Экономическое сотрудничество России и
Казахстана отнюдь не ограничивается торговлей. РФ является крупным
инвестором в казахстанскую экономику, и, как показал прошедший 4 октября
бизнес-форум двух стран, их инвестиционное сотрудничество имеет все предпосылки для дальнейшего развития.
На сегодняшний день в Казахстане
работают около 6 тысяч российских компаний. Из-за специфики местной
экономики, ориентированной главным образом на экспорт сырья,
приоритетным направлением российских инвестиций долгое время была
добывающая промышленность, прежде всего добыча нефтегазовых ресурсов.
Тем не менее российский бизнес в Казахстане активно работает и в других
сферах – обрабатывающей промышленности, машиностроении, транспорте,
телекоммуникациях, банковском секторе, космических технологиях и мирном
использовании атомной энергии. Более того, по мере реализации программ
импортозамещения в России и форсированной индустриализации в Казахстане российские инвестиции в несырьевые отрасли экономики растут.
Общий объем прямых российских
инвестиций в Казахстан за 2005-2014 гг. составил 9,1 млрд. долл. Среди
крупнейших инвесторов – компании нефтегазового сектора, прежде
всего «Лукойл», «Газпром» и «Роснефть». Всего же в РК инвестируют более
20 крупных российских компаний, включая «Интер РАО ЕЭС», «Русал»,
«Росатом», «Вымпелком», «Банк ВТБ», «Внешэкономбанк», «Мечел»,
«Северсталь», «Камаз», «Автоваз» и другие. По мере формирования
Евразийского экономического союза и развития сотрудничества в несырьевых
отраслях начинает расти доля среднего и малого бизнеса. По словам
торгового представителя РФ в Казахстане Александра Яковлева, особый
интерес у него вызывают инновационные разработки, стимулируемые
казахстанскими властями.
Крупнейший российский инвестор «Лукойл»
работает в республике с 1995 г., участвуя в нескольких добывающих
проектах и «Каспийском трубопроводном консорциуме». При участии
«Лукойла» осуществляется освоение месторождений «Тенгиз» и «Королевское»
в Атырауской области (ТОО «Тенгизшевройл», 5% акций), «Карачаганак» в
Западно-Казахстанской области («Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.»,
13,5%) и «Кумколь» в Кызылординской области (АО «Тургай Петролеум»,
50%). Совместно с казахстанским газовым монополистом «КазМунайГазом»
«Лукойл» участвует в проектах освоения двух морских месторождений в
северной части Каспийского моря – Хвалынского («Каспийская нефтегазовая
компания», 50%) и Центрального («ЦентрКаспнефтегаз», 25%)
нефтегазоконденсатных месторождений, а также нефтегазовых месторождений
Тюб-Караган и Аташская – «Достык».
«Лукойлу» принадлежит 25% Каспийского
трубопроводного консорциума (КТК) – первого на территории наших двух
стран магистрального частного трубопровода, предназначенного для
транспортировки казахстанской нефти к Черному морю. КТК пролегает от
месторождения «Тенгиз» через Атыраускую область Казахстана и четыре региона РФ – Астраханскую
область, Калмыкию, Ставропольский и Краснодарский края до Новороссийска,
откуда нефть танкерами экспортируется в Европу. Строительство
нефтепровода было связано с необходимостью обеспечить поставки на
экспорт нефти с вновь осваиваемых казахстанских месторождений. Его
изначальная пропускная способность составляла 28 млн. тонн в год. Однако
этот объем сравнительно быстро был исчерпан, и в 2011 г. были начаты
работы по расширению пропускной способности КТК до 67 млн. тонн в год.
Для Казахстана трубопровод стал основной транспортной артерией,
позволяющей ему экспортировать главный источник средств для пополнения
бюджета.
Присутствие в Казахстане «Роснефти» и
«Газпрома» гораздо более скромное. «Роснефть» совместно с
«КазМунайГазом» участвует в освоении месторождения «Курмангазы» на
шельфе Каспийского моря, где ей принадлежит 25%. «Газпром» сотрудничает с
«КазМунайГазом» в сфере добычи и переработки природного газа.
Казахстанский газ поставляется для переработки на принадлежащий
«Газпрому» Оренбургский газоперерабатывающий завод. В 2001 г.
«Газпромом» и «КазМунаГазом» была создана совместная компания
«КазРосГаз», основной сырьевой базой которой стало одно из крупнейших в
мире Карачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение. Его запасы
оцениваются в 1,2 млрд. тонн нефти и 1,3 трлн. кубометров газа. С 2007
г. «КазРосГаз» с помощью механизма встречных поставок начал обеспечивать
газом внутренний рынок. Российский, узбекский и туркменский газ,
потребляемые приграничными областями страны, замещаются такими же
объемами казахстанского газа, поставляемого на экспорт. Для реализации
этого проекта в 2007 г. между «КазРосГазом» и дочерним предприятием
«Газпрома» – «Газпром Германия ГмбХ» был заключен долгосрочный договор.
