Почему София даёт «зелёный свет» российской нефти?
Неожиданный отказ Софии от всех претензий по проекту нефтепровода
Бургас — Александруполис дарит Москве возможность обойти турецкие
проливы, а Болгарии — надежду на возобновление «Южного потока».
После длительных переговоров с российскими и американскими
нефтекомпаниями Болгария согласилась отозвать из Амстердама свой иск о
ликвидации голландской проектной компании Trans-Balkan Pipeline B.V. Об
этом Лайфу сообщил источник в российско-болгарской межправительственной
комиссии. Это означает, что проект нефтепровода «Бургас —
Александруполис» может быть реанимирован.
Сейчас танкеры с нефтью идут из российских портов на Чёрном море в
Европу через контролируемые Турцией проливы. В среднем через два крупных
нефтеналивных порта — Новороссийский МТП и терминал Южная Озереевка
«Каспийского трубопроводного консорциума» (КТК экспортирует российскую и
казахстанскую нефть по нефтепроводу Тенгиз — Новороссийск) — в год
проходит около 70 млн тонн сырой нефти. В прошлом году суммарный объём
составил 72,8 млн тонн (из них 30 млн тонн пришлось на Новороссийск).
Чтобы разгрузить порты и не направлять танкеры через турецкие
проливы, Россия ещё в середине 90-х предложила прокладку трубы, которая
могла стать альтернативой поставкам нефти через перегруженные и ныне
недружественные Босфор и Дарданеллы. Переговоры начались только в
2000-х.
В 2007 году Россия с Болгарией и Грецией подписали соглашение о
строительстве трубы мощностью до 50 млн тонн в год и длиной 285 км от
болгарского Бургаса до греческого Александруполиса. В 2008 году
участники проекта создали компанию Trans-Balkan Pipeline B.V., которая
стала оператором строительства нефтепровода. Интересно, что 51% акций в
равных долях был распределён среди российских «Транснефти», «Роснефти»,
«Газпромнефти» и греческой Helpe-Thraki A.E. Правительству Греции
досталось 24,5%, а Болгария через «Проектную компанию нефтепровода
«Бургас — Александруполис БГ» также получила 24,5%.
Стоимость проекта оценивалась в $1,2 млрд. TBP начала подготовку к
проекту, но работы часто переносились, а в 2010 году были заморожены
Болгарией под предлогом экологической опасности. В 2011 году София и
вовсе решила выйти из проекта.
Летом 2015 года, после предложения Греции возобновить проект, к
переговорам с Болгарией вернулись вновь. Сначала уговорить её попыталась
Россия, но болгарский Минфин своей позиции по проекту не изменил. Затем
отговорить болгар взялся американский Chevron, заинтересованный в более
коротком плече транспортировки, как акционер (15%) КТК.
Остальные доли в проекте были распределены между структурами
«Транснефти», «Лукойла», «Роснефти», казахстанского «Казмунайгаза» и др.
К концу 2016 года мощность КТК должна составить 67 млн т (сейчас —
около 48 млн т). В процессе переговоров Chevron может войти в капитал
греческо-болгарского трубопровода, не исключает президент «Транснефти»
Николай Токарев:
«Мне кажется, что для КТК эта тема приобретает новое
значение в логике расширения мощностей консорциума. Поэтому маршрут
через Бургас в Средиземное море, наверное, в первую очередь более
интересен для них. Ну и для казахстанских партнёров в целом, потому что у
них в ближайшей перспективе запускается большой проект — Кашаганское
месторождение на Каспийском шельфе с балансовыми запасами 4,8 млрд тонн
нефти.»
Но американцам, видимо, уговорить болгар не удалось — прошлой осенью
Болгария подала иск в суд Амстердама о ликвидации Trans-Balkan Pipeline
B.V.
Зато это удалось России: в рамках последней межправкомиссии
болгарская сторона заверила Россию, что отзовёт свой иск, — говорит
источник Лайфа в организации. Официальный представитель «Транснефти»
Игорь Дёмин подтвердил информацию об отзыве иска. Очевидно, что судьба
проекта сейчас полностью зависит от Болгарии. Дёмин не сообщил, когда
могут быть возобновлены работы по проекту. Представитель Chevron Салли
Джонс и болгарского Минфина отказались от комментариев.
По информации Лайфа, Болгария вернулась к проекту не просто так. Как
рассказал нам источник в комиссии, София на переговорах решила в
очередной раз поднять вопрос о возобновлении проекта «Южный поток».
«Складывалось впечатление, что Болгария пошла на отзыв
иска ради того, чтобы получить газовую трубу. Так или иначе, проект
«Южного потока» закрыт, но если болгарские коллеги всё же получат
одобрение ЕК, «Газпром» подумает о том, чтобы к нему вернуться. Мы
болгарам так сказали.»
— Источник Лайфа в Министерстве энергетики России
Болгария ранее предлагала провести до неё замороженный ныне «Турецкий
поток». Официально Россия согласилась повторно рассмотреть проект, но
лишь при условии, что против него не выступит Еврокомиссия, подтверждает
знакомый с текстом заключения межправкомиссии источник Лайфа.
Проект был закрыт президентом России Владимиром Путиным ещё в декабре
2014 года. Болгария требовала от России выкупить 50-процентную долю в
болгарском СП South Stream Bulgaria AD, но ответа не получила.
По информации Лайфа, Болгария вернулась к проекту не просто так. Как
рассказал нам источник в комиссии, София на переговорах решила в
очередной раз поднять вопрос о возобновлении проекта «Южный поток».
«Складывалось впечатление, что Болгария пошла на отзыв
иска ради того, чтобы получить газовую трубу. Так или иначе, проект
«Южного потока» закрыт, но если болгарские коллеги всё же получат
одобрение ЕК, «Газпром» подумает о том, чтобы к нему вернуться. Мы
болгарам так сказали.»
— Источник Лайфа в Министерстве энергетики России
Болгария ранее предлагала провести до неё замороженный ныне «Турецкий
поток». Официально Россия согласилась повторно рассмотреть проект, но
лишь при условии, что против него не выступит Еврокомиссия, подтверждает
знакомый с текстом заключения межправкомиссии источник Лайфа.
Проект был закрыт президентом России Владимиром Путиным ещё в декабре
2014 года. Болгария требовала от России выкупить 50-процентную долю в
болгарском СП South Stream Bulgaria AD, но ответа не получила.
Арсений Погосян
Источник: news-front.info.
Рейтинг публикации:
|