В Пекине началась последняя при нынешней администрации встреча американских и китайских министров – Американо-китайский стратегический и экономический диалог. Она проходит на фоне обострившихся противоречий между странами как политических, так и экономических. Тем не менее, и в Америке, и в Китае понимают, что несмотря на все разногласия крупнейшим экономическим державам необходимо как-то сосуществовать и искать компромиссы по спорным вопросам
Политические разногласия у Соединенных Штатов и КНР существуют по многим вопросам, но особенно напряженные отношения между странами сложились вокруг территориального спора в Южно-Китайском море. Этот богатый ресурсами и что, самое главное, пронизанный важными транспортными маршрутами регион уже не первый год является тлеющей горячей точкой, пожар в которой может вспыхнуть в любую минуту. Поднебесная и другие государства в Южно-Китайском море уже не первый год делят необитаемые атоллы. Обстановка в регионе резко обострилась несколько лет назад, после того, как Вашингтон объявил о смене стратегической доктрины и назвал приоритетным не Атлантику, а Тихоокеанский регион.
США уже несколько лет перебрасывают военные корабли из Атлантики в Тихий океан, чем вызывают законную обеспокоенность в Пекине. Резко усилившееся военное присутствие Пентагона в Тихоокеанском регионе придало смелости соседям КНР, которые каждый в отдельности, конечно, не могут помешать китайцам взять под контроль всю или почти всю акваторию Южно-Китайского моря. Получив моральную и военно-материальную поддержку Америки, Вьетнам, Малайзия, Филиппины, Тайвань и Бруней теперь смелее выступают против искусственного наращивания китайцами в спорных районах атоллов и превращения их в укрепленные пункты.
Пентагон сейчас всячески показывает серьезность своих намерений. Американские военные корабли и самолеты – частые гости в спорных водах. Пекин заявляет Вашингтону протесты после каждого прохода американских кораблей и пролета самолетов. В обеих столицах регулярно раздаются воинственные заявления, подкрепляемые делами. Накануне Американо-китайского диалога КНР заявила о подготовке создания в Южно-Китайском море зоны, охраняемой китайской ПВО. Создание точно такой же зоны в Восточно-Китайском море вызвало бурные протесты Токио и Вашингтона и привело к резкому росту напряженности.
Вместе с тем политические разногласия между Вашингтоном и Пекином могут быть отложены на неопределенный срок, а вот с экономическими противоречиями странам приходится разбираться, не смотря на то, что время сейчас для этого не самое подходящее. Американская экономика пока еще остается первой в мире, но ей в затылок дышит китайская. Благодаря неограниченным людским ресурсам, огромным валютно-золотым запасам, трудолюбию, дисциплине и многим другим положительным качествам китайцы уже вышли на первое место в ряде отраслей и секторов. Не удивительно, что в сфере экономики противоречия у США и КНР везде, в том числе и во многих международных организациях. За примерами далеко ходить не нужно.
На прошлой неделе произошло редкое событие: Евросоюз, Япония и ряд других стран обвинили Вашингтон ни много ни мало в подрыве доверия к ВТО и в саботировании работы этой организации.
Американский представитель заблокировал переназначение южнокорейского судьи Апелляционного суда ВТО Чан Сон Хва, авторитетного и уважаемого специалиста по международному праву, у которого истекает четырехлетний срок полномочий. Апелляционный суд состоит из семи судей, которые разбирают споры членов ВТО и выносят по ним решения. Американцы обвинили корейца в симпатиях по отношению к Китаю. Представитель США привел три дела, в которых разбирались споры между Вашингтоном и Пекином и в которых Чан якобы выносил благоприятные для китайцев решения.
Скандал в ВТО очередной раз показал, что большинство входящих в организацию государств используют ее для проталкивания собственных интересов, а не обеспечения справедливых условий для мировой торговли. Он также дал основания предположить, что в Белом доме сейчас готовятся к схватке с Пекином по многочисленным жалобам в адрес Китая на демпинг и ответных жалоб Поднебесной на протекционизм.
