МВФ и Китай форсируют создание новой мировой резервной валюты
Для большинства людей
аббревиатура СПЗ звучит как какое-то малоизвестное заболевание. Тем не
менее, если Китай и Международный валютный фонд добьются своего, эти
расчетно-денежные единицы могут получить статус следующей глобальной
резервной валюты. Так называемые специальные права заимствования (СПЗ)
представляют собой введенную МВФ комбинацию (корзину) реальных валют, в
настоящее время включающую евро, японскую йену, американский доллар и
британский фунт стерлингов. В прошлом году Фонд принял нововведение,
приняв в эту группу китайскую «народную валюту» женьминьби, больше
известную в мире как юань, однако официально она войдет в упомянутую
корзину лишь после 1 октября нынешнего года.
Члены МВФ
располагают активами в СПЗ и могут использовать их во взаимных сделках
вместо реальных валют, чем часто пользуются такие страны как Греция и
Судан, обремененные большими долгами. Обычные люди или компании не имеют
права применять этот инструмент в качестве средства накопления или
расчетов.
Впрочем, именно это право намерены ввести глобальные
монетарные элиты в не столь отдаленном будущем, причем в качестве
подопытного кролика предполагается использовать Китай. Перед встречей
руководителей центральных банков и министров финансов большой двадцатки
(G20) в китайском Чэнду, с 22-23 июля некоторые теоретики стали
продвигать идею расширенного использования СПЗ (курс СПЗ в настоящее
время составляет 1,39 доллара США).
«Придание СПЗ статуса ведущей
мировой резервной валюты принесет ряд серьезных выгод», написал 8 июля
профессор Колумбийского университета Жозе Антонио Окампо. По его мнению,
«помимо более активного использования СПЗ в программах МВФ,
правительства смогут выпускать бонды, номинированные в СПЗ. Более того,
частные банки смогут увеличить долю этой денежной единицы в своих
активах, подобно тому, как некоторые европейские банки использовали в
свое время так называемую европейскую валютную единицу ЭКЮ, которая
помогла проложить путь к введению евро».
Будто по команде, МВФ
также опубликовал доклад на тему «может ли расширение роли СПЗ
способствовать более стабильному функционированию международной денежной
системы», и даже распространил 8 июля видеоролик, в котором объясняется
весьма запутанная сущность этого инструмента.
В докладе, по сути,
повторяется идея Окампо о том, что частные корпорации должны получить
возможность выпускать бонды, номинированные в СПЗ, банки – выдавать
кредиты в СПЗ и их особой версии под названием «M-SDR»,
предположительно означающим такие «рыночные» (market) инструменты как
бонды.
«M-SDR» возникли в 1970 и начале 1980-х годов, затем рынок
заглох, но в последнее время наблюдается рост интереса к этому
инструменту», говорится в докладе МВФ, хотя не вполне понятно,
существует ли на самом деле такой интерес за пределами воображения
самого МВФ и некоторых подконтрольных правительствам структур, таких как
наднациональные организации развития.
Подпись к изображению: История использования M-SDR и динамика курса по отношению к доллару США
Как
бы то ни было, сразу после встречи большой двадцатки 25 июля
заместитель директора международного офиса Народного Банка Китая Чжоу
Цзюань выразил обеспокоенность в связи с недостаточностью рыночного
спроса. Согласно сообщению китайской газеты «Caixin», он заявил, что
такие международные организации развития как Азиатский банк
инфраструктурных инвестиций (АБИИ) могут выпустить бонды в СПЗ лишь в
августе.
Чжоу Цзюань повторил вслед за Окампо и МВФ, что
«номинированные в СПЗ бонды будут обладать привлекательностью для
официальных инвесторов на предварительной стадии, поскольку они могут
обеспечить диверсификацию инвестиционных продуктов и снизить обменный
курс, а также риски, связанные с процентными ставками».
