Нефтяной бумеранг: били по РФ, попали по себе
Вчера нефть опять дорожала. Обычная тенденция
последнего времени. Цена кружит вокруг отметки $45 за баррель, то и дело
подбираясь к «полтиннику». Еще год назад казалось, что $25 – это
навсегда. И Россия сдуется. Но сдулись почему-то Норвегия с Саудовской
Аравией.
Первая тратит заначку из суверенного фонда, вторая – уже берет в
долг, чтобы покрыть бюджетный дефицит. Дорого обошлась богатым странам
дешевая нефть...
Месяц назад мы приводили
версию египетского публициста Имада Аннана, изложенную в арабской
газете NoonPost, что Саудовская Аравия вместе с американцами играла на
стороне противников Асада и умышленно удерживала нефтяные цены на
максимально низком уровне, чтобы обрушить экономику России. Расчет, как
мы уже писали, был таков: Россия – колосс на нефтяных ногах – завалится
(тем более в условиях санкций). И помочь Сирии не сможет.
Эту же мысль, более прямолинейно, без восточной витиеватости изложил в
феврале 2016-го американских журнал The Fiscal Times: «Половина
российского бюджета зависит от нефтяной отрасли, поэтому снижение цен на
нефть может быть результатом продуманной политики Эр-Рияда и Вашингтона
с целью ударить по экономике РФ», – писал он. Эту фразу мы тоже
цитировали в предыдущей статье.
Не удивительно, вступление Москвы в конфликт в условиях европейских
санкций и при экстремально дешевой нефти было для многих неожиданностью.
Еще большей неожиданностью стал, как отметил Имад Аннан, провал проекта
«Сирия после Асада» ввиду успехов, достигнутых сирийской регулярной
армией при постоянной российско-иранской поддержке...».
Саудовская Аравия впервые за 25 лет взяла деньги в долг за границей. На рынке капитала страна заняла $10 млрд., сроком на 5 лет. Кредиторы происходят из США, Европы и Японии. Среди них JP Morgan, HSBC и Bank of Tokyo-Mitsubishi. Нефтяные собраться по несчастью Катар и Оман также в этом году заняли миллиарды долларов
После этого Саудовская Аравия (СА), которая категорически отказывалась поддерживать соглашение о заморозке добычи нефти, резко сменила позицию. И якобы готова продемонстрировать гибкость на внеочередном саммите ОПЕК и других производителей нефти, который пройдет в конце сентября в Алжире.
Это не удивительно. МВФ подсчитал, что из-за низких цен на нефть страны Ближнего Востока только в 2015 году потеряли совокупно $360 млрд. Какая здесь доля саудитов не уточняется, но, по мнению экспертов, она около трети.
За неполный прошлый год валютные резервы СА сократились на $73 млрд., из зарубежных инвестиционных фондов были отозваны еще активы на $70 млрд. Резервов пока хватает «с головой» – $654,5 млрд. Но, учитывая, что страна практически ничего не производит, кроме нефти, а жить привыкла на широкую ногу, роскошествовать ей осталось лет 7-8. Ибо дефицит ее бюджета в прошлом году достигал 21,6% ВВП (более $151 млрд. ), в 2016 году ожидается на уровне 19,4% ВВП.
Саудовская Аравия впервые за 25 лет взяла деньги в долг за границей. На рынке капитала страна заняла $10 млрд., сроком на 5 лет. Кредиторы происходят из США, Европы и Японии. Среди них JP Morgan, HSBC и Bank of Tokyo-Mitsubishi. Нефтяные собратья по несчастью Катар и Оман также в этом году заняли миллиарды долларов.
Кстати, не найдя альтернативных источников пополнения бюджета, кроме энергоносителей, СА придумала оригинальное инновационное решение: поднять визовый сбор почти в шесть раз. С 3 октября за многократную визу сроком на полгода придется отдать до 3 тыс. саудовских риялов (около $800).
Однократная виза на два месяца обойдется в 2 тыс. риялов плюс 100 риялов за каждый дополнительный месяц. А что делать? При этом власти готовы оплатить сборы тем, кто приедет в страну впервые с целью паломничества (хадж и умра).
