Соглашение Украины о свободе торговли является всего лишь началом (Bloomberg, США)
Соглашение о свободе торговли, заключенное Украиной с Европейским
Союзом, оказалось столь спорным, что оно заставило эту бывшую советскую
республику разорвать отношения с Россией, выступавшей против более
тесных связей Киева с Европой. Прошло несколько месяцев с момента
вступления соглашения в силу, и создается впечатление, что эта сделка
приносит больше пользы Евросоюзу, чем помогает Украине.
Это не означает, что соглашение о свободе торговли не стоило
заключать. Однако это свидетельствует о следующем: если Киев хочет
в более долгосрочной перспективе получить выгоду от свободной торговли,
он должен провести некоторые изменения у себя дома.
Европа и Украина начали переговоры о заключении соглашения
об ассоциации в 2008 году, а более или менее законченную форму оно
получило в 2012 году. Спустя год президент Виктор Янукович под давлением
Москвы отказался его подписывать; президент Путин хотел, чтобы Украина
присоединилась к его любимому проекту, который сегодня называется
Евразийский экономический союз. Решение Януковича вызвало массовые
протесты в Киеве, и через три месяца он был вынужден бежать из страны.
Новое проевропейское правительство решило, не откладывая, подписать
соглашение, по которому Украина обязана привести свои законы и правила
в соответствие с рамочными требованиями Евросоюза и которое понижает
или отменяет большинство пошлин в торговле между этими двумя сторонами.
Торговая часть этого соглашения вступила в силу в январе 2016 года,
и первые данные относительно его выполнения не стали обнадеживающими
для Украины. По данным украинского правительственного статистического
ведомства, за первые два месяца 2016 года объем торгового оборота
с Евросоюзом немного уменьшился, и при этом экспорт сократился больше,
чем импорт. Я проанализировал данные относительно объемов и обнаружил,
что среднее увеличение экспорта в Евросоюз по сравнению с прошлым годом
составило 2,1% в январе и феврале; однако средневзвешенные показатели
роста импорта оказались на уровне 10,4%.
Другими словами, помимо раздраженной реакции России, которая повысила
торговые барьеры для Украины в ответ на соглашение с Евросоюзом,
вызвав, таким образом, обрушение экспорта и импорта, это соглашение
вносит негативный чистый вклад в торговый баланс Украины — не особенно
приятная новость для страны, международные резервы которой (13,2
миллиарда долларов) меньше трехмесячных расходов на оплату импорта.
На первый взгляд, соглашение между Украиной и Евросоюзом, будучи
сделкой по тарифам и квотам, имеет перекос в пользу европейских
компаний. Евросоюз установил строгие годовые квоты на некоторые наиболее
важные для Украины экспортные товары, а 1 апреля некоторые квоты
на 2016 год — на мед, сахар, кукурузу, виноградный и яблочный соки,
а также на некоторые виды зерновых — были уже выбраны. Были также
использованы и квоты на этанол. К 1-му мая была также выбрана квота
на овес, а экспорт пшеницы и ячменя уже приближался к установленным
на этот год лимитам.
Помимо сельскохозяйственных продуктов, Украина экспортирует металлы.
Заключенное соглашение не изменило правил в этой области, которые
являются свободными после того, как Украина в 2008 году вступила
во Всемирную торговую организацию. Цены на сталь резко выросли в начале
этого года, что вызвало неожиданное укрепление гривны по отношению
к доллару; в апреле этот рост позволил улучшить торговый баланс страны,
хотя соответствующие данные еще не опубликованы. Однако в конце апреля
цены на сталь упали до уровня конца марта.
Статистика относительно второй половины года, вероятнее всего, будет
свидетельствовать об увеличении дефицита украинского торгового баланса
с Европой, потому что сельскохозяйственные квоты будут исчерпаны,
и нечем будет сбалансировать выпадение экспортных поставок.
