В Китае продолжается череда громких коррупционных скандалов. На этот раз всю тяжесть правосудия ощутил на себе один из высокопоставленных партийных функционеров КНР, занимающий свою должность до 2014 года, Лин Цзихуа. В аппарате бывшего китайского лидера Ху Цзиньтао он был одним из ведущих советников, после чего был вице-председателем Народного политического консультативного совета Китая.
История Лин Цзихуа довольно классическая для китайских коррупционных скандалов. За годы службы он сумел собрать взяток на общую сумму около 77 млн юаней (11 млн долларов). Причём делал он это как лично, так и через членов своей семьи.
Вообще семья чиновника «засветилась» несколько раз. Так, например, его блестящей карьере в аппарате Ху Цзиньтао помешала гибель его сына, который попал в аварию вместе с двумя девушками, рассекая просторы Пекина после шумной вечеринки. Все они были найдены после аварии в его Ferrari 458 Spider полуобнажёнными. Правда девушки выжили. Обстоятельства аварии сразу были засекречены, вплоть до блокировки связанных с историей запросов в китайских поисковиках.
После того, как на Лин Цзихуа было заведено дело, его брат Лин Ванчэн собрал всё заработанное и уехал в США, купив в Калифорнии дом за 2,5 млн долларов. Сейчас он добивается политического убежища, а китайские власти требуют его выдачи на родину. Впрочем, это вполне объяснимо, поскольку он не хочет судьбы брата, получившего пожизненный срок.
В целом коррупция – это одна из наиболее частых тем в СМИ в материалах о внутренней политике Китая. Нынешний лидер Си Цзиньпин с самого начала своего правления провозгласил курс на искоренение коррупции, ведь по его мнению, эта проблема обходится китайской экономике в 86 млрд долларов ежегодно. Тем не менее, он далеко не первый в этом деле. И судя по тому, что громких дел против взяточников меньше не становится, успехи пока довольно скромные.
Особенности китайской коррупции
Ещё один аспект, который сделал коррупцию общенациональной проблемой сегодня – это организация власти на местах. В связи со сложностями контроля из центра и недостаточной оплатой труда мелких чиновников, они подстраивали местные порядки под свои нужды. В итоге, чтобы жители могли кратчайшим путём достичь своих целей, им нужно было дать взятку.
Взятки существовали и в рамках самой бюрократической организации. Чиновники постарше рангом требовали деньги с младших по званию. Дошло до того, что тех служащих, которые не брали взятки, считали ни к чему непригодными. «Тот, кто остаётся неподкупным, считается ни на что негодным простофилей. Нелегко плыть против течения», – так описывал ситуацию в Китае неизвестный европейский путешественник XVIII века.
Своё историческое отражение коррупция нашла и в пословицах китайского языка, которые распространены до сих пор. Например, «большой петух не клюёт мелкий рис» или «деньги падают в руки помощника чиновника, как ягнёнок падает в пасть тигра».
Кроме того, у китайской коррупции есть своя ключевая особенность. В большинстве случаев взяточничество в стране основывается на межличностных отношениях. С этой позиции последний случай с Лин Цзихуа – классика. Для подобных ситуаций в китайском языке есть термин «гуаньси». Хотя он означает в общем смысле нечто незаконное и непринятое в обществе, чаще он используется по поводу неформальных отношений в бюрократической среде. Эти межличностные отношения возникают за пределами партии и государства. Пожалуй, самый точный перевод «гуаньси» на русский язык в данном контексте – это «блат». Именно в этом коррупция в Китае настолько похожа на русский эквивалент.
Пожалуй, наиболее «продвинутым» коррупционером в истории Китая, да и всего мира, стал чиновник высшего ранга Хэшэнь, живший в XVIII веке. За годы службы он сумел наворовать столько, что его состояние приравнивалось к госдоходам Китая за 10 лет. Впрочем, и наказание у него было соответствующее – смертный приговор он должен был осуществить сам.
Бесконечная борьба китайских лидеров против коррупции
Си Цзиньпин – далеко не первопроходец в вопросах борьбы со взяточничеством. И скорее всего, он не сможет до конца победить эту проблему, которая глубоко пустила корни в общественные устои и традиции. Слом традиций и ценностей – это всегда сложный и долгосрочный процесс. Борьба против этой государственной «болезни» ведётся в Китае не один век, однако результаты оставляют желать лучшего.
