Интересно
кто нибудь задумывался, почему сейчас, в эпоху "интернета", когда вся
информация о ценах доступна, люди в массе все равно покупают товары и
услуги дороже, чем могли бы?
Дело даже не в "интернете", все больше превращающегося из полезного
инструмента и объекта в субъект, а в новой экономико-коммуникационной
среде как таковой, в которой всегда можно выйти напрямую на
производителя или дистрибьютера для своего уровня и самом участнике
этой среды, который это понимает. Если для потребительского сектора еще
можно найти какое то объяснение существованию посредников или массовому
"глупому" поведению - реклама, транспортные издержки, псевдо
разнообразие характеристик и прч. и оправдание - двигатель сервисных
для самой торговли бизнесов, конкуренция и прч., то для "моно" товаров
вроде электричества, особенно в ценообразовании, которых принимает
участие государство, "богатство выбора" скорее выглядит, как обычное
(слово сами подберите).
Итак, в продолжении про Российский, так называемый "энергорынок", хотел бы рассмотреть сложившуюся на нем ситуацию, в этом аспекте игр "умных" против "глупых".
Если отбросить "схоластику", сейчас ситуация выглядит следующим
образом - крупный потребитель может либо заключить договор
энергоснабжения с местным гарантирующим поставщиком (ГП), обязанным
снабжать всех кто к нему обратится, либо установив АСКУЭ - с независимой энергосбытовой компанией, либо после некоторых затрат
сам покупать электроэнергию на оптовом рынке. Оставим пока в стороне
третий вариант и этот оптовый "псевдо рынок".
В теории, так как цены у гарантирующего поставщика публичны, а
"товар-услуга" электричество одинаков, то у независимой энергосбытовой,
может быть всего один вариант цены в договоре это цена ГП минус какой то
дисконт, позволяющий отбить затраты на создание и содержание АСКУЭ.
На практике конечно вариантов много - некоторые умудряются
впаривать потребителю формулы вроде - цена покупки на ОРЭ + затраты
энергосбытовой или какие то фиксированные цены, также не редки случаи
сговора ответственных за покупку электроэнергии менеджеров у потребителя
с поставщиками, тогда цена ограничивается только их фантазией.
Это первый аспект - сам факт существования "сбытов" уже провоцирует
на некоторую "разводку" потребителя, а при наличии публичных цен вобще
ставит под вопрос целесообразность их существования.
Второй аспект, заключается в том, что меню "публичных цен" у
гарантирующих поставщиков периодически меняются и в дополнении к
сложности расчета недавно добавилась еще и свобода "выбора".
Т.е. если потребитель не произвел выбор оптимальной для себя ценовой категории, то он автоматически платит больше.
Подчеркиваю, речь идет не о "стимулировании" ценой к например
ночному потреблению - а о банальном - не успели вникнуть в новые
принципы расчета и все - получите распишитесь.
И подобные или намного более сложные "ловушки", для экономических
агентов наши "законодатели" в энергетике запускали неоднократно.
Возникает только один вопрос, какие задачи для страны решает этот механизм?
Какая цена для реальной экономики у экспериментов?
Если для финансового сектора подобные соревнования, по тому кто
"умнее" или у кого лучше инсайд это вобщем то норма, то для реального
сектора эти игры
порой становятся смертельными.
порой становятся смертельными.
Каким то костылем является попытка объединения в группы с общими
экспертами или создание информационных систем, рассчитывающих
оптимальные стратегии поведения -
для российской электроэнергетики есть "коммерческие" варианты, играющих "против" решений, например: http://potrebim.ru/ или http://encosts.ru/
Только по сути сумма "экономии", которая декларируется
консультантами, фактически равна сумме недополученной экономикой денег и
кстати не советую
спешить платить "консультантам" - нет ничего особо сложного и главный энергетик или собственник, при желании, может быстро разобраться и сам.
спешить платить "консультантам" - нет ничего особо сложного и главный энергетик или собственник, при желании, может быстро разобраться и сам.
Еще, приведу анонс тем, обсуждаемых на очередной предстоящей в конце октября энерготусовке:
1. «Модель либерализации розничного рынка электроэнергии»,
Андрей Максимов – начальник отдела развития нормативной базы отрасли
Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России
Модель по обеспечению возможности покупки розничными потребителями электроэнергии у оптовых производителей напрямую или через энергосбытовые организации. Упрощенный выход на оптовый рынок потребителей с розничными приборами учета, уход от ГП, сальдирование объемов таких потребителей в пределах ГТП ГП. Заключение потребителями свободных договоров. Трансформация бизнес-процессов сбора данных коммерческого учета и информационного обмена потребитель-сеть-ГП. Связанные с этим перспективные изменения модели оптового рынка электроэнергии и мощности.
