Дурной
традицией для украинского руководства стало подписание соглашений с
зарубежными организациями, не подвергая их анализу на последствия для
экономики страны, да и вообще для жизни в государстве. Так было с
соглашением о вступлении в ВТО, которое до момента ратификации
парламентом не видел никто, кроме руководителя переговорной группы
Валерия Пятницкого. Так было с соглашением об ассоциации Украины с ЕС,
которое, не читая, парафировали члены украинского правительства и не
случись его английскому тексту попасть в руки журналиста Александра
Горохова, не обсуждалось бы в обществе. Так случилось с требованиями МВФ
к руководству Украины, согласно которым очередной транш кредита
выделяется лишь при условии их выполнения, но эти требования «не
афишируются».
Доброй
же традицией стало то, что все эти суперсекретные документы всплывают
во Всемирной паутине. Как было с упомянутым соглашением об ассоциации и с
отчётом украинского руководства Международному валютному фонду,
подготовленному для голосования в Фонде о выделении стране очередного
транша.
* * *
Ни
для кого не секрет, что кредиты Украине из-за ужасающих экономических
показателей этой страны выделяются исключительно под давлением
Вашингтона.
В
2015 году Украина возглавляла список из пяти государств мира,
продемонстрировавших не рост, а падение ВВП в сравнении с 1991 годом.
Причём это падение превысило треть от показателей 24-летней давности.
Ради продолжения её кредитования МВФ даже принял изменения в свои
правила, запрещавшие предоставлять деньги странам, объявившим об отказе
возвращать суверенный дог.
Но
когда нельзя, но очень хочется Вашингтону, то международные кредиторы
готовы пойти на нарушения своих же правил. И в сентябре было объявлено о
выделении официальному Киеву очередного транша, даже несмотря на то что
из 11 контрольных показателей Украина не выполнила 5, в чём открыто
признаются украинские руководители в пакете документов, предоставленных
для этого.
Разумеется,
оправдания для этого неисполнения – «железные». Главное –
продолжающиеся боевые действия на востоке страны. Правда, подписанты
совершенно «забыли» рассказать про то, что боевые действия были начаты
именно теми людьми, которые сейчас и находятся у власти на Украине, а не
заканчиваются исключительно из-за того, что эти самые люди не желают
исполнять план мирного урегулирования, именуемый «минскими
соглашениями».
Любопытно,
что в документе нет ни единого выражения, используемого Порошенко и его
окружением либо внутри страны, либо когда нужно показать американским
кураторам, что они строго придерживаются обозначенного Госдепартаментом
курса.
Никакой
«российской агрессии», никаких «российско-террористических оккупантов».
Видимо, не очень-то верят порошенковским россказням в главной
международной валютной организации, поэтому Киев и не рискует нести этот
бред в официальном документе. О приверженности к урегулированию
конфликта на основе минских соглашений тоже пару раз упоминается, но, я
бы сказал, вынужденно и сквозь зубы.
В целом же ощущение от документа складывается позитивное.
А
разве может оно быть иным в красивой сказочке о том, как прекрасно,
великолепно идут дела на Украине, которая и без кредита вот-вот начнёт
процветать и благоденствовать благодаря реформам? Инфляция резко
замедлилась. Правда, чуть-чуть привирают подписанты, говоря, например,
что в прошлом году она была не 43%, а 38%. Гривна так
застабилизировалась, что теперь её и трактором не сдвинешь до конца 2017
года. Правда, сразу же после принятия решения о выделении транша она
тут же резко рухнула. Экономика растёт. Честное слово, растёт! Хотя и
падает, а прогнозы размера ВВП даже в гривневом выражении приходится
корректировать, не говоря уже о долларовом. Но самое главное –
наконец-то заработала борьба с коррупцией и антикоррупционным борцам за
год удалось пополнить бюджет аж на 4.000 (четыре тысячи) долларов.
Формированию
антикоррупционных ведомств в отчёте МВФ уделено непомерно большое
внимание. Создаётся впечатление, что Порошенко, Гройсман и Гонтарева,
подписавшие отчёт, пытались либо замазать глаза проверяющим, расхваливая
Национальное антикоррупционное бюро и поминая его через страницу, либо,
как говорят журналисты, набивали знаки в материале, оплачиваемом по
количеству букв. Документ буквально пестрит словами «создающееся НАБУ»,
«антикоррупционная реформа», «формирование антикоррупционных структур»,
«НАБУ обеспечит», «НАБУ будет способствовать возврату доверия».
* * *
Огромное
внимание уделено и реформе государственного сектора экономики. Причём
если от производственных мощностей, создающих или способных создавать
материальные ценности, реформаторы обещают избавляться всеми силами, то в
качестве санации банковского сектора предусматривается процедура
национализации финансовых учреждений. В том числе предусматривается
разработка процедур защиты кредитных учреждений от их бывших
собственников. При этом в качестве крупного достижения правительства
говорится о резком, примерно на треть, сокращении числа банков и
дальнейшем курсе на уменьшение их численности. А помощь проблемным
банкам будет оказываться очень избирательно: лишь тем, которые входят в
первую двадцатку по объёму привлечённых капиталов.
То
есть речь идёт о стремлении монополизировать рынок финансовых услуг в
интересах крупнейших игроков. Какие последствия повлечёт такая
монополизация, не нужно объяснять. Учитывая же продолжающийся отток
вкладов и законодательные ограничения по снятию депозитов, всё идёт к
тому, что выживут лишь единицы украинских банков и проблемы, что
возникнут у вкладчиков в связи с банкротствами небольших банков, ни
власти, ни МВФ не волнуют. Любопытно, что для рефинансирования тех самых
крупнейших, наиболее устойчивых банков будет использована часть средств
Фонда гарантирования вкладов физических лиц, предназначение которого –
обеспечение выплат частным вкладчикам ограниченных определённым размером
вкладов в случае банкротства банка. То есть правительство собирается не
только массово банкротить небольшие банки, но и оставлять их вкладчиков
без гарантированного возврата средств.
Что
же касается реального сектора экономики, то никакой поддержки ему не
ожидается. Да, собственно, это и запрещено подписанными ранее
обязательствами украинской власти. В частности, соглашением об
ассоциации Украины с ЕС. Так, с 2016 года лишено части льгот по оплате
НДС украинское сельское хозяйство, а со следующего года аграрии
полностью лишаются всех льгот.
То
же самое касается малого бизнеса: по настоянию МВФ резко ужесточаются
критерии по применению упрощённого налогообложения, что приведёт к
резкому увеличению фискальной нагрузки на малые предприятия и частных
предпринимателей. Учитывая же придуманное ещё Юлией Тимошенко «ноу-хау»
авансовых налоговых платежей за месяц или даже квартал вперёд, после
отмены льгот малому бизнесу у него вообще не останется оборотных
средств. Либо малый бизнес (и не только малый) окончательно уйдёт «в
тень».
(Окончание следует)