Россия
и Азербайджан заключили новое соглашение о транспортировке каспийской
нефти по трубопроводу Баку – Новороссийск. Договор не является
новшеством в отношениях двух стран, но в нынешних условиях, когда
Азербайджан всё больше ощущает на себе последствия неблагоприятной
конъюнктуры сырьевых рынков и «правозащитные» наскоки Запада, заурядным
событием его тоже не назовёшь.
Северный
маршрут выхода азербайджанской нефти на внешние рынки ни теперь, ни
прежде не был для Азербайджана основным, а к началу текущего года поток
нефти из Баку в Новороссийск практически иссяк: в январе 2015-го из
российского порта было отгружено 169,5 тыс. тонн азербайджанской нефти, в
январе 2016-го – всего 258 тонн.
Львиная
доля вывозимой из Азербайджана нефти транспортируется по маршруту Баку –
Тбилиси – Джейхан (БТД). Так, за январь сего года в БТД было закачано
было 1,51 млн тонн. Ещё 254 тыс. тонн ушло по трубопроводу Баку – Супса
(Грузия). Однако конъюнктура рынков всё больше подталкивает Азербайджан
к реанимации старых и развитию новых связей в сфере ТЭК и с другими
партнёрами.
Затянувшийся
период дешёвой нефти самым чувствительным образом задел азербайджанскую
экономику. Примерно 40% ВВП страны и 95% её экспорта приходятся на
нефть и газ. Дефицит бюджета Азербайджана в конце 2015 года оценивается в
15% ВВП. Ожидается, что пик кризиса, связанный с обвалом цен на нефть,
придётся в Азербайджане на 2016 год (прогнозируется падение ВВП в
текущем году на уровне 3,3-3,5%). В прошлом году Азербайджан пережил две
значительные девальвации национальной валюты. К концу 2016 года
возможно падение ВВП на душу населения по сравнению с 2014 годом почти в
два раза: с $8 тыс. до $4,1 тыс. Инфляция при этом составит в 2016 году
15% против среднего уровня инфляции в 2012-2015 годах в 2%.
На
внутренние проблемы Азербайджана накладывается уход из нефтегазовой
сферы страны западных компаний. Американская Exxon South Caspian (ESC),
входящая в состав Exxon Corporation, в феврале объявила о закрытии
своего филиала в Азербайджане. В 1999 году ESC приобрела 15% долевого
участия в разработке морской перспективной структуры «Араз – Алов –
Шарг», расположенной в 180 км от Баку в Каспийском море. Раньше решение
свернуть свои проекты на азербайджанской части каспийского шельфа
приняли французская Total и норвежская Statoil. А остающаяся британская
BP, которая является оператором всех крупнейших нефтяных и газовых
проектов Азербайджана, стала явно злоупотреблять своим доминирующим
положением.
У
BP, похоже, наступила «передозировка» от выкачивания денег из
Азербайджана. До 90% всего экспорта республики, а с ним и главной статьи
пополнения местного бюджета формирует нефть и продукты её переработки. В
то же время 82% получаемых в этой сфере доходов приходится на одно
юридическое лицо – BP-Azerbaijan. Бакинские эксперты называют такие
кабальные условия разделения прибыли беспрецедентными в мировой
экономической практике.
Рано
или поздно нефть заканчивается. Экономисты говорят, что в Азербайджане
её запасы будут исчерпаны через 15-20 лет. Сейчас добыча этого сырья в
республике падает примерно на 2% каждый год. Азербайджанская нефтяная
отрасль, работая на пределе своих возможностей, даёт всего 800 тыс.
баррелей в сутки. Ещё в 2010 году этот показатель составлял 1,07 млн
баррелей.
Частично
выбывающие объёмы азербайджанской нефти удаётся компенсировать закачкой
в трубу Баку – Тбилиси - Джейхан казахстанского и туркменского топлива,
но решить таким образом все свои проблемы Баку не сможет. Перед
азербайджанским руководством встаёт задача развития несырьевой
составляющей экономики и поиска новых точек соприкосновения в отношениях
с Москвой и Тегераном.
В
результате визита президента Азербайджана Ильхама Алиева 23 февраля в
Тегеран две страны в ближайшее время возобновят нефтяной своп. Иран
будет импортировать каспийскую нефть соседа и отгружать эквивалентные
объёмы сырья от имени азербайджанского партнёра со своих южных
терминалов в Персидском заливе.
Порт
Нека на севере Ирана имеет достаточные возможности для импорта сырья не
только из Азербайджана, но также из Туркменистана, Казахстана и России.
С позиций сегодняшнего дня, когда Тегеран выводится из-под санкций
Запада, эта перспектива вполне реальна, как и возможности расширения
российско-азербайджанского нефтяного сотрудничества. От прежних жёстких
позиций в вопросе эксплуатации маршрута Баку – Новороссийск партнёры
отошли. Возобновление работы этого нефтепровода создаёт предпосылки
укрепления и российско-азербайджанских политических контактов.
По
возвращении из Ирана И.Алиев в течение двух дней дважды (25 и 26
февраля) говорил по телефону с В.Путиным. «Лидеры обменялись мнениями по
вопросам сирийского урегулирования, подчеркнув важность реализации
совместного заявления РФ и США о прекращении боевых действий в Сирии.
Продолжен обмен мнениями по актуальным вопросам сотрудничества, прежде
всего в торгово-экономической сфере», – говорилось в сообщении
пресс-службы Кремля.
Затем
последовали визиты в Баку вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина и
статс-секретаря – заместителя министра иностранных дел России Григория
Карасина. Судя по всему, между Москвой, Тегераном и Баку складывается
трёхсторонний формат обсуждения вопросов, представляющих взаимный
интерес.