Для России важно четко понимать
реальный расклад сил и при внешнем сохранении равноправия и игры с
«нулевой суммой» постараться избежать постепенного превращения себя в
младшего партнера
Географическое
положение территории России, занимающей пространство на путях
транзитных потоков из Европы в Азию и обратно, обусловило важнейшую
задачу развития транспортной системы страны как звена межконтинентальной
транспортной системы. Это геополитическое обстоятельство необходимо
особенно учитывать при прогнозировании развития международных
транспортных коридоров в целях повышения привлекательности и
конкурентоспособности новой транспортной системы. В условиях
усиливающихся интеграционных процессов, всесторонне охвативших мировую
экономику, понятие транспортного коридора приобрело конкретный и
законченный смысл: как направление устойчивого грузопотока внутри
континентов или отдельных стран, как зона концентрации различных видов
транспорта и комплексного развития транспортной инфраструктуры.
Все
более заметными становятся попытки центров силы изолировать Россию от
динамично формирующихся грузовых и транспортных потоков мировой
экономики, стремление ряда государств усилить свое влияние на мировую
политику.
В соответствии с
Транспортной стратегией России до 2030 года, в которой транспортная
сфера определяется как приоритетная точка роста национальной экономики,
одним из перспективных путей реализации этой инициативы является
интеграция транспортной системы России в евразийское транспортное
пространство. Применительно к транспортной политике задача заключается в
том, чтобы определить место и роль России в постбиполярной системе
международных отношений, осознать и сформулировать ее национальные
интересы и последовательно реализовывать и защищать эти интересы на
международной арене, в том числе в пространстве коммуникаций, в котором,
наряду с глобальными информационными, финансовыми,
телекоммуникационными, разведывательными и военными системами, значимое
место занимает транспорт.
В этой связи
необходимо выделить ряд внешних и внутренних вызовов и угроз, без
нивелирования которых реализация Транспортной стратегии РФ будет
затруднена или отложена. Во-первых, возрастающая конкуренция. Все более
заметными становятся попытки центров силы изолировать Россию от
динамично формирующихся грузовых и транспортных потоков мировой
экономики, стремление ряда государств усилить свое влияние на мировую
политику. Роль транспортного развития в этом отношении трудно
переоценить. Мировая торговля формирует постоянно растущие потоки
капиталов, товаров и рабочей силы между странами, регионами и
континентами, при этом международные перевозки обслуживают национальные
перевозчики различных стран, использующие для этого свой подвижной
состав, транспортные сети и транспортные узлы. В результате транспортная
среда в глобальном масштабе обретает свои национальные и региональные
особенности, выступает объектом и одновременно инструментом
экономического и политического влияния.
Особенно сложным в
этом отношении является южное направление. Во второй половине декабря
2012 года в Азербайджане, Грузии, Казахстане и Турции вступило в
действие соглашение по транспортному коридору Европа - Кавказ - Азия.
Документ предусматривает согласованные транзитные тарифы на данном
маршруте, которые, как предполагается, будут ниже транзитных расценок в
РФ минимум на 10-13%. Транспортный коридор пройдет через территорию
Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции, в обход России. По такому же
маршруту пройдут газопроводы из Азербайджана и Средней Азии в Европу.
Россия в евроазиатском
направлении противопоставляет давно известный коридор Север - Юг.
Коридор опирается на мощную и разветвленную сеть транспортных
коммуникаций России, Ирана, Индии и других стран. Использование данного
маршрута доставки транзитных грузов из стран Тихого океана и Персидского
залива через Иран, Каспийский регион, Россию и далее в страны Восточной
и Западной Европы позволяет втрое укоротить существующий маршрут того
же назначения через Суэцкий канал.
Во-вторых, это
замедленные темпы реализации экономических и социальных реформ,
проводимых в стране, их недостаточная эффективность и неподготовленность
регионов к выполнению крупномасштабных задач, связанных с
территориальным планированием, прежде всего на уровне территориальной
организации страны и чрезвычайной сложности управления необъятными
пространствами регионов.
На
российской стороне часть нового транспортного коридора совпадает с
исторически сложившимся веками маршрутом - Северным шелковым путем.
