Средний бизнес годится на роль самого
позитивного сектора отечественной экономики. Осталось понять, как
придать этому позитиву макроэкономический смысл
В начале октября состоялся первый Конгресс среднего бизнеса в
Тюмени. Его организаторами выступили аналитический центр «Эксперт» и
журнал «Эксперт-Урал». Ранее аналогичные мероприятия проходили только в
двух городах страны — Москве и Екатеринбурге.
Средними компаниями (к ним мы относим предприятия с выручкой от 300
млн до 20 млрд рублей) «Эксперт» занимается последние девять лет.
Изначально главным объектом нашего интереса были «газели» — небольшие
фирмы, которые умудрялись на протяжении четырех лет расти не менее чем
на 30%. Однако два кризиса практически полностью уничтожили их
поголовье. Наблюдать за такими предприятиями по-прежнему любопытно, но
никакой экономической силы (как в США) они не имеют. Потому мы приняли
решение расширить поле нашего исследования до среднего бизнеса в целом.
Объяснить увлеченность этим классом компаний довольно просто: мы
возлагаем на них большие надежды (и не важно, что в нашей стране пока не
выстроен механизм выращивания глобальных игроков). Существенная часть
таких фирм создана и держится на предпринимательской энергии, которая
при благоприятных условиях может вытащить страну из болота стагнации. Ни
задыхающийся малый бизнес, ни крупные предприятия, занятые в основном
традиционным производством и зависящие от госзаказа или биржевых цен, не
являются опорой для трансформации отечественной экономики.
— Средний бизнес — самый патриотичный, — подчеркивает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области Лариса Невидайло. — Его собственники, как правило, не собираются уезжать из страны, выводить капиталы. Они планируют развиваться в России.
Хорошего не ждите
Для начала постараемся кратко обрисовать среду, в которой сегодня
приходится обитать средним компаниям. Сразу признаемся, использовать мы
будем в основном темные краски, но такова реальность. С нашей точки
зрения, рецессия в российской экономике закончилась или вот-вот
закончится. Мы намеренно использовали такую формулировку. Уверенно можно
говорить лишь о том, что с лета 2014-го до весны 2016-го мы падали.
Сейчас балансируем в районе нуля. Это не аналитическая импотенция.
Просто компетентно судить о том, случился ли перелом, мы сможем лишь
спустя довольно продолжительное время.
К примеру, в США, где пристально отслеживают бизнес-циклы, последнюю
поворотную точку, пришедшуюся на середину 2009 года, идентифицировали
лишь в сентябре 2010-го. То есть прошло почти 15 месяцев.
— Что мы можем говорить точно — степень сжатия ВВП в текущем
кризисном эпизоде более чем вдвое меньше, чем в 2009 году, — радует
заместитель главного редактора журнала «Эксперт» Александр Ивантер.
Но тут же осаживает — отскок будет слабее: «Восстановление
докризисного максимума ВВП произойдет не ранее 2020-го. Говорить о более
высоких темпах пока не приходится. Разве что дерзость средних компаний
позволит нам расти быстрее».
В промпроизводстве — причудливый микс падающих, стагнирующих и
растущих секторов. В отрицательной зоне — производство товаров
длительного пользования (автомобили, мебель), грузовых вагонов, резины и
пластмасс, стройматериалов, ряда типов оборудования (оптического,
медицинского, электронного).
В зоне стагнации — металлургия и деревообработка. Зоны роста —
добывающие производства, легкая, текстильная, обувная и пищевая
промышленность, фармацевтика, крупнотоннажная химия, ВПК.
— Инвестиции в основной капитал сокращаются 38 месяцев подряд, с
апреля 2013-го накопленный спад составил 16,4%, — продолжает Александр
Ивантер. — Реальные доходы и розничный товарооборот сжимаются более двух
лет подряд. Масштабы потерь по потреблению в пике могут достичь 20%. И
это нас приближает уже к ситуации конца 90-х годов. «Кредитор последней
инстанции» сегодня — население. Именно оно оплачивает кризис снижением
жизненного уровня.
