Удастся ли российской компании зайти в Европу по дну Черного моря?
В среду, 24 февраля, «Газпром», итальянская Edison и греческая DEPA
подписали в Риме меморандум о поставках российского газа по дну Черного
моря через третьи страны в Грецию и далее в Италию. Что симптоматично,
накануне председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер встретился с
министром экономического развития Италии Федерики Гуиди, а на церемонии
подписания присутствовал генсек МИД Греции Гиоргос Ципрас.
Цель
меморандума — организовать южный маршрут поставок российского газа в
Европу. Для этого стороны намерены использовать результаты работ,
проведенных Edison и DEPA в рамках проекта ITGI Poseidon (Interconnector
Turkey — Greece — Italy), сообщил «Газпром».
«Возрождение
этого проекта усиливает энергетическую безопасность Европы благодаря
появлению дополнительного канала поставок, и повышает роль Греции как
крупного коридора для поставок газа из различных источников и
маршрутов», — заявил главный исполнительный директор DEPA Теодорос
Китсакос.
Напомним, что «Посейдон» (Poseidon) — это морская
часть проекта ITGI, из Турции через Грецию в Италию по дну Ионического
моря. Соглашение о строительстве подводного газопровода стороны, включая
Болгарию, подписали еще в 2002 году, но до реализации дело так и не
дошло. Предполагалось, что «нитка» протянется от греческого
Ставролиминаса до итальянского Отранто. Стоимость всего проекта
оценивалась в 2008 году в € 1 млрд, а строительство его морского участка
— в € 350 млн.
В теории, сегодня «Посейдон» может быть
продолжением как «Турецкого потока», так и «Южного». В свое время
«Газпром» последовательно обсуждал строительство двух этих газопроводов
мощностью по 63 млрд кубометров в год каждый, чтобы отказаться от
транзита через Украину. Однако в итоге оба проекта были заморожены.
«Южный поток» — из-за противодействия европейских стран. «Турецкий
поток» — из-за сбитого ВВС Турции российского Су-24М.
После
этого «Газпром» начал переговоры по «Северному потоку-2» мощностью 55
млрд кубометров с североевропейскими странами, и привлек в консорциум
BASF, E. On, Engie, OMV и Shell.
Возможно, именно это толкает
теперь южноевропейские страны пересмотреть позиции, и все-таки решиться
на строительство газопровода. В начале января 2016 года в прессе
появились слухи о возможном возобновлении «Южного потока». О таких
планах, как писала болгарская газета Standart, премьер-министр Болгарии
Бойко Борисов якобы рассказал своему окружению. Однако официально в
правительстве республики эту информацию не подтвердили.
Что стоит за инициативой «Газпрома», удастся ли реализовать проект газопровода в Южную Европу по дну Черного моря?
— О южном маршруте поставок российского газа вновь заговорили,
поскольку проблема снабжения Турции и Балкан в обход Украины никуда не
делась, — отмечает
директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
— С помощью «Северного потока-2» можно легко решить проблему поставок в
Италию. В этом случае достаточно завести газ в Австрию, а дальше
имеется действующая «труба», по которой «голубое топливо» можно
переправить на Апеннинский полуостров. С Турцией и Балканами вопрос
решить сложнее — тут в любом случае необходимо строить дополнительные
газопроводы.
В Турцию, напомню, российский газ идет по двум
маршрутам: напрямую по газопроводу «Голубой поток» по дну Черного моря
(его мощность 16 млрд кубометров в год), и по Трансбалканскому
газопроводу — через Украину, Румынию и Болгарию. Этот второй маршрут и
является проблемным, если мы намерены отказываться от украинского
транзита.
Именно на разруливание вопросов поставок в Турцию и
на Балканы в первую очередь направлен меморандум «Газпрома», Edison и
DEPA.
При этом стороны решили предусмотреть и дополнительную
возможность поставок газа в Южную Италию. Туда сейчас, напомню, идут
поставки газа из Ливии, но они не слишком стабильны. К тому же никто не
может поручиться, что будет с Ливией через 5−10 лет. Итальянцы уже
подписали газовое соглашение с Азербайджаном, но, видимо, хотят
подстраховаться еще и российским «голубым топливом».
Впрочем, надо понимать: меморандум — всего лишь декларация о намерениях, а не обязательное к исполнению решение.
—
Как конкретно может выглядеть южный маршрут поставок?
— Имеется всего три страны, через которые «Газпром» может зайти в Южную
Европу через Черное море. Это Турция, Болгария и Румыния. На мой
взгляд, на сегодня наиболее проработан болгарский вариант: там определен
конкретный маршрут, поэтому газопровод можно начинать строить в любой
момент.
Но, как мы прекрасно помним, в декабре 2014 год Москва
отказалась от строительства"Южного потока" через территорию Болгарии.
