Сегодня проект разработки Приразломного
месторождения на шельфе Печорского моря по праву считается символом
первенства России в промышленном освоении Арктики. Более 2 млн тонн
добытой нефти, долгосрочные контракты с НПЗ Северо-Западной Европы,
отлаженная логистика в сверхжестких арктических условиях – список
достижений внушителен. Однако мало кому известно, что история
Приразломного могла закончиться, так, по сути, и не начавшись, в далеком
1989 году
Сегодня проект разработки Приразломного месторождения на шельфе
Печорского моря по праву считается символом первенства России в
промышленном освоении Арктики. Более 2 млн тонн добытой нефти,
долгосрочные контракты с НПЗ Северо-Западной Европы, отлаженная
логистика в сверхжестких арктических условиях – список достижений
внушителен. Однако мало кому известно, что история Приразломного могла
закончиться, так, по сути, и не начавшись, в далеком 1989 году
Межледовый период в юго-восточной части Баренцева моря не превышает
120 дней. Поэтому производственному объединению
«Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР), которое занималось разведкой
Приразломного, предстояло совершить настоящий подвиг. За неполных три
месяца необходимо было доставить на площадь работ плавучую буровую
установку «Кольская», установить ее на точке, пробурить скважину
глубиной свыше 3 тыс. м, провести ее испытание и консервацию, после чего
отбуксировать буровую на базу. «На счету был буквально каждый день, –
поделился воспоминаниями руководивший в то время работами по испытанию
скважины № 1 Олег Заливчий. – До подхода льдов оставалось крайне мало
времени, погода в море ухудшалась, пенетрация (заглубление) опор была
минимально допустимой из-за плотного песчаного дна». Но, как выяснилось
позднее, главной проблемой был не цейтнот и не риск срыва буровой.
В ходе испытаний из скважины был получен приток нефти с запахом
сероводорода, при этом максимальный дебет составил всего 80 кубометров в
сутки. Результат, при котором, в принципе, достаточно логичным решением
было бы прекращение работ. Однако главный геолог АМНГР Юрий Федоровский
согласился с предложением Олега Заливчего провести соляно-кислотную
обработку призабойной зоны скважины (впервые на шельфе), как это обычно
делается при работе с карбонатами пермских отложений.
После проведения операции и очистки скважины команда проекта получила
дебит нефти 400 кубометров в сутки. Одно правильное решение – и
месторождение стало первым в Арктике, а не пополнило список
перспективных, но недоразведанных.
Впрочем, и тогда до символа Приразломному было еще очень далеко. В
1990 годы проект «Приразломное», как и вся страна, переживал непростые
времена – от торжественной закладки морской ледостойкой стационарной
платформы (МЛСП) «Приразломная» на «Севмаше» в декабре 1995 года до
спуска на воду прошло долгих 15 лет. Зато дальше события разворачивались
стремительно. В 2010-м «Приразломную» отбуксировали в Кольский залив
для достройки на 35-м судоремонтном заводе. Уже в августе 2011-го
строительство платформы было завершено, и она заняла свое место в
Печорском море.
В течение 2012 года платформу укрепили защитной щебне-каменной бермой
(ее объем – свыше 45 тыс. кубометров), одновременно с этим объект
проходил независимый комплексный экспресс-аудит с участием специалистов
таких грандов, как Kvaerner, Schlumberger, Halliburton и ЦНИИ морского
флота. Целью было определение рисков для этапа пусконаладочных работ
проекта, а также анализ его соответствия международным стандартам и
нормативным документам Российской Федерации. По результатам аудита
эксперты отметили соответствие МЛСП «Приразломная» международным
стандартам. Добыча нефти на Приразломном началась в декабре 2013 года, а
спустя еще пять месяцев, в апреле 2014 года, первая партия арктической
нефти сорта ARCO отправилась к европейским потребителям.
Приразломная оптимизация
Приразломное – первое и пока единственное месторождение на российском
шельфе Арктики, где ведется добыча нефти. В 2013-2014 годах на
месторождении было добыто более 300 тыс. тонн нефти, в 2015 году эта
цифра возросла более чем в 2,5 раза. Сегодня добыча ведется из четырех
скважин, а всего построено восемь: помимо добывающих, действуют три
нагнетательных и поглощающая. К 2023 году количество скважин увеличится
до 32 (19 добывающих, 12 нагнетательных, одна поглощающая).
Важным этапом для Приразломного стал декабрь 2015 года, когда
Роснедра утвердили изменения к технологической схеме проекта. Согласно
документу, период стабильной добычи на Приразломном месторождении за
счет повышения эффективности разработки продлен на два года (с трех до
пяти лет), при этом объем добычи нефти за этот период должен увеличиться
в 1,8 раза – до 23,1 млн тонн – за счет использования рационального
бурения. И это количество должны дать 32, а не 36 скважин, как
предусматривал первоначальный план. Сокращение капитальных затрат на
бурение, соответственно, позитивно скажется на общей экономике проекта.