Условия в торговых сделках Евросоюза с менее развитыми странами часто
ставят в более выгодное положение Европу. Вступивший в силу в 1995 году
таможенный союз с Турцией, например, не предоставляет турецким фирмам
доступа на некоторые рынки стран, с которыми у Евросоюза действуют
соглашения о свободной торговле, и в распоряжении Турции нет контроля
над такого рода сделками. Спустя 20 лет после вступления в силу этого
соглашения Турция имеет значительный отрицательный торговый баланс
с Европой. Однако подобный эффект смягчается огромным потоком
европейских инвестиций в Турцию: на 2014 год, например, их общий объем
составил 64,9 миллиарда евро (74 миллиарда долларов), тогда как турецкие
инвестиции в Европу достигли всего лишь 8,3 миллиарда евро.
Существующая асимметрия помогает Турции создавать рабочие места
и развивать критически важные экспертизы в своих экспортных секторах,
что оказывает ей значительную помощь на рынках за пределами Европы.
Европейские бюрократы сказали украинцам о том, чтобы они не ожидали
немедленных выгод от соглашения об ассоциации. Более пессимистично
настроенные люди, включая Николаса Берджа (Nicholas Burge), руководителя
отдела торговли делегации Европейской Комиссии на Украине, говорят
о возможном улучшении ситуации через 5-10 лет. Более оптимистично
настроенные люди, включая главу этого представительства Яна Томбинского
(Jan Tombinski), сокращают этот период до 2-4 лет. В любом случае
европейским компаниям необходимо время для того, чтобы открыть для себя
Украину — в настоящий момент она, в основном, является источником
дешевой, но относительно хорошо подготовленной рабочей силы — и создать
там свои предприятия.
Однако Украина отнюдь не готова их принять. Помимо дестабилизирующего
присутствия поддерживаемых русскими повстанцев на востоке страны —
ситуация там не изменится даже в том случае, если огонь прекратится
и будут проведены выборы в удерживаемых повстанцами регионах, — самым
большим препятствием является масштабная коррупция и бизнес-климат,
осложняющие процесс получения прибыли при условии соблюдения правил.
Президент Петро Порошенко изменил свои планы и не поехал в Лондон
на антикоррупционный форум, организованный премьер-министром
Соединенного Королевства Дэвидом Кэмероном, и объясняется это тем, что
у него якобы возникли проблемы с назначением людей на ключевые позиции,
а также с продвижением законопроектов через Парламент. Однако в Киеве
говорят о том, что он постеснялся поехать туда из-за последних
разоблачений его офшорной активности, содержащихся в так называемом
«Панамском досье».
Хотя нет данных о том, что Порошенко совершил что-то незаконное,
«панамское досье» раскрывает кумовскую сеть, представители которой
управляют страной. Однако решение представителей украинской элиты
хранить деньги и вести бизнес за пределами Украины свидетельствуют
о наличии более серьезных проблем: высокие налоги, чрезмерное
регулирование и отсутствие гарантий в отношении прав собственности.
Неудивительно, что на долю Кипра — традиционной налоговой гавани —
приходится 27% прямых иностранных инвестиций на Украине. Неудивительно
и то, что Британские Виргинские острова (где Порошенко создал структуру,
помогающую ему продать его кондитерский бизнес) «инвестировали» почти
столько же средств в украинскую экономику, что и Соединенное
Королевство, и больше, чем Франция. Эти инвестиции, на самом деле,
не являются иностранными — они сделаны, в основном, местными олигархами,
включая самого Порошенко.
Украина может получить выгоду от сделки с Евросоюзом только в том
случае, если она разработает прозрачные и разумные правила
для европейских инвесторов и обеспечит их выполнение. В противном случае
это соглашение будет просто тяжелым бременем для торгового баланса,
не дающим вести бизнес с Россией и ставящим европейских экспортеров
в более выгодное положение, чем украинских.
Автор: Леонид Бершидский
Оригинал публикации: Ukraine's Free Trade Deal Was Just a Start
ИноСМИ Источник: cont.ws/.
Рейтинг публикации:
|