Немного о судьбе рубля. В условиях свободного плавания ЦБ перестал
управлять движением реального курса нацвалюты. Соответственно, возникает
риск избыточного укрепления рубля (по некоторым оценкам, на 30% к 2020
году даже при стоимости нефти в 50 долларов за баррель). Это будет
сдерживать потенциал восстановительного роста.
Перейдем к прогнозам. По России их дает масса структур —
Минэкономразвития, ЦБ, НИУ ВШЭ и РАНХиГС, МВФ, ВЭБ и Всемирный банк. Но
никто из них не предрекает нам рост более 2% вплоть до 2018 года. В МЭР,
по данным «Ведомостей», и вовсе уверены, что страна следующие 20 лет в
среднем будет расти на эти самые 2%. Почему мы прицепились к этой
планке? Экономист Яков Паппэ из Института народнохозяйственного
прогнозирования как-то разработал пусть шутливую, но точную
классификацию динамики ВВП. Увеличение от 0% до 2% замечает только
статистика, на реальную жизнь оно не влияет. Прирост на 2 — 5% ощущают
бизнесмены в развивающихся секторах экономики и их работники, прирост в 5
— 8% сказывается на повышении уровня жизни большинства граждан. А вот
прирост более чем на 8% — это уже экономическое чудо. Так что в
среднесрочной перспективе радоваться за страну будут, похоже, только
работники Росстата.
Кому ты нужен
На этом фоне Тюменская область выглядит совсем неплохо. Например,
инвестиции в основной капитал за первое полугодие 2016 года составили
129 млрд рублей, это на 32% больше, чем за аналогичный период 2015-го.
Индекс промпроизводства в 2015-м составил 9,3% (обрабатывающие
производства приросли на 8,8%), за первые три квартала 2016-го — 2%.
Реальные доходы, правда, в этом году упали почти на 9%.
Тюменская область выделяется на общем фоне и своей симпатией к среднему бизнесу.
— Это один из главных столпов стабильности и развития экономики, —
заметил на Конгрессе среднего бизнеса вице-губернатор Тюменской области Сергей Сарычев.
— Мы готовы создавать условия для его дальнейшего роста, в любом
формате обсуждать проблемы, поддерживать идеи, помогать преодолевать
барьеры.
Не будем перечислять все инструменты поддержки среднего и
неотделимого от него (так сложилось исторически) малого бизнеса в
Тюменской области. Ограничимся рядом показателей. Общая сумма кредитов,
по которым предоставлена компенсация за 2010 — 2015 годы, составила 4,4
млрд рублей. По лизингу 134 тыс. малым и средним предприятиям возмещено
2,2 млрд рублей. Производственникам за тот же период возмещено по всем
программам около 1,9 млрд рублей.
В Тюменской области работает Фонд развития промышленности. Он уже
раздал 215 млн рублей, самый крупный кредит под 7% на пять лет — 74 млн
рублей — получила «Мебельная компания» на расширение производства.
В регионе действует два индустриальных парка (суммарная площадь — 300
га). Среди резидентов — производители измерительного оборудования,
полипропиленовой тары, нефтепромыслового оборудования, дезинфицирующих
средств, кормовых добавок и даже завод мороженого.
...Фонды, парки, льготы. Казалось бы, джентльменский набор, но при
этом в портфеле Тюменской области находятся 300 инвестпроектов
(существенная часть из них — средние) суммарным объемом 1,5 трлн рублей
(43 тыс. рабочих мест). «Успех не в наборе действий, а в команде,
которая их реализует, — замечает директор департамента инвестиционной
политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской
области Леонид Остроумов. — У нас она достаточно слаженная, это люди, которые находятся на своем месте».
Помимо продвинутых регионов средним бизнесом интересуются наиболее
развитые федеральные ведомства. Вице-президент «ОПОРА РОССИИ»,
председатель Тюменского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ» Эдуард
Омаров рассказывает, что на недавнем совещании в ФНС обсуждались две
любопытные идеи. Одна — про риск-ориентированный подход. Если грубо: нет
нарушений — нечего проверять (в целом речь идет о снижении числа
проверок и о трансляции практики, принятой для малого бизнеса, в средний
сегмент). Вторая идея — сокращать налоговые ставки по мере роста
компании. С трудом верится, что это предложение может быть принято, но
даже его обсуждение — факт отрадный.