Это произошло после того, как правительство Болгарии под руководством
Пламена Орешарски постановило прекратить работу над проектом в июне
2014 года. Такое решение София объяснила несоответствием проекта
требованиям Еврокомиссии.
Возможно, сейчас ситуация изменилась —
например, Италия сможет лучше отстаивать свои права, и тогда у
«Газпрома» есть шансы. Если же нет — болгары ясно показали, что в
принципе не способны постоять за себя. Потому надеяться на них не имеет
смысла. Да, если Еврокомиссия — а еще лучше США — разрешат болгарам
принять российский газ, они с радостью ухватятся за эту возможность. Но
пока ничего не указывает, что они такое разрешение получат.
Есть, правда, вариант, альтернативный черноморскому: решить проблему
Украины, и оставить украинский транзит. Это возможно, если обстановка в
«незалежной» стабилизируется, а ее ГТС будет владеть и управлять
международный газовый консорциум. Но пока, понятно, на Украине такого и
близко нет.
—
Значит ли это, что мы можем вернуться к «Турецкому потоку»?
— С турками ситуация складывается интересная. Турция, напомню, второй
по объемам покупатель российского газа после Германии. Причем, даже
после инцидента с Су-24М, после резкого охлаждения российско-турецких
отношений и недружественной риторикой с обеих сторон, российский газ в
Турцию продолжает поступать без перебоев. С Анкарой у «Газпрома»
подписаны долгосрочные контракты, которые мы просто обязаны выполнять.
Поэтому, если мы отказываемся от украинского транзита, нам нужно решать и
проблему выпадающих турецких поставок — все-таки строить газопровод в
Турцию.
С другой стороны, геополитический расклад сил меняется —
дело дошло уже до временного перемирия в Сирии. Возможно, и наши
отношения с турками в перспективе выправятся настолько, что возвращение к
«Турецкому потоку» станет возможным.
Скажу больше: «Турецкий
поток» на две трети состоит из «Южного потока», ответвление которого
идет не на Болгарию, а налево, в сторону Турции. Это значит, при желании
можно будет построить два газопровода: и в Турцию, и в Болгарию.
—
Когда станет понятно, по каким маршрутам мы будем поставлять газ в Европу?
— Думаю, сейчас этого никто точно не знает. У России есть желание
обеспечить европейские поставки, у Турции и Южной Европы — объективные
потребности в газе. Но, с другой стороны, имеется масса заинтересованных
игроков как в ЕС, так и в США, которые мешают реализации газовых
проектов. Точно можно сказать одно: какой-то из южных газопроводов
«Газпром» наверняка построит…
— «Газпром» решает задачу, что называется, с хвоста, — отмечает
руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
— Концерн подписанием меморандума подал сигнал, что готов поставлять
газ в Италию и Грецию, и что первичные транзитеры — Болгария и Турция —
должны обратить внимание: черноморский проект заморожен, но может быть
снова актуализирован. В конце концов, турецкий президент Реджеп Тайип
Эрдоган не вечен, и если политический курс Турции поменяется, вполне
возможно, мы сможем начать реализацию «Турецкого потока».
«Газпром» в меморандуме обрисовывает стратегические цели и дает
стратегические наметки. Из них, в частности, следует, что в целом курс
«Газпрома» остается неизменным, и он намерен обходить Украину — как с
севера, так и с юга.
Да, по «Северному потоку-2» на сегодня
наблюдаются большие подвижки, чем по южному направлению. Но зато на
южном направлении имеется отправная инфраструктура: в Краснодарском
крае, например, ждут своего часа японские трубы, предназначенные для
глубоководной части газопровода. Это говорит о том, что «Южный поток» —
проект далеко не сырой, и что «Газпром» настроен на его реализацию в
перспективе.
С другой стороны, российский концерн смягчил
позицию по украинскому маршруту. Как следует из последних заявлений
«Газпрома», Украина и после 2019 года сохранится как транзитер, несмотря
на политические разногласия Москвы и Киева.
На мой взгляд, это
прагматичное решение. Дело в том, что в нынешней экономической ситуации
просто нет смысла в форсированном строительстве новых магистральных
газопроводов.
Изначально при расчете экономической
эффективности и «Южного потока», и «Турецкого потока», закладывалась
высокая цена газа — свыше $ 400 за тысячу кубометров. Но с тех пор цены
на «голубое топливо» существенно упали, вслед за нефтяными котировками, и
в 2016 году «Газпром» хотел бы получать с европейских покупателей всего
$ 180 за тысячу «кубов». Такая неблагоприятная конъюнктура сильно
удлиняет сроки окупаемости магистральных газопроводов, что «Газпрому»
совершенно не на руку.
Думаю, российский концерн в любом случае
сначала дождется роста цен на «голубое топливо», и только потом будет
строить новые газопроводы, в том числе в Южную Европу…