Россия «газует» мимо Украины
Фото: Politrussia.com
Подписание соглашения о строительстве магистрального
газопровода «Турецкий поток» вызвало неоднозначную реакцию в мире.
Довольны как явные, так и скрытые страны-благоприобретатели. Однако
«поток» может серьезно ударить по карману одних государств напрямую, а
по карману других - опосредованно. Больше всех недовольна известием о
новом газопроводе Украина. В случае реализации проекта она может
потерять многое, если не все.
Напомним,
как обстоят
дела с «газификацией» Европы сейчас.
Российский газ идет туда тремя потоками:
это украинская газотранспортная система,
а также газопроводы «Ямал — Европа» и
«Северный поток».
Фото: http://static1.repo.aif.ru/1/f0/115943/81555ee2bbef9c3e313cbdcb117cf837.jpg
Украинская
ГТС представляет собой сеть газопроводов
и отводов, которые нужны для бесперебойного газоснабжения в случае
аварий на отдельных трубопроводах.
Природный газ идет на Украину по 22
магистральным газопроводам (в том числе
«Союз», «Прогресс», «Уренгой — Помары
— Ужгород» и другие). За пределы
«незалежной» он выходит по 15 газопроводам.
Общая протяженность газопроводов
Украины составляет 283,2 тысячи километров.
Пропускная способность ГТС на границе
с РФ составляет 288 миллиардов кубометров
в год; на границе с Польшей, Румынией,
Белоруссией и Молдавией — 178,5 миллиарда кубометров;
со странами ЕС — 142,5 миллиарда кубов.
Газопровод «Ямал —
Европа» проходит по России, Белоруссии,
Польше и Германии. Он соединяет газовые
месторождения севера Западной Сибири
с потребителями Западной Европы.
Проектная мощность газопровода — 32,96
миллиарда кубометров в год, протяженность
— более 2 тысяч километров.
«Северный поток»
связывает Россию и Германию по дну
Балтийского моря в обход всех транзитных
стран. Именно поэтому против его
строительства неоднократно возражали
Польша и прибалтийские страны, но тщетно.
Мощность газопровода составляет до 55
миллиардов кубометров в год.
Еще стоит сказать о
«Голубом потоке», который по дну Черного
моря поставляет российский природный
газ в Турцию. Общая протяженность
газопровода составляет 1213 километров,
проектная мощность — 16 миллиардов
кубометров в год.
Есть также проекты той
или иной степени готовности. Это «Северный
поток — 2» и «Южный поток». Последний
благодаря усилиям Европейской
энергетической комиссии и к печали
Болгарии, на территорию которой он
должен был вести, приказал долго жить.
Но теперь вполне может быть реанимирован,
преобразовавшись во вторую линию
«Турецкого потока». К Украине оба
газопровода не имеют ни малейшего
отношения. Но смогут ли они заменить ее
газотранспортную систему, являющуюся
второй в мире по протяженности?
В советское время через
Украину в Европу экспортировалось до
140 миллиардов кубов в год. В 2015 году эта
цифра опустилась до 64 миллиардов кубов.
В нынешнем году в ЕС через ГТС пройдетнемногим больше 60 миллиардов. Причин
такого мощного падения объемов, как
минимум, две.
Во-первых, постоянное
повышение транзитных тарифов украинской
стороной. «Газпрому» гораздо
выгоднее перекачивать газ через «Северный
поток» и через более договороспособную
Белоруссию.
Во-вторых, чудовищная
изношенность ГТС. В лучшем случае, в ее
ремонт и модернизацию вкладывалось 20%
от необходимых средств. Уже через пять
лет газотранспортная система Украиныисчерпаетсвой ресурс. По словам замдиректора
Фонда национальной энергобезопасности
Алексея Гривача, транзит российского
газа идет по трем украинским трубам. Их
возраст: 40 лет, 30 лет и 27 лет. Чтобы
привести их в божеский вид и сохранить
транзит хотя бы на текущем уровне,
потребуются инвестиции в размере 5-7
миллиардов долларов. Европейский и
американский бизнес вкладываться в
этот «проект века» не хотят.
Сама Украина давно живет в долг. При этом европейские
страны морщатся, но российский газберут.
Только за первую половину февраля
текущего года «Газпром» экспортировал
газа в Европу на 43,7% больше, чем за
аналогичный период прошлого года.
Сверхплановые «излишки» уже сейчас
текут мимо Украины. «Северный поток»,
имеющий две линии, с каждым годом
наполняется все больше. Последние два
года он заполнялся сверх квот. В 2015-м
превышение квоты Еврокомиссии составило
2 миллиарда кубометров. Нынешнее
превышение в среднегодовом выражении
превысит 4 миллиарда. То есть маршрут
работает чрезвычайно эффективно.