Анатолий Боков, Сонда Технолоджи
Здесь же нельзя не упомянуть Российский экспортный центр (РЭЦ). Да,
он не является правительственной структурой, но его миссия помасштабнее,
чем у иных министерств, — увеличить долю несырьевых поставок. Опираться
здесь на малые компании бессмысленно, на крупные особой надежды тоже
нет (они либо уже что-то вывозят, либо уже никогда не соберутся).
Андрей Жигалов, Российский экспертный центр
— Большинство наших продуктов заточено под средний бизнес, — замечает старший менеджер по региональному развитию РЭЦ
Андрей Жигалов.
— Глобально их можно разбить на две группы — нефинансовые и финансовые.
Примеры первых — анализ внешних рынков и формирование пула
заинтересованных партнеров, международное патентование, поддержка
выставочной деятельности, таможенное администрирование. Ко второй
категории относятся страхование рисков экспортеров, инвесторов и банков,
а также кредиты иностранным покупателям или экспортерам на
финансирование расходов по контракту.
Виталий Милованов, Региональный центр «Уральский» Райффайзенбанк
В частном обслуживающем секторе средний бизнес становится магистральным
направлением для банков. Их мотив прост: это очень прибыльное
направление (подробнее см. «Увидеть партнера», с. 20). Директор
регионального центра «Уральский» Райффайзенбанка
Виталий Милованов подчеркивает, что наиболее эффективная модель сотрудничества заемщика и
банка должна предполагать выстраивание партнерских отношений. Чего банк
в ее рамках хочет от бизнеса? Информационной открытости компании и
прозрачности ее отчетности; своевременного уведомления финучреждения о
своих действиях и потенциальных проблемах, поручительства собственников
бизнеса и перевода в банк части оборотов.
Еще один частный финансовый интересант — Московская биржа. Ее
внимание, правда, в основном сосредоточено на высокотехнологичном
бизнесе. Еще в 2009 году она совместно с Роснано создала площадку для
молодых компаний — «Рынок инвестиций и инноваций» (РИИ). Сейчас на ней
присутствуют 34 эмитента, суммарная капитализация 192 млрд рублей.
Главное условие к фирмам, выходящим на РИИ, — рыночная стоимость не
менее 150 млн рублей и новизна технологии.
Антон Джуган, Московская биржа
— Для эмитентов РИИ предусмотрена господдержка, — развивает тему заместитель директора уральского филиала Московской биржи
Антон Джуган.
— Грант от фонда Бортника до 10 млн рублей на допуск ценных бумаг малых
инновационных предприятий к торгам, а также ставка 0% по налогу на
прибыль и НДФЛ по доходу от реализации ценных бумаг. Кроме того,
федеральный Фонд развития промышленности планирует предоставлять
льготное заемное финансирование компаниям-эмитентам РИИ с возможностью
использования их ценных бумаг в качестве залога.
Вместе с тем Московская биржа создала площадку для совсем небольших,
но перспективных непубличных инновационных компаний — IPOboard. Сейчас
она аккумулирует 224 фирмы и 310 инвесторов (половина — венчурные фонды и
фонды прямых инвестиций).
Закончим на совсем практичной ноте: средний бизнес становится одним
из любимых клиентов телекома. Пока у операторов связи нет
специализированных продуктов под эту категорию потребителей, но видно,
как контуры предложения вырисовываются.
Дмитрий Фисенко, Филиал ПАО «Ростелеком» в Тюменской и Курганской областях
— Я могу рассказать как минимум две истории, — говорит директор по
работе с корпоративным и государственным сегментами филиала Ростелекома в
Тюменской и Курганской областях
Дмитрий Фисенко. —
Первая касается системы видеоконференцсвязи. Нашим клиентом стала
компания с географически распределенной структурой. В спокойные годы ее
менеджеры постоянно летали в командировки друг к другу, устраивали общие
совещания в том или ином городе. Но доллар резко вырос, эта возможность
пропала. Система была развернута в нашем облаке в течение суток. В
итоге их полугодовые затраты на совещания сократились с миллиона до 70
тыс. рублей. Второй пример касается внедрения виртуальной АТС, которая
позволяет настроить сеть с внутренней нумерацией, обработкой звонков,
голосовым меню и т.д. Мы внедрили ее в одной строительной компании.