Каждый император пытался бороться с коррупцией. Заполонившие Китай маньчжуры в XVII веке ввели Судебный кодекс, по которому коррупция относилась к тяжким преступлениям. Наказание могло быть разным, в зависимости от объёма взяток. Самым тяжким и довольно применимым видом наказания была смертная казнь. Тем не менее, маньчжуры особенно не смогли преуспеть в этой борьбе.
Чиновники не скупились ничем, даже здоровьем своих граждан. Известные опиумные кризисы также отчасти были результатом взяточничества в среде чиновников. После запрета на ввоз опиума, китайские коррупционеры стали пропускать европейские корабли с этим товаром за «дополнительную плату». Ряд историков также считает, что именно коррупция стала одной из главных причин упадка Цинской империи в 1911 году.
С приходом власти коммунистов пошатнулись многие вековые традиции Китая. Взяточничество, впрочем, никуда не делось. «Культурная революция» Мао Цзэдуна, которая хоть и косвенно, но всё-таки затрагивала коррупцию, не смогла избавиться от этой проблемы. Настоящая борьба началась с приходом к власти Дэн Сяопина.
Вместе с некоторой либерализацией экономики и введением элементов рынка выросли аппетиты бюрократии. Коррупция достигла невероятных размеров, поэтому во время правления Дэн Сяопина она была признана главной проблемой страны. Крупные антикоррупционные кампании, десятки тысяч приговорённых к пожизненному заключению, показательные казни взяточников, тем не менее, к желаемому результату не привели. Система сохранялась благодаря закрытости власти и отсутствию общественного контроля. Хотя одной из мер правительства стала сменяемость власти, коррупция никуда не пропала, а перешла в иную плоскость. Борьба кланов за доступ к властной верхушке привела к тому, что лидеры обещали своему окружению негласный «иммунитет» от наказаний за взяточничество.
И Цзян Цзэмин, и Ху Цзиньтао также провозглашали одной из задач своего правления решительную борьбу с коррупцией. «Нулевые» годы стали для чиновников сложными. Ежегодно перед правосудием склонялось свыше 20 тысяч взяточников.
Генеральный секретарь коммунистической партии Ху Цзиньтао провозгласил:
И начались громкие аресты.
Только за 2000-2010 годы были расстреляны 7 крупных чиновников: начиная от главы госуправления КНР по надзору за качеством продуктов и медикаментов, заканчивая мэрами и управляющими различных провинций и городов. В 2012 году был арестован руководитель КПК в городе Чунцин Бо Силай, который в 2013 получил приговор на пожизненное заключение. Его обвинили в многомиллионных растратах бюджета. Не менее известным случаем стал скандал олимпийского масштаба. Бывший вице-мэр Пекина Лю Чжихуа был приговорён к расстрелу, правда с отложением исполнения приговора, за получение взяток на миллион долларов. Кроме того, он по традиции пользовался схемой «гуаньси» – поставил свою любовницу руководить одной из строительных компаний, которая получала самые выгодные заказы на строительство олимпийских объектов.
Коррупция в КНР в цифрах.
Чтобы понять все масштабы коррупции в Китае, нужно пробежаться по статистическим данным:
· Только за 2010 год было расследовано свыше 139 тысяч коррупционных случаев. При этом к партийной ответственности привлечены 146,5 тысяч чиновников, а порядка 537 дел было передано в правоохранительные органы;
· С середины 1990-х чиновниками, партийными работниками, сотрудниками полиции и органов безопасности, руководителями госпредприятия (около 18 тысяч человек) было украдено и переведено за границу свыше 120 млрд долларов;
· Незаконное отчуждение земель у крестьян для продажи девелоперам благодаря коррупции только в 31 городе достигло 15% всех земель под строительство;
· В 2014 году из 8110 подсудимых по коррупционным делам, 99,8% были признаны виновными;
· По оценкам китайских экспертов, ежегодные потери ВВП от коррупции колеблются на уровне 13-17%;
· За 30 лет за границу сбежали 4 тысячи партийных чиновников и увезли с собой 7,1 млрд долларов;
· За 2000-2010 год по коррупционным делам было расстреляно порядка 10 тысяч человек;
· В целом за время реформ (около 30 лет) количество осуждённых за взятки превысило миллион;
· Средний срок заключения за коррупцию – 12-16 лет, коррупция в особо крупных размерах наказывается пожизненным заключением, а число исполненных смертных приговоров чиновников высшего ранга с приходом к власти Си Цзиньпина сократилось до нуля;
· По индексу восприятия коррупции за 2015 год Китай расположился на 83 месте из 168 с пометкой «сильно коррумпированный».