В-третьих: особенности
транспортной системы (ТС), а именно: большая инерционность ТС, высокая
капиталоемкость, продолжительные сроки строительства и реконструкции
крупных транспортных объектов, продолжительными сроками создания новых
типов технических средств и т. п. В данном контексте только опережающее
развитие может стать залогом успешной реализации национальных интересов в
сфере международных транспортных коммуникаций.
В контексте развития
МТК на евразийском пространстве необходимо отметить ряд позитивных
событий. Во-первых, в 2014 году было подписано межправительственное
Соглашение государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о
создании благоприятных условий для международных автомобильных
перевозок, которое будет содействовать развитию торгово-экономического
сотрудничества между странами региона. Современный МТК Западная Европа -
Западный Китай, который начинается в Шанхае, проходит по теперь уже
единой с таможенной точки зрения территории Казахстана и России и
заканчивается в Санкт-Петербурге, в полной мере соответствует понятию
МТК в новом прочтении. Речь идет уже не просто о перевозке и доставке
грузов по назначению, а об одном из аспектов евразийской интеграции. На
российской стороне часть нового транспортного коридора совпадает с
исторически сложившимся веками маршрутом - Северным шелковым путем.
Старые дороги сейчас активно расширяются и доводятся до современного
уровня безопасности, комфорта и т. д. В настоящий момент активно ведутся
работы на участках автострады по территории Башкортостана и Татарстана.
Во-вторых,
формирование территории Единого экономического пространства, включающего
Россию, Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию, которую можно
рассматривать как общую территорию для транспортных коридоров.
В-третьих, активизация
российско-китайского взаимодействия в транспортной сфере. Китай в
последнее время неоднократно высказал заинтересованность в
сотрудничестве с Россией в вопросах транспортной политики. За последние
годы объем китайских инвестиций в России вырос в четыре раза. Учитывая
соглашения по итогам визита Си Цзиньпина 8-10 мая 2015 года, а также
планы по развитию ЕАЭС и проекта «Один пояс, один путь», в Москве
надеются на ускорение темпов сотрудничества в финансово-инвестиционной
сфере. Это позволит преодолеть последствия санкционной блокады
российского финансового сектора со стороны Запада.
Знаковым событием
стало совместное заявление РФ и КНР о сопряжении строительства
Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути в
мае 2015 года. В подписанном 8 мая заявлении стороны заявили о
готовности «предпринимать согласованные усилия по взаимному сопряжению
процессов строительства ЕАЭС и ЭПШП», придерживаясь «принципов
транспарентности, взаимного уважения, равноправия, взаимодополняемости
различных интеграционных механизмов». В документе указывается на
Шанхайскую организацию сотрудничества как координационную площадку для
диалога двух инициатив, а также говорится о «рассмотрение долгосрочной
цели по продвижению к зоне свободной торговли между ЕАЭС и Китаем».
Для России важно четко
понимать реальный расклад сил и при внешнем сохранении равноправия и
игры с «нулевой суммой» постараться избежать постепенного превращения
себя в младшего партнера.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1900
Рейтинг поста:
Пока эти слова не будут сидеть "зарубкой" в голове каждого, кто стремиться рулить этой страной, до тех пор Россия, будет ходить вечно с протянутой рукой.
Просто надо однажды в полной мере осознать, что с наличием такого количества часовых поясов, множество различных регионов, обладающих различными природными ресурсами, предоставляют этой стране уникальную возможность в полной мере быть "са-мо-дос-та-то-ч-ной", то уникальной возможности, чего нет ни в одной стране Мира.
Соответственно, как только те кто рвётся к тому, чтобы рулить страной, начнут делать ставку именно на принцип "абсолютной самодостаточности", друзей у России, появится выше крыши ибо от такой "всемирной кормушки", отказываются только дураки. И не Россия, будет искать себе друзей, а её будут искать многие
Поэтому Россия, для мирового олигархата всегда будет, как "красная тряпка" для быка и её всегда будут стремится разрушить, и если не получается в лоб (посредством мировых войн), то другой вариант это изнутри, делая ставку на малодушных, что сегодня и происходит к сожалению. И роздыху для этой страны осталось на один вздох и то судя по нонешним поколениям этот вздох будет со скрипом.
Поэтому и нужна "чистка мозгов" по изначальным религиозным канонам. По другому не вырулить, слишком мозги у многих взлахмачены.
--------------------