Традиционное решение на 20 — 30 абонентов стоило бы около 40 тыс.
рублей, плюс зарплата администратора. Сейчас счет компании составляет
500 рублей в месяц.
Прочитав этот текст, многие с укоризной заметят «все слишком
позитивно». Склонны согласиться. Однако заметим: за все восемь лет, что
проводятся Конгрессы среднего бизнеса, мы ни разу не слышали
предпринимательского плача. В Тюмени речь пару раз заходила о дешевых и
длинных деньгах, прозрачных правилах игры, специализированных формах
поддержки, но обо всем этом говорили как бы невзначай. Средний бизнес в
основном концентрируется на позитивной повестке. Может, в этом и есть
его главное преимущество.
Фото Евгения Шарова
Истории предпринимательства
Альмира Каримова, директор Тюменского фанерного завода (выручка в 2015 году — 1,95 млрд рублей, прирост к 2014-му — 28%)
— Я работаю на этом заводе больше 40 лет, возглавила его в 1991-м. На
тот момент предприятие было планово-убыточным и находилось в плачевном
состоянии. Нам удалось буквально за пару месяцев вывести его в плюс.
Главной задачей тогда стала наладка производства (проблем со спросом
из-за дефицита товаров не было). Мы реформировали систему организации
труда, технологическую составляющую, отремонтировали оборудование. В
середине 2000-х завод из центра города начал переезд в район Лесобазы.
Встал вопрос: монтировать старые станки или закупать новые. Поддержка
правительства области (компенсация 2/3 ставки по кредиту, компенсация
лизинговых платежей, льгота по налогу на имущество) помогла пойти по
второму пути. В 2009-м мы запустили первую очередь завода, в 2013-м —
вторую. За последние шесть лет мы нарастили выпуск фанеры с 5 до
примерно 80 тыс. кубов. А еще за это время нам удалось отучить всех
работников говорить «у нас не получится».
Ключевое направление для нас — экспорт: мы вывозим больше 80%
продукции (были периоды, когда показатель доходил до 92 — 95%), работаем
в 37 странах. Ключевые рынки — США (22% отгрузки), Германия (12 — 13%) и
другие страны Европы. Это позволило нам минимизировать риски
нестабильного спроса внутри страны. Еще одним аргументом (и
немаловажным) в пользу выхода за границу стали валютные кредиты.
Нашей тактикой стала отгрузка небольшого объема в как можно большее
число стран. В рекламе и участии в выставках мы особого смысла не
видели. Как только ты реально появляешься на рынке, тебя замечают,
начинают интересоваться продукцией. Иностранцы — лучший стимул повышать
качество. Они очень требовательны (особенно, когда видят, что в России
есть хорошее производство). Мы каждого партнера пытаемся привезти на
завод, спросить, что ему нравится, что можно исправить.
Андрей Шпильман, генеральный директор ООО
«СибГеоПроект» (разработка и внедрение информационных и
геоинформационных систем для различных сфер экономики; в заказчиках —
Минприроды РФ, правительства Тюменской области и Югры, ВНИГНИ, Газпром,
Роснефть, ЛУКойл, Русснефть, АЛРОСА, Ямал СПГ, «Новатэк НТЦ» и другие)
— Влияние на нас оказывает не столько сокращение ИТ-бюджетов, сколько
выжидательные настроения заказчиков. ВИНК и госструктуры пытаются
понять, что будет дальше. Проекты не вычеркиваются из бизнес-планов, но
их сроки переносятся, тендеры притормаживаются. Приходится залезать в
кредиты, что, конечно, крайне невыгодно. К тому же в последние годы мы
наблюдаем стремление властей повысить налоговое бремя. В итоге на
развитие почти ничего не остается. Один из инструментов, который нас
выручает, — компенсация из регионального бюджета затрат на лизинг
оборудования. Надо признать, в Тюменской области процесс поддержки малых
и средних компаний отлажен очень неплохо.