На пике актив будет давать 4,8 млн тонн нефти в год. Кроме того,
обновленная технологическая схема предусматривает рост суммарного объема
геологических запасов Приразломного месторождения по категориям С1 и С2
на 12%, до 263 млн тонн, – это результат переинтерпретации сейсмических
данных, утвержденных Государственной комиссией по запасам полезных
ископаемых. Период эксплуатации Приразломного нефтяного месторождения,
соответственно, увеличен до 35 лет. 2016 год был отмечен для проекта
разработки Приразломного еще одним важнейшим событием – изменением
транспортно-логистической схемы. Если раньше для доставки нефти с
«Приразломной» в Роттердам использовалось два челночных танкера
дедвейтом по 70 тыс. тонн – «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», – то
начиная с февраля, сырье сначала транспортируется на танкер-накопитель
«Умба», установленный на рейде в Кольском заливе вблизи Мурманска,
дедвейтом 300 тыс. тонн, а уже оттуда отдельными танкерами идет в
Европу. «Использование плавучего нефтехранилища «Умба» позволило
компании более гибко подходить к планированию объемов танкерных партий:
укрупнить поставляемые партии сырья, оптимизировать стоимость фрахта и
тем самым повысить эффективность экспорта нефти арктических сортов, –
пояснил управляющий директор компании Gazprom Neft Trading GmbH Виталий
Вяткин. – Размещение перевалочного комплекса в незамерзающем Кольском
заливе позволило существенно повысить эффективность поставок за счет
сокращения времени круговых рейсов танкеров, обеспечивающих доставку
нефти с Новопортовского и Приразломного месторождений, и использования
стандартного флота для отправки нефти потребителям».
Сами европейские потребители приняли арктическую нефть нового сорта
ARCO на ура. Основным целевым рынком для сырья с Приразломного была
выбрана Северо-Западная Европа, а точнее – так называемый регион ARA
(Амстердам – Роттердам – Ан- тверпен). По информации Виталия Вяткина,
выбор обусловлен в первую очередь логистической доступностью и
импортозависимостью региона, а также наличием в нем заводов,
специализирующихся именно на переработке тяжелых нефтей, сходных по
качеству с ARCO. Действительно, нефть Приразломного месторождения
отличается высокой плотностью, повышенным содержанием серы и, напротив,
низким – парафина.
В 2014-2015 годах европейские потребители получили 1,1 млн тонн нефти
ARCO, весь 2016 год закрыт новым долгосрочным контрактом с одной из
крупнейших европейских нефтяных компаний.
Сегодня «Газпром нефть» активно работает над расширением пула
покупателей нефти ARCO, тем более что после корректировки
транспортно-логистической схемы появилась возможность поставок нового
сорта в любую точку Старого Света. Первой ласточкой стала отгрузка ARCO в
средиземноморский регион в начале 2016 года. В перспективе география
поставок арктической нефти может быть расширена за счет рынков
Азиатско-Тихоокеанского региона – по Северному морскому пути.
«Тюнинг» для платформы
Несмотря на уже достигнутую эффективность проекта, развитие
«Приразломной» не останавливается, и уже в 2016 году стартует изначально
интегрированный в схему освоения месторождения процесс технического
перевооружения платформы.
В рамках программы техперевооружения МЛСП повысится эффективность 37
систем платформы. Изменения затронут технологический, энергетический и
буровой комплексы, а также комплекс механического оборудования,
обеспечения жизнедеятельности и безопасности, автоматизированную систему
безопасности, системы навигации, связи и телекоммуникаций.
Пожалуй, ключевой проект в этом списке – модернизация бурового
комплекса, включающая, в частности, переход с буровых растворов на
водной основе на инвертно-эмульсионный буровой раствор. Это необходимо
для строительства 11 наклонно направленных скважин глубиной более 6 тыс.
м по стволу, с горизонтальными участками до 1 тыс. м и со смещением от
центра скважин до 4 тыс. м.
Еще одно важное направление развития проекта – совершенствование
береговой инфраструктуры. Уже на лето нынешнего года запланирован ввод в
эксплуатацию второй и третьей очередей вахтового поселка Варандей,
который станет надежной базой для работающих на платформе вахтовиков.
А в конце 2017-го должен заработать ведомственный вертодром «Газпром
нефть шельфа». К 2022 году на месторождении должен быть закончен процесс
бурения последней, 32-й, скважины, что выведет в 2023 году
месторождение на пик добычи в 4,8 млн тонн и сделает его важным звеном
достижения стратегической цели «Газпром нефти» – сохранить добычу на
уровне 100 млн т.н.э. к 2025 году.
Санкт-Петербург
Материал был опубликован в журнале «Сибирская нефть»