписаны с целым рядом регионов, и это дает хороший практический задел для внедрения франшиз в регионах. Опираясь на механизм «Бизнес-навигатора» Корпорации МСП, на использование государственных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, мы рассчитываем ускорить развитие регионального франчайзинга. Уверена, что мы сможем добиться серьезного результата.
Хочу еще раз акцентировать: сегодня для всех открыто окно возможностей. Успешные регионы показали, чего можно добиться, тиражируя положительные практики и наработки. Руководству отстающих регионов не надо бояться признавать ошибки. Надо смело двигаться вперед, беря на вооружение лучшие примеры. Ассоциация франчайзинга готова всемерно помогать всем, кто ищет возможности для развития. Франчайзинг – эффективный, действенный инструмент не только для увеличения доли малого бизнеса в России и повышения ВВП страны. Франчайзинг имеет ряд преимуществ как с точки зрения местных предпринимателей, так и с точки зрения региональных властей и самих жителей. Это создание рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджет, внедрение высоких стандартов ведения бизнеса, формирование комфортной и привлекательной для жизни инфраструктуры городов.
– Сегодня уделяется большое внимание развитию несырьевого экспорта, помощи экспортно ориентированным предприятиям. Какие есть возможности популяризировать российские бренды за рубежом?
– Это очень важный вопрос. Развитие несырьевого экспорта − одна из стратегических задач, на решение которой должен ориентироваться прежде всего сам бизнес, а не только государство. Государством создано много институтов поддержки: это Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), Российский экспортный центр (РЭЦ), проекты Внешэкономбанка. Российская ассоциация франчайзинга, конечно, не стоит в стороне от данной задачи.
Напомню, что руководством страны поставлена задача увеличения темпов прироста несырьевого экспорта на 7% в год в стоимостном выражении. На это будут выделены средства в размере 100 млрд рублей. Решение этой задачи включает в себя имиджевое позиционирование отечественных компаний как международных, соответствующих высоким мировым требованиям, в том числе по качеству производимой продукции, по используемым новейшим технологиям.
Кроме государственных программ поддержки важна также деятельность по привлечению наших производителей к участию в отраслевых зарубежных выставках. Безусловно, это затратно и непросто. И вот здесь поддержка ТПП РФ, системы региональных ТПП, поддержка новых созданных институтов развития экспорта могла бы стать весомым подспорьем. Те компании, которые видят себя на международном рынке, которые уверены, что их продукция конкурентоспособна и соответствует мировым стандартам, найдут такую поддержку, и, я уверена, будут успешно участвовать в выставочной деятельности.
Необходимость более активного привлечения предпринимателей к участию в зарубежных отраслевых выставках мы обсуждаем в ходе встреч с экспертами ТПП РФ. РАФ входит во Всемирный совет по франчайзингу, давно и успешно принимает участие в международной выставочной деятельности. У международного экспертного сообщества очень уважительное и серьезное отношение к нашей ассоциации. РАФ будет развивать практику привлечения предпринимателей к участию в международных выставках. В обозримом будущем это даст колоссальный эффект для имиджа нашей страны.
– Стоит ли включать оценку муниципалитетов в рейтинг инвестиционной привлекательности регионов?
– А почему нет? Это станет еще одним фактором успешности регионов. Максимально полные и объективные данные о регионах создают условия для развития бизнеса, для движения вперед. Предпринимателям тогда легче ориентироваться, выбирать сферы для создания бизнеса, а государство может точнее определить, где и как ему помогать.
Ната Марк,
ТПП-Информ