В России больше нет иномарок
Когда-то ситуация была предельно понятной: существуют машины, которые
делаются на наших заводах и отличаются своеобразным качеством, а есть
аппараты, неведомыми путями попадающие к нам из-за рубежа и
гарантирующие владельцам массу удовольствий. Сейчас все изменилось.
фото: Александр Астафьев
Честно
говоря, с некоторых пор меня коробит, когда я слышу где-нибудь по
телевизору что-то вроде: «Черная иномарка обогнала по встречной
маршрутку и врезалась в кроссовер». Складывается впечатление, что автор
текста использовал эвфемизм, чтобы как-то обозначить автомобиль
неизвестной ему породы и неопределенного класса, но точно не «Ладу».
Однако
если отвлечься от негативных эмоций, которые вызывает само слово
«иномарка», то невольно задаешься вопросом: а насколько в принципе
оправданно его употребление в современной России? Да, в самом начале
эпохи возрождения русского капитализма, когда зарубежные
автопроизводители повезли к нам свои машины, гиганты отечественной
индустрии по-прежнему штамповали «тазики», «уазики» и прочие поделки на
базе устаревших технологий и с использованием комплектующих,
производимых тут же, в нашей стране. И разделение «наше — их» выглядело
вполне оправданным. Однако с течением времени ситуация стала меняться.
Мировые
бренды начали потихоньку налаживать отверточную сборку на территории
нашей страны и даже закупать кое-какие детали российского изготовления,
вроде резиновых ковриков, а чуть позднее — боковых стекол. Затем они
перешли к более активному использованию местных ресурсов — во многом
из-за полученного от нашего правительства пинка, выразившегося в угрозе
отмены таможенных льгот для всех тех, кто не организовал промышленную
сборку автомобилей на территории России и не обеспечил определенного
уровня локализации производства.
Основную долю в объеме русских
автокомпонентов составили детали интерьера, экстерьера и реже кузова.
Постепенно очередь дошла и до технически сложных агрегатов, вроде
моторов и коробок передач. С другой стороны, при сборке исконно русских
автомобилей стали использоваться импортные комплектующие, что позволило
заметно повысить их общее качество. В результате начинка иномарок и
отечественных машин стала во многом идентичной.
«Средняя
температура» по больнице к концу 2015 года составляла около 50% — то
есть половина комплектующих для автомобилей, сборка которых
осуществлялась на территории нашей страны, у нас же и производилась.
Причем независимо от происхождения и родословной конкретного бренда.
Например, использование «местных» деталей у Renault Logan или Sandero
достигло 68%, а у Nissan Almera — 50%. В то же время у LADA Granta оно
составляет 53%, Vesta — 47%, XRAY — 22%.
По данным экспертов,
Hyundai обеспечил локализацию Solaris на уровне 46%, в том числе за счет
штамповки кузовных деталей. Volkswagen, Ford и Nissan дотянулись до
40–45%, Peugeot 408 и Citroen C4 седан — до 35%, а Toyota Camry и вовсе
всего до 30%.
Конечно, ко всем приведенным цифрам нужно относиться
с изрядной долей скептицизма, ибо от уровня локализации напрямую
зависит прибыльность всей деятельности мировых автогигантов в нашей
стране. Это значит, что они будут всеми правдами и неправдами скрывать
истинное положение дел, завышать показатели и фальсифицировать отчеты.
Например, собирать на российском производстве двигатель или коробку
передач, но полностью из ввезенных комплектующих. Поэтому некоторые
эксперты считают, что истинная локализация того же Logan составляет
максимум 23%, а Almera — 19%.
Впрочем, истинные цифры в данном
случае нас не сильно интересуют. Нам важно другое: подавляющее
большинство автомобилей, продаваемых в России, собирается тут же, у нас.
И процент деталей иностранного происхождения примерно одинаков у всех,
независимо от происхождения. Нет, никто не спорит, что LADA —
исторически российский бренд, а Jaguar — английский. Но ныне первый
частично принадлежит французам, а второй — индусам. Про истинных хозяев,
например, такого «премиального» бренда, как Volvo, мы лучше промолчим. А
как определить «Ладу», которая собирается в Казахстане?
Вся
автомобильная отрасль предельно космополитизировалась. Так какой же
смысл в лучших традициях советского времени противопоставлять «наше
ихнему»? У нас что, присутствует неизбывный комплекс неполноценности?
Нет больше ни отечественных автомобилей, ни иностранных, есть лишь
качественные машины и некачественные. Вероятно, лишь с этой точки зрения
и стоит подходить к проблеме.
Эдуард Раскин фото: Александр Астафьев 1 июня 2016 http://www.mk.ru/economics/201...
См также: Группа "ГАЗ" начнет продажи автобусов "Вектор Next" в середине года. Серия "Автобусы и троллейбусы России" 05/06/16 https://cont.ws/post/287075 Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|