Открывающийся
16 февраля 2016 года авиасалон в Сингапуре — идеальная тестовая
площадка для российского производителя, с одной стороны — конкурентная, с
другой — хорошо знакомая. Эксперимент обещает быть интересным: глубокая
девальвация рубля и заметно усилившаяся за последние полгода репутация
дают уникальное сочетание возможностей.
Рынок «Сухого»
Около
400 истребителей семейства Су-27/30, поставленных в Юго-Восточную Азию в
1990-2010-х годах, сами по себе формируют новый облик местного рынка
боевой авиации. Это основа первой линии ВВС Китая, Индии, Индонезии,
Малайзии, Вьетнама. При этом если для Китая и Вьетнама Су-27, а затем и
Су-30 были практически безальтернативными, то у остальных выбор был куда
шире.
Влияние Су-27 и его вариантов трудно переоценить.
Благодаря им ВВС стран региона приобрели совершенно новые возможности.
Прежде всего это касается дальности действия. Боевым радиусом в полторы и
более тысячи километров без дозаправки и подвесных топливных баков не
может похвастаться ни один из конкурентов, включая одноклассников —
F/А-18Е/F, которыми в регионе, помимо регулярно «пасущихся» в местных
водах авианосцев ВМС США, вооружены австралийцы, и F-15 ВВС Японии,
Южной Кореи и Сингапура.
Впрочем, к концу 2000-х российские
машины начали утрачивать ранее довольно заметное ценовое преимущество.
Стоимость одного Су-30МКИ для ВВС Индии с учетом всех дополнительных
соглашений и услуг перевалила за 100 миллионов долларов, а это заметно
дороже «Супер Хорнета». Для повышения интереса к платформе требовалось
нечто новое, и на рынок вышел Су-35 — глубоко модернизированная версия
истребителя, в которой используется оборудование, разработанное в рамках
проекта по машине следующего (пятого) поколения. В свою очередь,
девальвация рубля и эту машину, и предшествующие версии истребителей
«Сухого» заметно удешевила, а практическая демонстрация боевых качеств
российских самолетов в Сирии добавила недостающую строку в «послужной
список».
На Су-35 уже есть покупатели. Китай возьмет 24,
Индонезия — 10 истребителей с возможным дальнейшим увеличением поставок.
Не исключено и продолжение «индийского сериала» с Су-30. Требование
сформировать к 2020 году 52 эскадрильи в составе индийских ВВС
по-прежнему в силе. После провальной истории с тендером MMRCA, когда
есть сомнения в поставках даже 36 «Рафалей», на которые вроде бы
подписан контракт (изначально планировалось закупить 126 машин), весьма
вероятно подписание допсоглашения о поставках еще 30-40 Су-30МКИ со
сборкой по лицензии в Индии.
Еще больше самолетов
Наращивание
численности ВВС вообще — одна из ключевых региональных тенденций. В
списке обладателей крупнейших ВВС страны Азии в последние два
десятилетия практически полностью вытеснили из первой десятки
европейские государства.
Авиасалон в Сингапуре
Фото: Joseph Nair / AP
В
топ-10 осталась только одна страна Евросоюза — Франция, занимающая 7-е
место с 1 282 пилотируемыми летательными аппаратами военного назначения
всех типов. Лидируют традиционно США с парком самолетов и вертолетов
военного назначения в 13 717 единиц, на втором — Россия (3 547), на
третьем — Китай (2 942). А следом — азиатские государства (и
вклинившиеся в их ряды Египет с Францией).
В первой десятке
государств с наиболее крупным парком именно боевых самолетов стран
Евросоюза нет вообще. Первая тройка та же: США (2 785 машин), Китай (1
528) и Россия (1 432). Далее в топ-10 — только азиатские государства и
примкнувший к ним Египет. Удивляться этому не приходится — военные
возможности определяются экономическими, а центр мирового экономического
роста достаточно давно переместился на Восток.
Понятно, что
состояние европейской авиации Россию интересует лишь с точки зрения
военного потенциала НАТО. Спроса на отечественные боевые машины в Европе
никто не ждет, да и гражданские перспективы крайне туманны. Что же
касается других частей света, то, помимо АТР, где, кроме Китая,
Индонезии и Индии, не стоит исключать новых контрактов с Вьетнамом и
Малайзией, наиболее перспективно выглядит Ближний Восток — в первую
очередь Иран и Северная Африка. Можно отметить уже заключенный контракт
на поставку МиГ-29 в Египет, но, учитывая заинтересованность этой страны
в возобновлении туристического потока из России, вероятен успех в
переговорах и по другим видам техники, в том числе и по гражданским
самолетам.
Гражданскую авиацию Россия планирует поставлять и в
страны АТР. По прогнозам Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК),
до 2030 года в регионе предполагается сбыть не менее 150 самолетов
SSJ-100 в базовой версии и версии SV (с увеличенной длиной и
пассажировместимостью). Хотя, судя по всему, громких контрактов в этой
сфере на Singapore Air Show-2016 не будет.
Летающие парты
Еще
одна потенциальная точка роста принадлежит сектору учебных машин.
Реактивный Як-130 уже пользуется спросом, а на сингапурском шоу публике
продемонстрируют модель нового поршневого учебного самолета Як-152,
предназначенного для первоначальной подготовки летчиков. В идеале Як-152
и 130 позволят выстраивать полный цикл подготовки пилотов практически
для всех существующих машин четвертого поколения, как отечественных, так
и зарубежных.
Учебно-боевой самолет Як-130
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости
В
регионе первым обладателем Як-130 стал Бангладеш, получающий эти машины
с 2015 года. Преимущество Як-130, особенно в странах третьего мира, —
способность выполнять боевые задачи и сокращение его цены в силу уже
упомянутых экономических процессов — должно поспособствовать переходу
некоторых ведущихся переговоров из стадии обсуждения взаимного интереса к
этапу выработки конкретных условий контракта.
***
Сингапур не
обещает рекордных объемов сделок и прорывных контрактов для российского
авиапрома. Прорывы и успехи традиционно большей частью «резервируются»
за домашними салонами МАКС, а также индийскими и китайскими форумами.
Однако сама по себе выставка в одной из самых развитых стран АТР
позволяет напрямую оценить привлекательность российских вариантов на
фоне основных соперников по рынку, причем там, где российские боевые
самолеты уже надежно завоевали место под солнцем.