Еще одна нефтяная держава – Норвегия – даже задумалась: а стоит ли и дальше добывать нефти на шельфе в Северном море, если это почти убыточный бизнес при нынешних ценах. За первое полугодие 2016-го года Норвегия нарастила добычу углеводородов на 3,5%, но прибыль от работ на шельфе упала на 29%, составив 38,7 млрд. крон (около $4,6 млрд.). В результате, по официальному прогнозу, ВВП страны вырастет только на один процент в текущем и на 1,7% в 2017 году. Но вырастет же все-таки!
Единственные, кто вынес из низких цен на нефть кое-какую выгоду – это Штаты. Россию они, как видим, не удавили. У самих разорилось несколько десятков узкопрофильных компаний, которые специализировались на сланце, но остальные, добывавшие наряду со сланцевой нефтью и газом традиционные углеводороды, все же остались на плаву
А пока вырастет, Норвегия намерена пустить на поддержку экономики, страдающей от рецессии, $25 млрд. из суверенного фонда страны. Кстати, Фонда, который является крупнейшим в мире, будет распечатан впервые в истории. Чистая сумма изъятий из него составит 84,2 млрд. крон, а не 4,9 млрд. крон, как планировалось в октябре прошлого года. Как говорится, гулять – так гулять!
Единственные, кто вынес из низких цен на нефть кое-какую выгоду – это Штаты. Россию они, как видим, не удавили. У самих разорилось несколько десятков узкопрофильных компаний, которые специализировались на сланце, но остальные, добывавшие наряду со сланцевой нефтью и газом традиционные углеводороды, все же остались на плаву.
Но главное, что удалось сбыть чрезмерные запасы нефти из стратегического нефтяного резерва (SPR) по более-менее приемлемым ценам. Приемлемым или низким? Для стран-добытчиков, безусловно, низким. Для Америки, которая запасла 695 млн. баррелей нефти, что эквивалентно мировому потреблению в течение недели, по приемлемым.
Почему? Потому что мир стремительно переходит на топливо, связанное с электричеством и «родственными» ему видами энергии. Эпоха электромобилей уже наступила. Осталось решить проблему с аккумулятором (чтобы не на 200 км хватало, а хотя бы на 1000) и немного добавить скорости (предел в 140 км/ч – это только для города, а есть еще и трассы), и бензиновый двигатель начнет уходить в прошлое. А за ним постепенно другие виды двигателей.
Наконец, растет число автомобилей с экономными двигателями и другими заморочками. Поэтому в интересах Америки облегчить запасы стратегических резервов нефти, пока спрос на нее есть и желающих платить все еще немало. В общем, пока не поздно.
Продажи нефти из стратегических резервов США добавились к высокой добыче в несговорчивых странах-союзниках (прежде всего – в Саудовской Аравии) и нефть держалась на рекордно низких показателях, пока ее что-то не вспугнуло и она не ушла вверх.
Что будет дальше? По мнению российских нефтяных аналитиков, следует учитывать такие факторы как истощение месторождений нефти в ряде стран, не входящих в ОПЕК, в частности, в Мексике и Норвегии; финансовых проблем у бразильского нефтедобывающего гиганта Petrobras; наконец, истощение нефтяных месторождений в самой России – Западной Сибири – может также привести к временному снижению добычи, что сократит мировое предложение нефти в среднем еще на 100 тыс. баррелей в день.
Поэтому, аналитики прогнозируют, что до конца 2016 года рост цены нефти смеси Brent дойдет до $60-65 за баррель. Это при условии, что в сентябре все «богатые и страждущие» согласятся с алгоритмом, что ради большей прибыли им надо начинать меньше работать. Парадокс? Но так оно есть... Из песни слов не выкинешь. Из пословицы тоже. «Не рой яму другому...». Кажется, так это называется. То, о чем писала The Fiscal Times : мол, низкими ценами «хотели... ударить по экономике РФ». Ударили? Отскочило? Бумерангом оказалось...