Уже
10 февраля Еврокомиссия намерена опубликовать важный документ –
«Стратегию по сжиженному природному газу» (СПГ). Согласно имеющейся
информации, он призван стать пропагандистско-идеологической основой для
наращивания усилий Европейского союза по «выдавливанию» России с
энергетических рынков Европы. В частности, эксперты, готовившие «Стратегию», оценивают рост предложения СПГ на мировом рынке на ближайшие годы в 50%.
Тем не менее, вышеуказанный документ не отвечает на целый ряд
ключевых вопросов. Прежде всего, эксперты Еврокомиссии отказались от
оценки степени надежности поставок СПГ в Европу, а также от анализа
нынешней и перспективной цены на данный вид топлива. И это не случайно.
По обоим показателям СПГ значительно уступает трубопроводному газу,
поставляемому в европейские страны Россией. Кроме того, авторы документа
констатируют, что в настоящее время страны Центральной и Восточной
Европы не имеют доступа к СПГ, и потому «серьезно зависят от
единственного поставщика» - имеется в виду Россия. Соответственно в
качестве цели объявлена необходимость сооружения приемных терминалов СПГ
и газопроводов к ним с тем, чтобы каждая страна-член Евросоюза имела
либо прямой доступ к СПГ, либо опосредованно – через доступ к ближайшим
газовым хабам.
Задача действительно масштабная – однако уже имеющийся опыт подобного
строительства не позволяет оценить перспективы ее эффективного решения
как благоприятные. Еще в июле 2015 года вышеуказанные вопросы
поднимались на состоявшейся в хорватском городе Дубровник энергетической
конференции, прошедшей под эгидой Евросоюза. Ее участники -
представители Еврокомиссии, Австрии, Болгарии, Хорватии, Греции,
Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Словении, Албании, Македонии, Сербии
и Украины – подписали специальный меморандум об интеграции газового
рынка и диверсификации источников поставки газа.
Документ предусматривал, что государства-подписанты должны ускорить
темп строительства недостающих звеньев газовой инфраструктуры, а также
оптимизировать использование существующих. Но что характерно - в
Еврокомиссии сразу же подчеркнули, что все страны-участницы меморандума
будут самостоятельно финансировать реализацию газовых проектов.
Центральным же звеном создаваемой структуры должен стать терминал по
приему сжиженного природного газа (СПГ) в Хорватии. Его строительство
планируется начать в середине текущего года. «Этот проект важен как на
уровне Европы, так и на региональном уровне. Я думаю, Хорватия может
стать важным газовым хабом для этого региона, для Европы. Она может
стать очень важным региональным игроком в сфере энергобезопасности» -
заявил тогда вице-президент Еврокомиссии по Энергосоюзу словак Марош
Шефчович.
Однако главным инициатором проекта СПГ- терминала в Хорватии
является не Шефчович и даже не столь же горячо поддержавший его
еврокомиссар по энергетике Мигель Ариас Каньете. По имеющейся
информации, лоббирует сооружение терминала специальный посланник и
координатор по международным энергетическим вопросам в Госдепартаменте
США Амос Хокстайн.
Еще за полгода до подписания «газового меморандума» в Дубровнике
Хокстайн пообещал на заседании входящего в структуру Атлантического
совета Глобального энергетического центра, что терминал на хорватском
острове Крк станет «ключевым узлом» в будущей региональной
газотранспортной системе, способной объединить не только Хорватию и
Словению, но также Сербию, Венгрию и даже Украину. (vecernji.hr).
Тому же Хокстайну принадлежит еще одно показательное заявление,
показывающее роль США в дискуссиях вокруг обеспечения энергобезопасности
Европы: «Американская индустрия «активно вовлечена в европейскую
экономику, наш экспорт СПГ начнется в конце 2015 года - начале 2016
года, поэтому мы будем оказывать влияние на этот рынок». (rbc.ru)
Стоит напомнить, что именно госдепартамент США в 2007 году
обнародовал «Стратегический план на 2007–2012 финансовые годы», в
котором впервые провозгласил приоритетной задачей противодействие
«негативному поведению» России, в том числе ее растущему влиянию на
мировом энергетическом рынке. Одной из главных задач правительства США данный план объявил «не допустить энергетического союза России и Европы». С
этой целью было предложено сооружение нефте- и газопроводов из
прикаспийского и среднеазиатского регионов в Западную Европу в обход
России, при одновременном противодействии политическими,
финансово-экономическими и другими имеющимися в распоряжении США
методами реализации российских проектов транспортировки энергоресурсов
через Балканский полуостров.