Введение в строй
«Северного потока — 2», также состоящего
из двух ниток, позволит увеличить
пропускную возможность газоперекачки
по дну Балтийского моря еще на 55 миллиардов
кубометров в год. А прибавив к этому
объему еще 15,75 миллиарда кубометров из
второй нитки «Турецкого потока»,
предназначенного для транспортировки
ПГ в Европу, можно убедиться: надобность
в украинских ГТС пропадет вовсе без
ущерба для европейцев.
Если учесть, что
транзитный договор России с Украиной
истекает в 2019 году и к этому времени
вполне реально запустить как «Северный
поток — 2», так и «Турецкий поток»,
российская сторона очень ответственно
подходит к своим обязательствам. Чего
не скажешь о Европе, которая в штыки
встречает любую попытку «Газпрома»
решить проблему ее же собственного
бесперебойного снабжения «голубым
топливом». При этом единства в странах
ЕС нет. Скажем, Германия чрезвычайно
позитивно относится к идее строительства
двух дополнительных ниток газопровода
на свою территорию. Зато от одной мысли
об этом бьются в истерике восточноевропейские
страны и прибалты с ними заодно. Польская
газета «Политика», к примеру, написала:
«История любит
повторяться. Россияне вновь договорились
с немцами о прокладке газопровода по
дну Балтийского моря. И это — несмотря
на тлеющий украинский конфликт,
антироссийские санкции ЕС и европейскую
стратегию снижения зависимости от
российского газа. Вот так на практике
выглядит энергетическая солидарность!»
По поводу «Южного
потока» очень хлопотали Болгария, Италия
и Греция, которым было за счастье,во-первых, самим получать газ напрямую
из России, а во-вторых, транспортировать
его балканским странам за
соответствующее материальное
вознаграждение. В этом смысле ипроектITGI Poseidon, уже
разрабатываемый Италией и Грецией,
подходил как нельзя лучше. Однако
надсмотрщик в лице брюссельской
энергокомиссии порушил эти надежды.
Тем не менее, проект
«Посейдон» до сих пор существует и даже
имеет статус «проекта общего интереса».
По словам главы «Газпрома» Алексея
Миллера, газ через Черное море по
«Турецкому потоку» мог бы бытьпредназначен,
в частности, для этого проекта. При этом
российский газ становится как бы и не
российским вовсе, а официально турецким.
Переговоры на корпоративном уровне
ведутся. Казалось бы, есть реальная
возможность вписаться в условия Третьего
энергетического пакета. Однако не факт,
что Еврокомиссия воспримет все эти
разумные доводы и не станет пилить сук,
на котором сидят европейцы.
Нежелание
России попадать в зависимость от
нестабильного в принятии решений
транзитера европейцы объясняют
политической составляющей. Наверняка
такая составляющая есть — но со стороны
ЕС и США. У российской же стороны
соображения чисто прагматические.
«Газпром» заинтересован в европейском
рынке сбыта, намерен четко выполнять
условия контракта и при этом не нести
дополнительные траты. А они в связи с
использованием украинских ГТС весомые.
Еще украинский экс-премьерАрсений Яценюк оценивалтранзитные доходы страны в 2 миллиарда
долларов в год. Если Россия «прогазует»
мимо незалежной, этих денег ей не видать.
Не надо быть ясновидящим, чтобы
предсказать: «недостающую» сумму Украина
немедленно начнет вымогать у заокеанских
и европейских кураторов. Кураторы это
прекрасно понимают. Спецпосланник по
энергетической дипломатии Госдепартамента
США Амос Хочстейн прямо заявил:
«Оцените
степень ущерба, который может нанести проект, подобный «Северному
потоку — 2»: вы забираете два миллиарда долларов доходов у слабой
экономики Украины как раз в тот момент, когда международное сообщество
пытается ее поддержать. Как вы собираетесь справиться с этим? Ответ на
этот вопрос очень прост: вы попросту не сможете. Экономика Украины
рухнет».
Амос Хочстейн Не этим ли в основном
объясняется стойкое нежелание Евросоюза
вычеркнуть Украину из списка транзитеров
российского газа. Пусть, мол, лучше живет
за счет нелюбимой России, чем постоянно
тянет из карманов ЕС и США. Однако такая
политика вполне способна сослужить
плохую службу самим европейцам.
Необязательный транзитер может обречь
на энергетический голод страны ЕС.
Оставшись в морозы без отопления,
европейцы неизбежно зададутся вопросом:
почему их власти больше заботятся об
украинцах, чем о собственном населении?
И дождавшись очередных выборов, просто
проголосуют за тех политиков, которые
пообещают им обратное. А Украина останется
не при делах. Источник: politrussia.com.
Рейтинг публикации:
|