Россия готовит альтернативу ОПЕК
Фото: Politrussia.com
В последний
день саммита «Большой двадцатки» в китайском Ханчжоу стало известно, что Россия
и Саудовская Аравия подписали
совместное заявление о «необходимости тесного взаимодействия», которое
стало как минимум неожиданным, а по оценке министра энергетики РФ Александра Новака – историческим.
Совместная
инициатива России и Саудовской Аравии, ставшая результатом
переговоров Владимира Путина и
саудовского принца Муххамеда бин Салмана,
предусматривает совместную или с участием третьих стран координацию действий,
направленную на поддержание ценовой стабильностина рынке нефти, обеспечение устойчивого
уровня инвестиций в долгосрочной перспективе и внедрение новых технологий.
В перспективе также ожидается создание совместного банка перспективных
технологий в энергетической сфере. Однако особое внимание заслуживает
предусмотренное в заявлении создание мониторинговой
рабочей группы, которая будет отслеживать основные параметры на нефтяном
рынке и вырабатывать рекомендации по совместным действиям, направленным на
обеспечение предсказуемости ситуации.
Осознавая
значимость достигнутых договоренностей, нельзя не отметить различие в
трактовках российско-саудовских договоренностей.
Предыдущий
опыт показал, что любая попытка достичь скоординированных действий на нефтяном
рынке заканчивается либо безрезультатно, либо с последствиями, противоположными
первоначальным устремлениям.
Наглядным
подтверждением этого можно считать неудачную попытку в апреле 2016 года заключить
соглашение о заморозке уровня добычи на уровне начала года, предпринятую рядом
стран-нефтеэкспортеров. Тогда встреча в Дохе закончилась демаршем одного из
инициаторов мероприятия – Саудовской Аравии, которая отказалась заключать
какие-либо договоренности без Ирана.
К
счастью, кажущийся провалом результат в итоге не смог переломить
позитивный тренд на рынке, и уже в июне 2016 года цена на баррель нефти
вплотную приблизилась к желанной для многих экономик отметке в 50
долларов.
Но даже несмотря
на это ситуация на рынке оставалась для стран-экспортеров тяжелой. Стоимость
черного золота не отличалась стабильностью, только в августе она колебалась от
41,9 до 50,9 долларов за баррель.
Фото: Яндекс.Котировки
Кроме того,
по последним оценкам министра энергетики РФ Александра Новака страны-нефтеэкспортерынедополучили более 500
миллиардов долларов инвестиций только за последние два с половиной года. Как
пояснил министр, преимущественно из-за нескоординированных действий.
В дополнение
внутриэкономическая ситуация в странах рынка оставляла желать лучшего. Так,
власти Венесуэлы, нефтяные доходы в бюджет которой составляли около 60%,
вынуждены были ввести и неоднократно продлевать режим чрезвычайного экономического
положения. Также активно решать проблему снижения доходов в бюджет, которое
связанно с падением цен на нефть, сегодня пришлось и России. Наконец,
Саудовская Аравия, вопреки изначально кажущейся непотопляемости, начала
испытывать последствия собственной демпинговой политики, которая в первую
очередь сказалась на ее международных запасах.
В то же
время по факту сосредоточивший в своих руках основное влияние в стране принц
Муххамед бин Салман затеял масштабные экономические реформы в рамках плана «Видение 2030», которые требуют значительных
средств и практически
неосуществимы в условиях низких цен на нефть.
Все эти
факторы заставили специалистов говорить о том, что совместное заявление России
и Саудовской Аравии стало очередной попыткой вернуться к идее заморозки нефти,
к которой в дальнейшем подключатся и другие страны.
При этом высказывалисьи опасения в том, действительно ли сможет Саудовская Аравия отойти от своей
политики удержания рыночной доли, или она просто в очередной раз решила
подогреть рынок громким заявлением.
Нынешнюю
ситуацию для возвращения за стол переговоров в принципе можно считать
идеальной. Так, согласно
последнему отчету ОПЕК, Саудовская Аравия летом традиционно нарастила
объемы добычи, которые достигли 10,477 миллионов баррелей нефти в сутки.
Ограничение добычи именно на уровне июльской отметки для страны можно считать
более чем комфортным.
Одновременно
с этим все ближе к вожделенной отметке в 4 миллиона баррелей в сутки постепенно
приближается Иран, добывавший по последним данным в среднем 3,629 миллионов баррелей
в сутки, а по
словам председателя Национальной иранской нефтяной компании Мохсена Гамсари и вовсе 3,8 миллиона. Представители
государства уже высказались в поддержку мер по стабилизации рынка нефти.
При этом
нельзя не отметить, что эксперты, и в частности сам министр энергетики РФ
Александр Новак, прогнозировалидостижение равновесия между спросом и предложением на нефтяном рынке уже к
концу 2016 – началу 2017 года. Заключение соглашения о заморозке добычи могло
лишь ускорить этот процесс на несколько месяцев.
