Двухдневный
визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Ашхабад,
завершившийся 28 января, имеет, безусловно, политический характер,
однако газовая составляющая двусторонних отношений и в этот раз наложила
отпечаток на характер переговоров.
В
начале января 2016 года «Газпром» остановил закупки газа у Туркмении, а
затем и вовсе разорвал 25-летний контракт с «Туркменгазом» от 2003
года. Прекращение закупок туркменского газа «Газпромом» стало крайне
неприятной новостью для туркменских властей, хотя всё к тому шло уже не
первый год. После безуспешных переговоров с туркменскими партнерами о
снижении цены «Газпром» сначала резко уменьшил объёмы закупок (с 10
млрд. куб. м в 2014 году до 3,1 млрд. в 2015-м), затем пошёл на
беспрецедентно резкие меры, надеясь, что разрыв контракта может больше
повлиять на позицию Туркмении, чем разбирательства в арбитраже.
В
принципе, реакции Ашхабада удалось добиться почти сразу. Это и
приглашение президенту В. Путину посетить Туркменистан, и визит министра
иностранных дел РФ. Кстати, в ходе визита С. Лаврова туркменский
президент Г. Бердымухамедов возобновил приглашение В.Путину приехать в
Туркменистан. Не исключено, что настойчивость туркменской стороны
объясняется стремлением перевести переговоры по цене на газ на высший
уровень, что, как показывает пример российско-китайских отношений в этой
сфере, иногда оказывается более эффективным. В случае с Туркменистаном,
однако, есть своя специфика.
Коммерческая
реальность сегодня такова, что для «Газпрома» приемлемый уровень цен на
туркменский газ – ниже $80 за 1 тыс. куб. м. Туркменская сторона
настаивает на сохранении цены в $240. Снизить цены в три раза не решится
ни один руководитель «Туркменгаза», поскольку это может стоить ему
головы. Значит, требуется политическое решение высшего уровня.
Другой
непростой вопрос – объёмы поставок. С этой точки зрения «Газпрому»
требуется примерно 4-5 млрд. куб. м в год, чтобы снабжать южный
Казахстан и Киргизию. Если не получится организовать своп-операции с
участием Ирана для дальнейшей поставки газа в страны Южной Азии и
Ближнего Востока, то потребности «Газпрома» в туркменском газе при
огромном профиците собственного российского – минимальны.
А
вот для Туркменистана поставки в Россию – вопрос с финансовой точки
зрения принципиальный. Фактически только российский монополист оплачивал
получаемый из Туркменистана газ живыми деньгами. Несмотря на кажущуюся
активную газовую торговлю (экспорт в Китай и Иран), Туркменистан
практически не получает валюты за своё топливо. Низкий уровень поставок в
Китай (по сравнению с мощностями по транспортировке) объясняется
слишком низкими ценами, которые удалось согласовать с китайцами. При
этом подавляющая часть газа идет в счёт кредитов и других
задолженностей. Помимо этого растёт доля газа, добываемого китайскими
компаниями на территории Туркменистана, и здесь значительная часть
экспортной прибыли уже является китайской.
Не
лучше обстоят дела и в торговле с Ираном. Как сообщали СМИ, в 2015 году
Тегеран задолжал Туркменистану за поставленный газ около $1 млрд. и не
готов расплачиваться «живыми деньгами». Иранская сторона предлагает
Ашхабаду расплатиться продукцией собственного производства. При этом
объемы поставок туркменского газа в Иран ежегодно являются предметом
торга, так как Иран, продолжающий газификацию страны, всё меньше
нуждается в газе из Туркмении.
Компромисс
с «Газпромом» туркменским властям нужен, прежде всего, в связи с
обострением экономической ситуации. 12 января Центробанк Туркмении
предписал банкам страны прекратить для населения конвертацию маната в
иностранную валюту на наличном валютном рынке. Ранее, в декабре, был
введен лимит валютно-обменных операций для частных лиц на уровне $1 тыс.
в месяц.
Таким
образом, на сегодня Туркменистан располагает одним реально действующим
экспортным каналом – на Китай, однако валютный эффект от него
минимальный. Кроме того, помимо присущих всем странам Центральной Азии
социально-экономических проблем, ухудшение состояния экономики
происходит на фоне резкого обострения ситуации на южных границах
Туркменистана. Крайнюю озабоченность вызывает ситуация на
туркменско-афганской границе. Положение там тяжёлое. Через границу в
страну уже проникают боевики «Исламского государства» (ИГ).
В
Москве понимают, что дестабилизация обстановки в Туркменистане в
приграничных с Афганистаном районах (в частности, неспокойно в
Марыйском велаяте, куда нелегально поступает оружие из афганского
Герата) чревата общей дестабилизацией в странах Центральной Азии. Пока
что туркменские власти отказываются от помощи России или ОДКБ в защите
собственных границ, но в условиях усиления давления на этих границах со
стороны ИГ и в условиях падения доходов бюджета страны ситуация может
измениться. Закрытие границ – операция весьма дорогостоящая. Поэтому
возвращение реальных денежных платежей «Газпрома» становится одной из
важнейших задач туркменского руководства.
Большие
сомнения в том, что Туркменистану удастся в одиночку справиться с
проблемами терроризма на своих границах, остаются. И хотя внешне
экономические отношения между Москвой и Ашхабадом всё больше смещаются в
политическую (или военно-политическую) область, говорить, что экономика
отошла на второй план, преждевременно. От возобновления газового
сотрудничества двух стран во многом будет зависеть и стабилизация
ситуации на южных рубежах СНГ. Вопрос только в том, на каких условиях
это сотрудничество целесообразно восстанавливать.