Проект
«Северный поток–2» во второй половине вновь оказался в эпицентре
дискуссий. Правда, дискуссии эти носят заметный привкус дежавю. Вновь,
как и в конце 2015 года, в адрес руководящих органов Европейского союза
было направлено коллективное обращение с критикой проекта. Вновь
говорится о том, что сооружение нового газопровода из России в Германию
подрывает энергобезопасность Европы и ведет к геополитической
нестабильности.
Да
и подписанты письма все те же. Главы правительств Чехии, Эстонии,
Венгрии, Латвии, Польши, Словакии и Румынии, а также президент Литвы
убеждены, что газопровод «Северный поток-2» вызовет «потенциально
дестабилизирующие геополитические последствия» и «может представлять
определенные риски для энергетической безопасности Центральной и
Восточной Европы».
Агентство Рейтер, сообщившее об этом, утверждает, что аналогичную позицию занимает и Хорватия (на
территории которой ЕС с подачи США планирует запустить на полную
мощность пилотный проект терминала по приему сжиженного природного
газа). Якобы представители Загреба подписали одну из версий
коллективного письма, но следы хорватской подписи где-то затерялись.
Показательно,
что само письмо на имя председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера
датировано 7 марта, однако известно о нем стало лишь 16 марта, да и то
от журналистов. То есть демарш скрывался.
Техническую
подоплеку вопроса вполне объективно охарактеризовал в своем ответе на
коллективное письмо оператор проекта «Северный поток-2» компания Nord
Stream-2 AG. В заявлении пресс-службы компании подчеркивается,
что письмо главе Еврокомиссии «основано на ряде заблуждений и
утверждений, не выдерживающих объективной критики». По данным оператора
проекта, «энергопоставки в ЕС никогда еще не были более
диверсифицированы, чем сегодня», при этом «конкуренцию российскому газу
составляют множество международных поставщиков».
Согласно
объективным статистическим данным, за период с 1990 по 2014 год доля
России в общем объеме газа, импортируемого в Западную Европу,
сократилось почти вдвое. В результате на сегодняшний день российский газ
покрывает примерно 30% от общего потребления газа в Евросоюзе. Эти
данные, собственно говоря, признают и в Еврокомиссии.
То
есть говорить о монополизме российских поставок и исходящей в связи с
этим угрозе от России нет ни малейших оснований. Более того,
государства, в значительной мере зависящие от одного источника энергии,
только выиграют от сооружения нового газопровода, поскольку потребности в
газе неуклонно растут, в то время как резервы Северного моря снижаются.
При
этом кое в чем авторы коллективного письма на имя Жан-Клода Юнкера
правы. Например, в утверждении о том, что строительство новой ветки
«Северного потока» окажет сильное влияние на развитие газового рынка и
схему газового транзита в регионе, причем особенно на транзитный маршрут
через Украину.
И
выразится это влияние в устранении транзитных рисков, возникающих при
транспортировке газа через территорию страны, поражённой хронической
нестабильностью.
Разумеется,
подписанты новой версии прошлогоднего письма всё это прекрасно
понимают. И причину их повторного демарша надо искать в другом. Причина
кроется в нежелании лидеров государств Центральной и Восточной Европы
(ЦВЕ) допустить, чтобы ключевым распределителем российского газа стала
Германия.
Напомним,
что «Северный поток-2», проложенный по дну Балтийского моря, должен
увеличить объем поставок газа в Германию в два раза, до 110 млрд
кубометров газа в год. В консорциум по реализации проекта входят помимо
российского «Газпрома» немецкие компании E.ON и Wintershall,
англо-голландская Shell, австрийская OMV и французская ENGIE. При этом
именно Германия будет фактически контролировать дальнейшее распределение
газа, в том числе его возможную транспортировку до ключевого
центральноевропейского газораспределительного хаба в австрийском
Баумгартене.
Данное
обстоятельство и беспокоит лидеров государств ЦВЕ. Основания для
опасений у них имеются. Еще в конце 2013 года Еврокомиссия
засвидетельствовала «подозрительно высокий уровень» торгового профицита
Германии со странами региона. В частности, в сентябре того года, на пике
еврокризиса, данный показатель достиг рекордного уровня в 18,9 млрд
евро. По мнению Еврокомиссии, это произошло за счет искусственного
наращивания экспорта в условиях экономических проблем у основных
торговых партнеров Германии - стран Центральной и Восточной Европы. Как
заявил тогдашний глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, подобная
ситуация не помогает «восстанавливать сбалансированность экономики ЕС». С
тех пор ничего в этом плане принципиально не изменилось.
Более
того, отношения между Берлином и государствами ЦВЕ только осложнились –
главным образом из-за проблемы беженцев. По имеющейся информации,
обнародование нового письма с критикой Германии в связи с проектом
«Северный поток-2» было специально приурочено к саммиту ЕС - Турция, на
котором Брюссель под давлением Ангелы Меркель согласился на все условия
Анкары.
Геополитические
игры вокруг проекта газопровода из России в Германию, устраняющего
риски транзита газа через Украину, укреплению энергобезопасности
европейцев помочь не могут, тем не менее эти игры не прекращаются, а
становятся всё более острыми и многоплановыми.