2.«Отдельные аспекты модели либерализации розничного рынка электроэнергии», Юлия Догадушкина – руководитель направления по инфраструктурным проектам ООО «Карана»
Развитие двусторонних отношений между производителями и потребителями электрической энергии, в том числе, розничными потребителями. Сертификаты на электрическую энергию (мощность). Стандартизация разницы узловых цен на оптовом рынке электроэнергии и мощности, способы оплаты. Торги по закупке электрической энергии (мощности) для гарантирующих поставщиков.
3.«ЕГТП – независимый оператор», Михаил Андронов – президент ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ»
Предлагается предоставить потребителям розничных рынков возможность покупать электроэнергию на ОРЭМ без регистрации отдельной ГТП. В рамках ЕГТП предусматривается упрощение требований к коммерческому учету для таких потребителей. Оператором ЕГТП должна быть независимая инфраструктурная организация под контролем Ассоциации «НП Совет рынка».
При этом внедрение модели ЕГТП должно проводиться после изменения правил ОРЭМ в части создания рынка СДМ, в рамках которого генератор может продать не всю, а только часть мощности по цене рынка мощности, а на оставшийся объем – найти покупателя, желающего купить мощность и заключить с ним свободный договор (СДМ). Концепцией предусматривается постепенное увеличение доли продаваемой мощности по СДМ в течение 5 лет.
4.«Факторы успеха конкурентной модели», Наталья Невмержицкая – председатель правления Ассоциации «ГП и ЭСК»
В докладе будут проанализированы необходимые элементы конкурентной модели розничного рынка, направленные на создание возможностей для влияния потребителей на цену, обеспечение простоты процедуры смены поставщика, защиту потребителей от недобросовестных участников, и минимизацию рисков неплатежей как на оптовом, так и на розничных рынках.
Модель по обеспечению возможности покупки розничными потребителями электроэнергии у оптовых производителей напрямую или через энергосбытовые организации. Упрощенный выход на оптовый рынок потребителей с розничными приборами учета, уход от ГП, сальдирование объемов таких потребителей в пределах ГТП ГП. Заключение потребителями свободных договоров. Трансформация бизнес-процессов сбора данных коммерческого учета и информационного обмена потребитель-сеть-ГП. Связанные с этим перспективные изменения модели оптового рынка электроэнергии и мощности.
2.«Отдельные аспекты модели либерализации розничного рынка электроэнергии», Юлия Догадушкина – руководитель направления по инфраструктурным проектам ООО «Карана»
Развитие двусторонних отношений между производителями и потребителями электрической энергии, в том числе, розничными потребителями. Сертификаты на электрическую энергию (мощность). Стандартизация разницы узловых цен на оптовом рынке электроэнергии и мощности, способы оплаты. Торги по закупке электрической энергии (мощности) для гарантирующих поставщиков.
3.«ЕГТП – независимый оператор», Михаил Андронов – президент ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ»
Предлагается предоставить потребителям розничных рынков возможность покупать электроэнергию на ОРЭМ без регистрации отдельной ГТП. В рамках ЕГТП предусматривается упрощение требований к коммерческому учету для таких потребителей. Оператором ЕГТП должна быть независимая инфраструктурная организация под контролем Ассоциации «НП Совет рынка».
При этом внедрение модели ЕГТП должно проводиться после изменения правил ОРЭМ в части создания рынка СДМ, в рамках которого генератор может продать не всю, а только часть мощности по цене рынка мощности, а на оставшийся объем – найти покупателя, желающего купить мощность и заключить с ним свободный договор (СДМ). Концепцией предусматривается постепенное увеличение доли продаваемой мощности по СДМ в течение 5 лет.
4.«Факторы успеха конкурентной модели», Наталья Невмержицкая – председатель правления Ассоциации «ГП и ЭСК»
В докладе будут проанализированы необходимые элементы конкурентной модели розничного рынка, направленные на создание возможностей для влияния потребителей на цену, обеспечение простоты процедуры смены поставщика, защиту потребителей от недобросовестных участников, и минимизацию рисков неплатежей как на оптовом, так и на розничных рынках.
Даже по анонсу видно, что сейчас "игроки" пытаются расшить рынок с
крупных потребителей на всех остальных, очевидно чтобы расширить
количество вовлекаемых в "среду", ибо правило всех подобных систем -
больше участников - сложнее правила - больше навар.
Как правильно?
В электроэнергетике, а еще шире инфраструктуре - не может быть принципа ценовой саморегуляции среды.
Можно применять конкурентные механизмы для целевых модернизаций,
экономически оправданных технических решений - надежность, снижение
небаланса или создания продолжения-привязки к комплексным ресурсным
рынкам, но в потребительском секторе, особенно в современном обществе
это выглядит просто как игра в наперстки, только сейчас пара публичных
баз данных может элементарно сделать стол этой игры, вместе с
наперстками стеклянным.