Китай
открыто призывает к тому, чтобы СПЗ заменили американский доллар в
качестве мировой резервной валюты. «Китай выступает за то, что СПЗ
должны приобрести более широкое распространение на определенный период,
видя в этом способ противодействия доминированию американского доллара,
не связанный с выдвижением юаня в качестве прямого конкурента», заявил
агентству «Reuters» экономист по вопросам Китая из консалтингового
агентства «Capital Economics» в Сингапуре Джулиан Эванс-Питчард.
МВФ
провел анализ и пришел к выводу, что финансовые инструменты,
номинированные в СПЗ, снизили бы волатильность и риск по сравнению с
хранением активов в определенной национальной валюте, а также обеспечили
бы экономию издержек, в точности как сказал Чжоу Цзюань. «M-SDR, таким
образом, могли бы оказаться привлекательными для инвесторов и эмитентов
за счет имманентного эффекта диверсификации», пишет фонд.
Учредитель
и эксперт аналитического финансового центра «OMFIF» (Official Monetary
and Financial Institutions Forum) Дэвид Марш писал в конце апреля на
страницах делового ресурса «Marketwatch» еще об одной выгоде начала
использования M-SDR в Китае, впрочем, он говорил скорее о более широком
амплуа применения, а не только об эмиссии фондами развития.
«Инициатива
Пекина в области рынка капитала, номинированного в СПЗ, позволит
китайским инвесторам подписаться на отечественные выпуски бондов с
существенным компонентом иностранной валюты, что может стать средством
сокращения уровня оттока капитала, усилившегося в течение последних 18
месяцев в результате либерализации рынка капитала».
Другими
словами, если китайские инвесторы получат право приобретать бонды или
другие долговые инструменты в СПЗ в Китае, они смогут обходить меры по
контролю за движением капитала и держать диверсифицированный портфель,
включающий евро, доллары, йены и фунты, а также небольшую долю юаней. И
им не придется искать выход в контрабанде золота в Гонконг или
приобретении итальянских футбольных клубов.
Китай потерял 676
миллиардов долларов только в 2015 году и валютные резервы приближаются к
критическому уровню в 2,7 триллиона долларов (в настоящее время этот
показатель составляет 3,2 триллиона долларов), минимальному значению,
позволяющему, по мнению МВФ, сохранять контроль над национальной
экономикой.
Итак, можно с уверенностью сказать, что МВФ имел в
виду именно это, когда выпускал свой доклад, конкретные авторы которого
не названы. В середине июля он заявил:
«В Китае возможно
существует неопределенный объем спроса среди внутренних инвесторов на
резервные валюты, по мере того как меры по контролю за движением
капитала будут постепенно отменяться. С этой точки зрения M-SDR,
выпущенные на внутреннем рынке потенциально могут снизить спрос на
иностранную валюту и темпы оттока капитала, за счет предоставления
возможности участникам внутреннего рынка диверсифицировать свои валютные
риски.
Разумеется, Китай и МВФ столкнутся с рядом проблем в
процессе реализации своего плана, включая отсутствие клирингового
механизма и проблему ликвидности, или просто недостаточного спроса на
имеющийся в избытке продукт, экономическую природу которого никто не
понимает.
Избыточность объясняется тем, что различные институты от
центральных банков до фондов управления государственным имуществом
управляют своими собственными диверсифицированными портфелями и не
нуждаются в указке МВФ относительно оптимального соотношения,
соответствующего их нуждам.
Отсутствие спроса на этот продукт
можно объяснить тем, что он в течение 40 лет своего существования не был
принят в качестве инструмента частными игроками. Единственные люди,
заинтересованные в нем – это правительственные чиновники и ученые, а
единственным драйвером на начальном этапе являются китайские
государственные банки или контролируемые государством международные
институты, не имеющие права на самостоятельное принятие решений.
Однако,
практические проблемы, подобные вышеупомянутым, ни в коей мере не
останавливают МВФ и Китай, и уже к концу этого года можно будет сделать
выводы о реалистичности и осуществимости их амбициозного плана.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+