Восстановление
позиций Ирана на кредитно-финансовых площадках, а также возвращение
иранской «большой нефти» на европейский рынок настраивают соседей
Исламской Республики на интенсификацию экономических связей с ней.
Наилучшие стартовые позиции в этом плане, пожалуй, у Армении, хотя на
сегодняшний день по содержанию и объёму наработанных экономических
связей с Ираном армянская сторона заметно уступает Азербайджану. У
Еревана есть серьёзный внешнеполитический ресурс – членство республики в
Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).
Армянское
руководство подняло вопрос создания зоны свободной торговли между ЕАЭС и
Ираном. Кроме того, Ереван инициировал подготовку соглашения о зоне
свободной торговли (ЗСТ) ЕАЭС – Иран.
По словам министра международной экономической интеграции и реформ Армении Ваче
Габриеляна, во время всех последних визитов армянских политиков и
представителей бизнеса в Иран были достигнуты определённые двусторонние
договорённости, но приоритетом для Еревана в блоке внешней торговли
остаётся ЕАЭС. Для дальнейшего развития связей с Ираном необходим
дополнительный импульс, которым как раз и может стать распространение на
Иран режима наибольшего благоприятствования в торговле со странами
ЕАЭС, ставшими для Еревана приоритетными партнёрами.
Если
оперировать цифрами товарооборота, то приоритетность евразийского
направления для Армении ещё только зарождается. Так, экспорт из Армении в
Россию за прошлый год существенно сократился (1), а армянского экспорта
в Белоруссию и Казахстан практически нет. При этом армянское
правительство всячески пытается донести до своей общественности мысль,
что потенциал членства республики в ЕАЭС - огромный. Благодаря
вступлению в ЕАЭС, время прохождения товара через границу при экспорте
сократилось с 50 часов до трёх. Упростились процедуры трудовой миграции,
что позволило значительно смягчить социальные последствия от спада
объёма трансфертов из России.
Отдача
от членства в ЕАЭС измеряется и критически важными для Армении
поставками из России энергоносителей. Прежде всего, трубопроводного
газа, цена которого для армянского импортёра вновь существенно снижена.
Одним из результатов визита премьер-министра РФ Дмитрия Медведева 7
апреля в Ереван стало установление для закавказского партнёра новой
льготной цены: вместо $165 Армения будет платить газ на границе по $150
за тысячу кубометров.
Армения
является единственной страной-участницей ЕАЭС, которая имеет сухопутную
границу с Ираном. По словам президента страны Сержа Саргсяна,
вступление Армении в ЕАЭС, наряду с другими региональными факторами,
обеспечит перспективы активного участия Еревана в различных
транспортно-энергетических проектах. В республике строится современная
автомагистраль «Север - Юг», с Ираном обсуждается возможность
строительства железной дороги.
Совместное
исследование перспектив заключения соглашения по ЗСТ ЕАЭС – Иран
началось с конца 2015 года. Об этом 23 декабря объявили в Тегеране
министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей
Слепнев и министр промышленности, рудников и торговли Ирана Мохаммад
Реза Нематзаде. Стороны выразили уверенность, что ЗСТ создаст
дополнительные предпосылки для прокладки транспортных коридоров в
направлениях Индии, Пакистана, Ирака и формирования евразийского
транспортного коридора «Север - Юг».
Страны
ЕАЭС и Иран ожидают не только дальнейшего увеличения взаимного
товарооборота, но и диверсификации сфер экономического сотрудничества,
подчеркнул посол Ирана в Казахстане Моджтаба Дамирчилу. У нас хорошие
отношения со всеми участниками объединения. Со стороны суши Иран
граничит с Арменией, со стороны Каспийского моря – с Россией и
Казахстаном, поэтому с подписанием этого документа мы сможем увеличить
объёмы торговли. За прошлый год экспорт товаров из стран ЕАЭС в Иран
составил почти $1,5 млрд, импорт – около $500 млн. На рынок Ирана
поставляются сельхозтовары, лесоматериал, синтетические волокна,
электроэнергия. Импорт из Ирана составляют преимущественно овощи,
фрукты, цемент и нефтепродукты. Взаимная торговля и товарооборот могут
улучшиться с вводом ЗСТ за счёт снижения или обнуления ставок ввозных
таможенных пошлин, отметил иранский дипломат.
В
конце января в Ереване было объявлено о планах Армении и Ирана
проложить новый международный транспортный коридор от Индии до Европы.
Кроме того, армянская сторона предложила внести коррективы в предыдущие
планы по строительству железной дороги Армения – Иран. Направляющиеся в
Европу и Россию грузы из Ирана автотранспортом предполагается доставлять
в Ерасх (Араратская область Армении, на границе с азербайджанским
анклавом Нахичеван), оттуда железнодорожным путём в грузинский порт
Поти. После чего уже на паромах – конечным европейским и российским
адресатам. Реализация этого проекта позволит сократить общую длину
маршрута транспортировки на 60 км.