Заслуживает
ли тогда достигнутое Россией и Саудовской Аравией соглашение столь лестной оценкиАлександра Новака:
Я
уверен, что это новый этап взаимоотношений между странами входящими в
ОПЕК и не входящими. Это исторический момент, на мой взгляд.
Новак Александр Валентинович
Пожалуй,
вряд ли не явно припозднившееся возвращение к идее заморозки заслуживает таких
комплиментов.
Как уже говорилось выше, на нефтяном рынке
попытки скоординированных действий зачастую оказываются неэффективными, что
очень ярко показывает пример самой ОПЕК. Организация была создана в 1960 году
для регулирования уровня добычи нефти путем изменения квот для участников, а
также регулирования мировых цен на нефть за счет изменения объемов собственного
экспорта. Однако картель, участники которого контролируют около 80% мировых
запасов черного золота и добывают ежедневно около 40%, с течением времени перестал
существовать как единый орган и потерял возможность влиять на стоимость нефти.
На данном
этапе в организации не предусмотрено индивидуальных квот, а общее ограничение в
30 миллионов баррелей в день фактически игнорируется. Так, в июле 2016 года
добыча стран ОПЕК достигла 33,106 миллиона баррелей. Основными подрывниками
выступают Саудовская Аравия, Иран, Ирак и ОАЭ – именно эти страны в последнее
время продолжают увеличивать объемы добычи.
Усугубляет ситуацию то, что внутри картеля не предусмотрено никаких рычагов воздействия на нарушителей.
Именно
поэтому перед июньским саммитом организации в Вене достаточно часто раздавались
мнения о недееспособности ОПЕК. Само мероприятие подтвердило это лишь отчасти,
и то потому что на нем был решен хотя бы один из трех болезненных
вопросов – был избран новый президент организации.
Тем не менее
главный вызов картелю как регулятору был брошен все же не изнутри, а снаружи. Так называемая
сланцевая революция в США привела к существенному росту запасов топлива в
стране и снижению зависимости от импорта энергоресурсов. А в 2016 году Штаты
даже начали активно экспортировать нефть и газ, претендуя на то, чтобы
потеснить позиции России и Саудовской Аравии. При такой расстановке сил речь
уже не шла о воздействии картеля на цены за счет изменения уровня добычи. Теперь
для всех нефтепроизводителей главной задачей стало не потерять рынок. И решая
эту задачу, каждая страна начала заботиться о собственном благополучии.
Единственный
выход из сложившейся ситуации для стран организации заключался в привлечении
новых участников, в объединении с более крупными игроками для того, чтобы
вернуть себе роль монополиста. Именно поэтому в ОПЕК не раз звали такие
нефтедобывающие страны, как Россия, Норвегия и Мексика, которые, впрочем, не
желали вступать в картель в его современном виде и вполне успешно конкурировали
на рынке и без участия в нем.
Однако с
падением цен на нефть ситуация изменилась. Ранее независимые в своих действиях
страны стали все более нуждаться в скоординированных действиях для устранения
имеющихся проблем. Но как показал апрельский опыт встречи в Дохе, ОПЕК так и
остался крайне неповоротливой организацией.
Именно после
весенних событий была осознана необходимость поиска новых ответов на стоящие
перед странами-экспортерами нефти вызовы. Пожалуй, в первую очередь в этом
ключе и стоит рассматривать совместное заявление России и Саудовской Аравии, в
рамках которого отчетливо прослеживается намерение к долгосрочному
сотрудничеству.
В
перспективе обе страны, на долю которых и так приходится около 21% нефтяного
рынка, смогут консолидировать вокруг себя и другие государства для того, чтобы
совместно заниматься обеспечением стабильности. А это станет уже неким
прообразом новой организации, которая в будущем сможет взять на себя функцию
ценообразования и контроля за рынком.
Однако все зависит не от слов, а от действий, даже применимо к
ближнесрочной перспективе. Новость о российско-саудовском заявлении была
позитивно воспринята рынком, который отреагировал на нее увеличением цен на
нефть на 5%. Однако дальнейший рост будет зависеть от того, как на практике
поведут себя Россия, Саудовская Аравия и другие страны, а также от того,
насколько эффективно будет налажен диалог между сторонами.
Сегодня планируется, что в октябре Россия и Саудовская Аравия проведут
первое заседание рабочей группы по сотрудничеству в области нефти и газа.
Встречи министров также намечены на сентябрь и ноябрь. Кроме того, министры
проведут очередные встречи на «полях» министерской встречи Международного
энергетического форума (МЭФ) в Алжире и ноябрьского заседания Организации стран
- экспортеров нефти (ОПЕК) в Вене.
Насколько они окажутся результативными, пока прогнозировать сложно. Но если
принятое заявление - действительно попытка изменить конъюнктуру рынка, то это,
безусловно, очередной успех российской дипломатии, которым ознаменуется переход
на новый этап. Источник: politrussia.com.
Рейтинг публикации:
|