Апелляционному суду в скором будущем предстоит разбирать немаловажный вопрос статуса КНР. Речь идет о том, можно ли считать Китай рыночной экономикой или нет? В Пекине считают, что статус развитой страны Китаю должен быть автоматически присвоен в декабре, когда исполнится 15 лет его вступления в ВТО. В Вашингтоне явно не хотят переводить конкурента в «высшую лигу» и с этой целью «зачищают» перед разбирательством Апелляционный суд. Дело в том, что статус развитой страны поможет КНР защищаться в антидемпинговых делах, возбуждаемых против нее Америкой и другими западными странами.
Таких дел и обвинений – десятки, но самым известным среди них является обвинение Пекина в демпинге китайской стали. В Поднебесной выплавляют стали больше, чем во всех остальных странах, вместе взятых. Подавляющее большинство металлургических комбинатов в Китае принадлежат государству и благодаря дотациям могут держать низкую цену на свою продукцию. Таким положением дел, естественно, недовольны металлурги в других странах, которые из-за разницы в ценах проигрывают китайским коллегам-конкурентам. Правительства этих стран и в первую очередь Соединенных Штатов под давлением профсоюзов металлургов вводят высокие пошлины против китайской стали. Это, в свою очередь, вызывает острое недовольство в Пекине и обвинения Вашингтона в протекционизме. Конфликтов, подобных «стальному», много. Участники жалуются друг на друга в Апелляционный суд ВТО, который внимательно разбирает дела и выносит решения. Так что состав этого суда и симпатии судей имеют немалое значение для мировой торговли.
Остро воспринимают в Вашингтоне и экспансию китайских инвесторов на американском рынке. Компании из Поднебесной в этом году агрессивно скупают активы, предприятия и недвижимость в США. В Конгрессе США все чаще можно услышать предупреждения, что добром это не кончится, и требования положить этому конец.
В Пекине очень возмущаются подобными заявлениями, но сами китайские власти не очень жалуют американские компании на своих рынках и вовсе не стремятся облегчить им жизнь.
В США, правда, к китайскому бизнесу относятся тоже не особенно благосклонно. Весной этого года Министерство торговли США объявило санкции против китайской IT-компании ZTE. Американским компаниям запрещено поставлять оборудование и софт ZTE, которую подозревают в продаже запрещенной продукции Ирану.
Немалое место в экономических отношениях между США и КНР занимают валютные проблемы. США и другие западные страны уже не первый год критикуют Пекин за частые девальвации юаня. Правительство КНР много раз обещало исправиться, однако обещание выполняет не по существу, а явно для галочки. В Китае крайне отрицательно относятся к повышениям ставки ФРС США, потому что они провоцируют отток капиталов в т.ч. и из Китая в Америку. Всякий раз, когда начинаются разговоры о возможном скором повышении ставки в Минфине КНР проводят девальвацию юаня, при этом, естественно, утверждая, что никакого отношения к изменениям курса китайской валюты не имеют.
Говорить о противоречиях между США и Китаем во всех сферах можно долго, но это не значит, конечно, что Вашингтон и Пекин не пытаются договариваться по спорным вопросам. Китайские и американские военные, хотя и обменялись взаимными обвинениями на проходившем в Сингапуре диалоге Шангри-Ла, тем не менее договорились искать компромиссы и проводить совместные учения. Поиском компромиссов занимаются и участники Американо-китайского стратегического и экономического диалога, проходящего сейчас в столице Поднебесной.
Эту же цель имеет Двусторонний договор по инвестициям (BIT), призванный выработать взаимные правила инвестиционной деятельности в США и КНР и открыть для американских компаний китайский рынок, а также обеспечить для них равные с китайскими компаниями права. Цели заявляются благие, но, похоже, трудновыполнимые. По крайней мере, пока особым прогрессом участники переговоров похвастаться не могут.