За счет чего компании на протяжении 15 лет удается оставаться на
плаву? Есть несколько принципов. Первый — фокус: компания выбрала
довольно узкую нишу управления недропользованием и по большому счету до
сих пор в ней и развивается. Второй — формирование «пятой колонны»
менеджеров: они рано или поздно меняют место работы и уже в новой
компании предлагают внедрить наши решения. Третий — принцип Парето: мы
все время находимся в поиске решений и ниш, которые при относительно
небольших издержках дадут нам максимальную прибыль.
Анатолий Боков, Сонда Технолоджи
Анатолий Боков, генеральный директор «Сонда Технолоджи»
(специализируется на биометрических системах идентификации, выручка в
2015 году — 75 млн рублей, прирост к 2014-му — в 12,5 раза)
— Мы 25 лет занимаемся разработкой систем идентификации по отпечаткам
пальцев, являемся портфельной компанией РВК. Дважды мы были почти
банкротом, но выжили и в последний год вышли на траекторию устойчивого
развития. Что нам помогло? Первое — уникальная технология. По
результатам тестов, проводимых Национальным институтом стандартов США,
по комплексному показателю (точность идентификации и время поиска по
базе данных) мы вошли в пятерку мировых лидеров и стоим рядом с такими
гигантами, как NEC, Safran, 3М. Хотя у нас штат ученых состоит из трех
человек.
Уникальная технология позволила получить два контракта с
американскими компаниями, а также отодвинуть российских конкурентов и
вернуться в МВД России. В этом году мы реализовали с ведомством проект
по внедрению информационной системы объемом 80 млн дактилокарт.
Второй момент — поиск перспективных ниш для гражданской продукции (пропускных систем).
До кризиса мы делали ставку на школы, но в тяжелые времена продажи в
этом секторе резко упали. Мы нашли нового потребителя — Минобороны и в
прошлом году реализовали крупный проект по выдаче обедов в столовых.
Кроме того, ищем компании, которые даже в кризис озабочены своей
безопасностью. Пример — Учалинский ГОК.
Третий момент — привлечение инвестиций. Даже когда тяжело, мы создаем
новые продукты и пытаемся найти под них деньги (работаем со Сколково,
РВК и другими фондами). Один из наших перспективных проектов — оплата
покупок пальцем. Второй — генетическое консультирование по отпечаткам
пальцев и ладоней.
Михаил Васильев, Управляющая компания индустриального парка «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК»
Михаил Васильев, руководитель отдела маркетинга УК
индустриального парка «Про-бизнес-парк» (выручка в 2015 году — 51,8 млн
рублей, прирост к 2014-му — в четыре раза)
— Сегодня в стране существуют две группы парков — создаваемые сверху
(государственные) и снизу (частные). Если мы посмотрим на суммарные
показатели, то увидим, что всего насчитывается 146 парков, 71 из них
государственный, 75 — частные. Вроде бы цифры сопоставимые. Но среди
государственных работают только 40 объектов, а среди частных — 60.
«Про-бизнес-парк» — объект, расположенный на юге Екатеринбурга, общая
площадь — 174 га. Зарегистрировано 34 резидента (занято 80% площади).
Специализации нет. Я бы отметил две составляющие, которые позволили нам
достичь этих показателей. Первая — мы являемся greenfield-проектом. Это
позволяет быть максимально гибким, подстраиваться под нужды резидентов.
Безусловно, точки невозврата, связанные с инженерными сетями, есть, но
их не так много, как в brownfield. Вторая — мы развивались независимо,
без оглядки на какие-либо институты. По сути, мы отстраивались только от
рынка и пытались честно удовлетворять потребности малого и среднего
бизнеса.
Александр Глубоковских, руководитель обособленного
подразделения СКБ Контур в Тюмени и представительства в Сургуте (выручка
СКБ Контур в 2015 году — 6,87 млрд рублей, прирост к 2014-му — 38,2%)
— В начале 2000-х СКБ Контур был монопродуктовой компанией: почти всю
выручку приносило решение по сдаче бухгалтерской отчетности. Много лет
нам удавалось динамично расти, но в 2009-м этот рынок стабилизировался,
развитие фирмы приостановилось. Стало ясно, что без диверсификации
портфеля не обойтись. Наступив на массу грабель и набив кучу шишек, мы
выработали несколько правил, которые, как нам кажется, могут
минимизировать риски при расширении линейки предложения.