Борьба с тиграми и мухами от Си Цзиньпина
Политика Си Цзиньпина по борьбе с коррупцией несколько отличается от времён его предшественников. По метафоричным высказываниям нынешнего руководителя партии, он планирует бороться и с «тиграми», и с «мухами», то есть не только с крупными чиновниками, но и с мелкими. Правда громких имён в коррупционных делах от этого меньше не стало.
Для борьбы с коррупцией он принял ряд мер. В их число вошли:
- запрет сотрудникам госбанков и военнослужащим приобретать люксовые автомобили;
- правило «один суп, три закуски», ограничивающее крупные застолья чиновников за счёт сокращения трат на банкетное меню;
- ограничение смертной казни;
- упразднение системы перевоспитания трудом, то есть заключения без суда по решению местных органов (ранее использовалась для борьбы с любыми непокорными режиму);
- в связи с тем, что женщины стали активно пользоваться своим телом вместо взяток, «оплата сексом» услуг чиновникабыла приравнена к коррупции, как и наличные расчёты;
- закрытие по всей стране борделей, которые чаще всего «крышуются» силовиками, а главными посетителями являются чиновники;
- был обновлён кодекс поведения, по которому китайским чиновникам запретили предаваться чревоугодию, играть в гольф и изменять жёнам;
- борьба не только с взятками, «откатами» и «распилом» бюджетных денег, но также с излишествами и моральным разложением;
- ограничение заграничных поездок и т.п.
По сути всё это сводится к нескольким приоритетам, утверждённым в 2015 году, к которым относится борьба с кумовством; расследование деятельности чиновников, занятых в работе госкомпаний; экстрадиция подозреваемых во взяточничестве из за рубежа; возвращение выведенных за границу «активов».
Перспективы борьбы
Оценить успешность политики Си Цзиньпина по борьбе с коррупцией пока довольно сложно. Китайские юристы уверены, что без системных мер добиться результатов невозможно. Речь идёт о массе недостатков правосудия, когда сажают всех подряд. Часто лидера КНР также обвиняют в использовании предлога борьбы со взяточничеством для устранения политических конкурентов из других кланов. По сути, если чиновника заподозрили в коррупции, шансов на оправдание у него практически нет. Согласно статистике, оправдывают лишь 0,2% осуждённых.
Сложности вызывает и вопрос со смертной казнью. Западные эксперты и политики часто обвиняют Китай в использовании этого метода борьбы. Под напором мирового сообщества Си Цзиньпин несколько смягчил наказания, поэтому число смертельных приговоров сведено к минимум. Однако это вызвало негативный эффект. Воровство среди нижних чинов госслужащих серьёзно увеличилось. Их логика такова: если начальство не трогают за миллионы, то «и нас не тронут». Впрочем, и общество одобряет такие методы борьбы. Поэтому как в конечном счёте обернётся смягчение наказаний тоже до конца неизвестно.
Кроме того, меры привели к снижению активности китайских партнёров. Госслужащие считают, что лучше «не высовываться», что в итоге привело к снижению деловой активности. Упал спрос на элитные товары, что привело к ущербу ВВП на 1,5%.
Тем не менее, эффект в долгосрочной перспективе может вывести китайскую экономику из коррупционных тисков. Си Цзиньпин, в отличие от своих предшественников старается работать на уровне ценностей. Как отмечалось выше, коррупция в КНР веками укоренялась на уровне традиций. Эксперты выделяют 4 традиции, которые лежат в основе нынешней ситуации:
- Ценность связей и пренебрежение законом
- Практика подношений и подарков
- Отсутствие различий между общественным и частным
- Пристрастия к исключительным полномочиям
И именно по этим аспектам работает нынешний лидер страны. Если рассматривать его деятельность как работу на долгосрочную перспективу, он двигает страну в правильном направлении.