«Роснефть» участвует в проекте по освоению структуры «Курмангазы», расположенной в казахстанской части шельфа Каспийского моря
«Русал» реализует в Казахстане проект
по добыче каменного угля на разрезах «Богатырь» и «Северный» в
Павлодарской области. С казахстанской стороны акционером созданного для
разработки этих разрезов ТОО «Богатырь Комир» является группа компаний
«Самрук-Энерго». Добываемый уголь поставляется на тепловые
электростанции Казахстана и России. Собственником 50% Экибастузской
ГРЭС-2 в Павлодаре, которая работает на этом угле, является «Интер РАО
ЕЭС». Станция вырабатывает около 12% всей производимой в республике
электроэнергии, снабжая ею не только казахстанские, но и российские
предприятия, включая Байконур.
Крупные совместные проекты реализуются
двумя странами в атомной промышленности. Республика является одним из
мировых лидеров по запасам урана, необходимого обладающей мощной атомной
энергетикой России. «Росатом» участвует в проектах по добыче природного
урана на месторождениях «Заречное» (СП «Заречное») и «Буденовское» (СП
«Акбастау»), первое из которых расположено в Отрарском, а второе – в
Созакском районе Южно-Казахстанской области. В обоих предприятиях
«Росатом» участвует через бывшую канадскую компанию Uranium One,
выкупленную им в январе 2013 г. Москва и Астана довольно давно обсуждают
проект возведения в республике атомной электростанции. Но обладающий
избыточной «традиционной» генерацией электроэнергии Казахстан пока
предпочитает этот проект не форсировать.
В последнее время наши страны делают
ставку на проекты в обрабатывающей промышленности, стремясь снять
«сырьевое проклятие» и нарастить долю экспорта продукции высокой степени
переработки. В Усть-Каменогорске реализуется крупнейший
российско-казахстанский проект по созданию автосборочного производства
«Азия Авто Казахстан» стоимостью около 500 млн. долл. С российской
стороны в проекте участвует «АвтоВАЗ», а с казахстанской – ТОО «Бипэк
Авто Казахстан». На первом этапе завод будет производить 60 тыс.
автомобилей в год с возможностью расширения выпуска до 120 тыс. В
качестве перспективных рынков рассматривается не только сам Казахстан,
но и соседние среднеазиатские республики, Монголия, государства
Закавказья. Завод будет производить такие модели, как Lada Granta и Lada
Kalina, а в будущем – Lada Vesta и Lada XRay. Запустить производство
планируется в третьем квартале 2018 г.
Автосборочное производство в Усть-Каменогорске – еще один яркий пример перспективного сотрудничества двух стран
Объектом российских инвестиций стало и
транспортное машиностроение. В декабре 2012 г. «Казахстанские железные
дороги», французская машиностроительная компания Alstom и российский
«Трансмашхолдинг» торжественно открыли в Астане новый завод по
производству электровозов стоимостью 50 млн. евро. В церемонии его
открытия принимал участие президент Нурсултан Назарбаев.
«Трансмашхолдингу» в проекте принадлежит 25%. На момент запуска завод
располагал заказами «Казахстанских железных дорог» на производство 200
грузовых электровозов KZ8A и 95 пассажирских электровозов KZ4A общей
стоимостью 1,3 млрд. евро.
Проектная мощность предприятия составит
100 локомотивных секций (50 двухсекционных электровозов) в год.
Производство будет в значительной мере осуществляться из российских
комплектующих. Кроме того, летом 2012 г. «Трансмашхолдинг» приобрел 50%
расположенного в Астане локомотивосборочного завода «Локомотив курастыру
зауыты», созданного американской General Electric и «Казахстанскими
железными дорогами». Мощность завода составляет 150 локомотивов в год.
70-80 из них планируется поставлять в Казахстан, 20-25 в РФ, а остальные
– в другие страны СНГ.
Экономическое присутствие России в Казахстане сегодня фактически гораздо больше формального объема прямых иностранных инвестиций. Крупные российские
компании нередко предпочитают финансировать свои зарубежные проекты
через офшоры, в связи с чем их инвестиции юридически становятся
зарубежными. Помогают российскому бизнесу и старые хозяйственно-технологические связи,
благодаря которым экономики двух стран до сих пор тесно связаны в плане
транспортной инфраструктуры, энергетики, поставок энергоносителей и
т.п. При этом ЕАЭС, создание которого пришлось на острую фазу
экономического кризиса, пока еще не успел принести свои плоды в виде
увеличения российских инвестиций. За ними – будущее.
Кирилл СОКОВ
Источник: ritmeurasia.org.
Рейтинг публикации:
|