Первое — создавать новый продукт лучше всего на базе уже
существующего: развивать смежную тему куда проще, нежели неизведанную.
Второе — под каждый проект нужно выделять отдельную команду, в противном
случае вы столкнетесь с нерациональной загрузкой персонала и
отсутствием фокуса. Третье — надо инвестировать в новые каналы продаж.
Если вы делаете ставку на одного или нескольких партнеров, они начинают
верить в свою уникальность и хуже работать. Мы специально стимулировали
конкуренцию между реселлерами и одновременно развивали внутренние каналы
продаж. Четвертое правило — создавайте производственную инфраструктуру
для запуска продуктов. Среда должна быть единой — от клиентской базы до
справочников и графического поля.
Пятое — нужно упорядочить запуск новых продуктов. Условная цепочка:
идея — «заражение» лидера — решение инвесткомитета — набор команды —
разработка — прототипирование — опрос рынка — масштабирование. И
последнее: в компании необходимо сформировать культуру запуска
продуктов. Мы стараемся превратить СКБ Контур в фабрику идей, когда
инициатива может исходить от каждого, и каждый может ее реализовать.
Наталья Ложникова, серийный предприниматель
(бизнес-отель «Спасская», детская стоматология «У жирафа Севы»,
гостиничный комплекс придорожного сервиса в селе Покровском)
— Почти все бизнес-проекты, в которых я участвовала, были воплощены в
жизнь во многом благодаря господдержке. Пожалуй, самый яркий пример —
детская стоматология. На дворе был тяжелый 2009 год. У меня был партнер,
который хорошо знал медицинское дело, вместе мы обнаружили свободную
нишу, «отрисовали» идею, пришли с ней в инвестагентство Тюменской
области, и нам поверили. Когда я говорю «поверили», то не имею в виду,
что наш проект никто не экспертировал, что нам безвозмездно дали денег и
отправили в свободное плавание. Нет, это был заем под залог объекта
недвижимости, пришлось соблюсти массу формальностей. Но надо понимать,
что у нас тогда не было даже лицензии на оказание медицинских услуг,
команда состояла из пяти человек. Одобрение со стороны агентства стало
гарантом качества проекта для рыночных финансовых структур, в итоге нам
удалось получить кредит в Сбербанке.
Стоматология была открыта в 2011-м. На данный момент мы полностью
выполнили обязательства перед агентством и почти рассчитались со
Сбербанком. Компенсацию платежей по лизингу оборудования «отработали»
налоговыми платежами.
Другой проект, получивший поддержку, — комплекс придорожного сервиса в
селе Покровском. Мы его заканчиваем в этом году. И здесь главным
подспорьем были даже не деньги (хотя без них ничего не бывает), а
административное сопровождение.
Третий проект, с которым нам помогает государство, — строительство
консервного завода в Ялуторовске. Примерный объем вложений — 100 млн
рублей. В партнерах у нас — венгерские инвесторы. Но они не входили в
проект до тех пор, пока не увидели одобренный заем.
Многие задают вопрос «в чем секрет успеха Тюменской области». На мой
взгляд, он заключается в человеческом отношении к предпринимателям и в
понимании инвестиционного процесса. Мы чувствуем, что на нас здесь
делают ставку.
Вильдан Хусаинов, заместитель директора федеральной риэлторской компании «Этажи»
— Полезность — ключевой фактор успеха. Это мое глубокое убеждение. Ты
всегда должен думать, чем ты полезен окружающим, семье, коллегам по
цеху, рынку и своей стране. «Этажи» родились в Тюмени в 2000 году. Тогда
это была компания из восьми человек, сидевшая в офисе в 70 кв. метров.
Сегодня мы представлены в 55 городах России, в пятой части из них мы
являемся лидерами продаж.
