Амбициозные планы Китая
возродить древний торговый путь из Азии в Европу может иметь
экономические последствия — по степени важности превышающие роль плана
Маршалла или расширение Европейского Союза, согласно выводам аналитиков.
Проект
строительства железных дорог, автомагистралей и портов под названием
«Один Пояс — Одна Дорога» укрепит мягкую силу Китая путём создания
условий для экономического процветания на фоне обострения политической
неопределённости в США и ЕС, по мнению главы Eurizon SLJ Capital Ltd.
Стивена Джена, который оценивает данный проект в 1,4 триллиона долларов.
По
словам Джена, это также будет способствовать развитию торговых связей и
интернационализации юаня, так как банки будут открывать свои филиалы по
всему маршруту.
«Это
типичный пример события геополитической важности, которое, вероятно,
будет иметь огромные последствия для мировой экономики и обеспечения
баланса политической власти в долгосрочной перспективе», — сказал Джен,
имеющий опыт работы экономиста в Международном валютном фонде.
Протянувшись с
востока на запад, Экономический пояс Шёлкового пути достигнет Европы
через Центральную Азию, а морской Шёлковый путь обеспечит морские
торговые связи с Юго-Восточной Азией, Ближним Востоком и Африкой.
Хотя
власти Китая не называют проект Шелкового пути новым планом Маршалла,
напрашиваются сравнения с усилиями США по восстановлению Западной Европы
после второй мировой войны.
Джен
считает, что охватывая 64 страны с населением 4,4 миллиарда человек ,
составляющими около 40 процентов мировой экономики, проект «Один Пояс —
Одна Дорога» будет в долларовом выражении крупнее плана Маршалла в 12
раз. Китай может потратить целых 9 процентов валового внутреннего
продукта — примерно в два раза превышая возможности США в восстановлении
послевоенной Европы.
«Этот
проект с точки зрения его масштабов может быть в несколько раз больше и
амбициозней плана Маршалла или расширения Европейского Союза», — сказал
Джен.
Но есть свои
минусы. Реализация такого обширного плана неизбежно связана с
коррупционными рисками, опасностью срыва графиков работ и недовольством
местного населения. Китайские проекты часто сталкивались с подобными
проблемами и раньше, особенно в Африке, и нет никакой гарантии, что
потенциальные страны-бенефицарии с радостью дадут своё согласие.
Кроме
того, возрождение торгового маршрута потребует значительного
финансирования во времена замедленного экономического развития и роста
невозвратных кредитов в местных банках. Отправка денег за границу, когда
они необходимы самим, не может всё время находить поддержку.
Тем не менее, у Китая, по крайней мере, есть план.
«Тот
факт, что это план на 30-40 лет вперёд, весьма примечателен, поскольку
Китай является единственной страной, строящей планы долгосрочного
развития, и это подчеркивает долгосрочный характер китайской политики, в
отличие от главенствующей среди большей части стран Запада
недальновидной политики краткосрочных выгод», — сказал Джен.
И это беспроигрышный вариант для мягкой силы.
«Проект
«Один пояс — Одна дорога» может стать огромной PR-кампанией, которая
позволит завоевать благосклонность правительств и получить общественную
поддержку в этих странах», — заключил он.