Тем
самым, армянские транспортники представили новый вариант прокладки
дороги. Вместо маршрута Мегри – Вайоцдзор – Севан они предлагают своим
иранским коллегам маршрут Мегри – Вайоцдзор – Ерасх. В Ерасхе построен
грузовой терминал «Армаш», который может работать как по прямому
варианту грузоперевозок (перегрузка из вагонов непосредственно на
автотранспорт), так и с использованием складских помещений по широкому
спектру грузов разных категорий: зерновые, строительные материалы,
продукты химической и перерабатывающей промышленности,
металлоконструкции и др. Терминал расположен в 300 км от границы с
Ираном, обладает возможностью складирования зерновых грузов объёмом до
15 тыс. тонн, приёма до 500 товарных контейнеров одновременно.
В
январе этого года Армению посетил министр транспорта России,
сопредседатель российско-армянской Межправительственной комиссии по
экономическому сотрудничеству Максим Соколов. В ходе его встречи с
премьер-министром Овиком Абрамяном, помимо вопросов, касающихся
расширения экономического сотрудничества между двумя странами, стороны
обсудили перспективы осуществления инфраструктурных программ, имеющих
региональное значение. «Российская сторона отметила важность
строительства железной дороги Армения – Иран и выразила готовность
изучить вопрос своего возможного участия», – сообщала пресс-служба
армянского правительства.
Придать
армяно-иранскому проекту при заинтересованном участии России
перспективный многосторонний характер, усилив в нём евразийскую
составляющую, может помочь и ныне подзабытый проект строительства
железнодорожного кольца вокруг Каспийского моря. Кольцевая железная
дорога не будет строиться с нуля. Она замкнёт отдельные транспортные
фрагменты. При этом само доведение проекта до вида замкнутого кольца не
требует больших инвестиций с учётом уже существующих путей и
инфраструктуры, а также планируемых к запуску в обозримой перспективе
фрагментов железнодорожного пути.
Кольцевой
проект вписывается в последние договорённости Москвы и Тегерана об
активизации их торгово-экономических отношений. Россия и Иран как две
крупнейшие силы на Каспии могут задать необходимую динамику всем
региональным проектам с заинтересованным участием своих соседей по
закрытому водоёму.
На
сегодня до половины объёма грузов межкаспийской торговли осуществляется
морским транспортом. С вводом в строй магистрали вокруг Каспия доля
железных дорог в грузовых перевозках между странами региона
предположительно повысится почти вдвое – с нынешних 25 до 35-40%.
Удельный же вес «моря» в грузопотоке сократится до 30-35 %.
Практически
параллельно визиту премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в Ереван, где
ранее планировалось проведение заседания Евразийского
межправительственного совета, 7 апреля в Баку состоялась встреча
министров иностранных дел Азербайджана, Ирана и России.
Главы
МИД договорились о комплексном изучении вопросов, связанных с
реализацией проекта создания транспортного коридора «Север - Юг»
соответствующими ведомствами трёх стран. Об этом сообщил Сергей Лавров
на пресс-конференции в Баку, отвечая на вопрос о возможности российских
инвестиций в проект строительства железной дороги Казвин – Решт (Иран) –
Астара (Азербайджан). Лавров отметил, что встреча была конструктивной и
успешной во всех сферах обсуждения, как экономических, так и
политических. По его словам, достигнута договорённость о совместной
работе министерств транспорта, таможенных, консульских служб по
продвижению транспортных проектов.
Азербайджанский
министр Эльмар Мамедъяров после трёхсторонней встречи отметил, что речь
идёт в основном о создании железнодорожной связи. 20 апреля иранская и
азербайджанская стороны обсудят ход строительства 8-километрового
железнодорожного моста в Астаре.
Другой
темой состоявшихся в Баку переговоров было строительство участка дороги
Решт – Астара. «Россия также заинтересована в этом проекте и предложила
провести встречу в Москве. Транспортный коридор представляет важность»,
– отметил Мамедьяров. По его словам,
в ходе встречи главной целью было обсуждение коридора «Север - Юг»: «В
19 веке этот коридор с Россией работал. В результате конфликта с
Арменией он прекратил свою деятельность. Мы думаем, возобновление работы
этого коридора важно для трёх стран».
Глава
МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф в свою очередь заявил, что стороны
согласовали сферы сотрудничества, в которых намереваются работать, и это
в первую очередь транзитный коридор. «Всё это приведёт к ускорению
процесса транзита из Азии в Европу», - отметил иранский министр.
Как
подчеркнула официальный представитель МИД России Мария Захарова, «в
нынешних обстоятельствах контакты в Баку с азербайджанскими коллегами
приобретают особую актуальность. Как и контакты на высоком уровне в то
же время в Ереване».
В
сфере торговли и транспортных коммуникаций вырисовывается перспектива
сопряжения сразу нескольких точек взаимодействия республик Закавказья
при самом активном участии России и Ирана. Это, безусловно, поможет
преодолению последствий военной эскалации в зоне карабахского
конфликта.
(1)
Товарооборот между Арменией и Россией вырос с $860 млн в 2010 году до
$1,4 млрд в 2014-м. Россия остаётся основным торгово-экономическим
партнёром Армении, её доля в товарообороте республики стабильно
составляет порядка 25%. На Россию приходится 14,6% армянского экспорта и
свыше 30% импорта республики. Несмотря на некоторое снижение в 2015
году стоимостных показателей российско-армянского товарооборота,
физические объёмы торговли демонстрируют рост.