Начало 2000-х для риэлторского бизнеса были темными временами. То был
колхозный рынок с элементами хаоса. И нам в голову пришла идея: а что,
если наша сфера ничем не отличается от других и в ней можно настраивать
те же процессы, что и в цивилизованных отраслях? Что если сделать ставку
не на подковерную, а на открытую конкуренцию? И эта модель сработала.
Затем мы подумали, а вдруг риэлтор может быть нормальным
работодателем, и запустили сервисы для сотрудников, позволяющие
максимально автоматизировать (читай — облегчить) их работу. И это тоже
сработало. У нас текучка в четыре-пять раз меньше, чем в среднем по
рынку.
Ключевой фактор успеха нашего бизнеса — это, конечно, люди. Мы
сделали ставку на развитие сотрудников, на их вовлеченность в процесс,
на стремление к максимальной пользе.
Екатерина Рашевская, Уральский почтовый округ компании SPSR Express
Екатерина Рашевская, коммерческий директор Уральского
почтового округа компании SPSR Express (выручка в 2015 году — 5,95 млрд
рублей, прирост к 2014-му — 15,5%)
— Я бы хотела поговорить про достаточно узкий, но очень
быстрорастущий сегмент интернет-торговли. На наш взгляд, один из
важнейших элементов успеха этого бизнеса — эффективная логистика.
Уточню: скорость и качество исполнения заказа зависят от того, насколько
гармонично сочетаются две составляющие логистических процессов —
складская и транспортная.
Существует два, казалось бы, противоречащих друг другу подхода к
логистике. Первый предполагает опору на себя, второй — на аутсорсера.
Рассмотрим пример одного из крупнейших интернет-ритейлеров Lamoda. Эта
компания изначально ставила перед собой цель захватить всю страну. Но у
небольшого бизнеса ресурсов для этого не было. Потому руководство решило
всю доставку и хранение отдать в руки партнера. Когда компания встала
на ноги, она отказалась от аутсорсинга только в наиболее заметных с
точки зрения продаж регионах, в других территориях он остался. Такой
микс мне видится наиболее эффективной моделью для средних фирм.
Что кажется важным при выборе логистического партнера? Первое — это
наличие различных по скорости и стоимости режимов доставки. Второе —
технологичность (ИТ-интеграция процессов, наличие приложения,
возможность оплаты банковской картой и т.д.). Третье — дополнительные
сервисы (доставка в вечернее время и выходные, возврат сопроводительных
документов, частичная доставка и примерка, оплата товара в момент
вручения, страхование, хранение на складе и т.д.).
Марина Филиппова, директор по развитию ресторанного
холдинга «МаксиМ» (годовой оборот 38 разноформатных заведений
оценивается в 30 — 35 млн долларов)
— В 2016-м холдингу исполнится 25 лет, за это время мы пережили три
кризиса. Расскажу, какие принципы позволяют нам справляться с последним.
Первый — Парето: 80% выручки делают 20% гостей. Мы долгие годы работали
над повышением их лояльности, и в тяжелые времена они стали для нас
«подушкой безопасности». Второй — правило плеча. Внутри холдинга всегда
есть более сильные на данный момент проекты, которые закрывают бреши и
позволяют выделять средства, например, на ремонт и перезапуск просевших
заведений. Третий принцип — доступность не в ущерб качеству. Мы разбили
все наши заведения на три сегмента: со средним чеком в 700 рублей, в 1
тыс. рублей и в 1,5 — 2 тыс. рублей. В самом демократичном секторе мы на
43% нарастили ассортимент блюд стоимостью до 300 рублей, на 32%
сократили число позиций до 500 рублей и на 72% уменьшили выбор в разделе
выше 500 рублей. С ресторанами высокой кухни поступили иначе: нарастили
число блюд в низком и среднем ценовом сегменте (на 13% и 21%) и на 9%
срезали высокий. Четвертый принцип — активное изучение поведения гостей и
обратная связь. Раньше мы собирали аналитику по заведениям ежемесячно,
теперь начали планировать в еженедельном режиме. Это, например,
позволило моментально отследить рост популярности демократичного
сегмента. Итог — запуск франшизы одной из недорогих сетей. Пятый принцип
— оптимизация не за счет команды. Мы сделали ставку на жесткий контроль
себестоимости и сохранение заработной платы. Шестой — цивилизованная
конкуренция. В 2010 году при нашем участии в регионе была создана
Ассоциация гостеприимства Тюменской области, которая позволяет
вырабатывать некие стандарты работы на рынке и выстраивать партнерские
отношения между его игроками. Седьмой принцип — пробуй новое. Это
касается и блюд (спасибо санкциям), и механизмов продвижения. У нас
более 20 тыс. подписчиков в соцсетях, около 60% гостей получают новости о
нашей компании через этот канал.
Каковы результаты? За год мы вышли на докризисный уровень, открыли
пять новых заведений, наняли 150 человек и на 4% нарастили индекс
потребительской лояльности.
Евгений Крупин, директор НПП «Детская
восстановительная медицина» (средства реабилитации для детей-инвалидов,
выручка в 2015 году — 49,6 млн рублей, прирост к 2014-му — 26%)
— Официально в России чуть более 600 тыс. детей-инвалидов,
неофициально их — около 1,5 миллиона. Этот показатель каждый год
прирастает примерно на 7%. При этом отечественных технических средств
реабилитации (ТСР) на рынке практически нет. Все, что мы видим, —
импорт. Это подвигло нас в 2011 году создать предприятие, которое бы
производило ТСР. Два года у нас ушло, чтобы убедить власти, что нужно
переходить на отечественную продукцию, в 2013-м мы вышли на госзаказ.
Сегодня мы выпускаем 11 моделей ТСР под маркой «Я могу», три находятся
на стадии регистрации и клинических испытаний. Наиболее сложные средства
дешевле западных аналогов в 3,5 — 5 раз.
За три года мы выполнили более 100 контрактов, поставили около 7 тыс.
изделий в 62 региона. Мы остаемся единственным предприятием,
выпускающим ТСР для детей-инвалидов от Волги до Новосибирска,
единственные в стране получили сертификат соответствия ISO 13485-2011.
Ложка меда при ведении социального бизнеса — это доступ к
государственным ресурсам и возможность получения всевозможных грантов,
дотаций, льгот (мы, например, получили грант фонда Бортника). Бочка
дегтя — невероятная зависимость от государства, непонятные правила игры
при получении грантов и отсутствие прописанной политики.
Наталья Самаркина, заместитель генерального
директора по продажам компании «ПрофМодуль» (кровельные и фасадные
материалы, выручка в 2015-м — 802,4 млн рублей, прирост к 2014-му — 20%)
— Наша компания основана в 1999-м. Изначально мы занимались
промышленным и гражданским строительством, но в 2006-м поняли, что нужно
развивать новые направления бизнеса. Закупили линию по выпуску
сэндвич-панелей с утеплителем из ваты и полистирола. Нам удалось
закрепиться на рынке и вытеснить с него мелких производителей. Чуть
позже появилась необходимость переработки рулонной стали, остававшейся
от панелей. Мы закупили восемь линий по производству профнастила,
фасадно-облицовочных панелей, металлочерепицы, сайдинга и водосточных
систем.
Как отдельная бизнес-единица завод «ПрофМодуль» был образован в 2013
году, тогда же мы купили и реконструировали производственное здание
площадью 17 тыс. кв. метров, в нем был организован цех по выпуску
панелей с утеплителем из пенополиуретана. Кроме нас эту продукцию в
уральском регионе никто не выпускает.
Ключевым фактором, позволявшим нам развиваться, был здоровый
авантюризм. В кризисы, мелкие или крупные, мы всегда открывали новые
производства. Как бы ни было трудно, старались внедрять что-то новое.
Сейчас в стране кризис, а мы закупили новый парк станков
токарно-фрезерной обработки изделий.
За последние два года нам удалось серьезно расширить географию
продаж. Раньше мы опирались на рынок Тюменской области, ХМАО и ЯНАО,
теперь вышли в Казахстан, Башкирию, в центральную и южную часть России,
на Дальний Восток (стали одним из подрядчиков космодрома Восточный). В
планах — модернизация линии минераловатных панелей, развитие дилерской
сети, открытие представительства в Казахстане и внедрение услуги
строительства «под ключ».