Теперь к вопросу об эффективности нынешних проектов в сфере СПГ и
финансовой стороне расчетов Еврокомиссии. Еще в начале 2000-х годов
хорватские и международные эксперты досконально проанализировали
стоимость проекта сооружения СПГ-терминала на острове Крк и признали
данный проект нерентабельным по причине дороговизны самого сжиженного
природного газа – поставляемого, а частности, из США, - а также высокой
стоимости транспортных расходов. После вступления Хорватии в ЕС в 2013
году эксперты Еврокомиссии и специализированных финансовых фондов ЕС
провели еще одну экспертизу проекта и вновь вынесли вердикт о его
неэффективности и низкой конкурентоспособности в сравнении с российскими
трубопроводными маршрутами. По данным хорватских источников, в
2014 году Еврокомиссия специально выделила из фонда ЕС под названием
«Инструмент для объединения Европы» (CEF) 4,9 млн евро для проведения
исследования на предмет возможности и рентабельности сооружения
терминала. Результаты оказались отрицательными.
Однако после вмешательства США проект сразу же оказался для
Еврокомиссии не только рентабельным, но и ключевым для обеспечения
энергобезопасности всей Европы. Для этого, правда, потребовалось
проведение еще одной экспертизы – в июле 2015 года (аккурат под «газовую
конференцию» в Дубровнике). Ее проведение было поручено хорватской
компании LNG Hrvatska d.o.o., которая, по имеющейся информации, тесно
связана с финансово-политическими кругами США. (vecernji.hr)
Как указывает хорватская газета Jutarnji list. госдепартамент США
«решил помочь» правительству Хорватии в реализации проекта сооружения
терминала и для этого «оказал нажим на Еврокомиссию, чтобы заставить ее
принять участие в финансировании проекта из собственных фондов». «Нажим
увенчался успехом», - сделало вывод издание. (jutarnji.hr)
Такова фактическая сторона реализации проектов по снабжению Европы
сжиженным природным газом. В настоящее время, согласно оценкам
независимых экспертов, уровень загрузки приемных терминалов СПГ в Европе
составляет около 30% - что делает данный бизнес неэффективным с точки
зрения привлечения инвестиций. (vz.ru)
И это притом, что в перспективе зависимость ЕС от внешних источников
энергосырья будет только возрастать и к 2030 году может достичь по газу
81%.
Следует также учитывать, что в настоящее время под угрозой срыва
оказался выход на европейские рынки сжиженного природного газа из США по
причине опять-таки высокой стоимости его транспортировки – превышающей
аналогичные показатели для российского трубопроводного газа. (aif.ru)
Кроме того, кризисные явления нарастают в американской сланцевой
отрасли. Две крупнейшие сланцевые компании США - Continental Resources и
Hess Corp. – уже объявили о значительном сокращении капиталовложений в
этом году из-за обвала цен на «черное золото». Базирующаяся в штате
Оклахома Continental Resources урежет свою инвестиционную программу в
2016 году на две трети — до 920 млн долларов (при том, что в 2015-м
капитальные затраты уже были снижены на 46%). А располагающая
штаб-квартирой в Нью-Йорке Hess Corp. должна снизить объем
капиталовложений на 40% после сокращения на 29% годом ранее. По данным
лондонской газеты The Financial Times, обе компании также пересмотрели в
сторону понижения прогнозы добычи нефти и газа.
По свидетельству американского издания The Foreigh
Policy, ситуация, складывающаяся на европейских газовых рынках,
способна привести к укреплению позиций России. «Новый поток газа из США
может иметь парадоксальный результат и укрепить, а не снизить
зависимость Европы от России. Относительно дешевый российский газ
настолько привлекателен, что уже вызвал раскол в Европе» - указывает
издание.
Сложившаяся ситуация позволяет прогнозировать, что уже в ближайшие
недели Еврокомиссия может задействовать новые механизмы, направленные на
политическое противодействие российским энергетическим проектам.
Главный удар будет направлен против проекта «Северный поток-2», причем
его судьба окажется в заложниках в том числе нарастающего
внутриполитического противостояния в самой Германии.
На германской политической сцене ключевым сторонником данного проекта
является вице-канцлер и министр экономики и энергетики в правительстве
Ангелы Меркель Зигмар Габриэль, который активно использует свои связи в
Еврокомиссии для лоббирования интересов германского бизнеса в сооружении
газопровода «Северный поток-2». В самой Германии многие рассматривают
социал-демократа Зигмара Габриэля в качестве потенциально наиболее
опасного соперника Меркель на предстоящих выборах. Именно поэтому
дискуссии вокруг энергетических проектов России будут приобретать в
стране особую политическую остроту, провоцируя углубление раскола между
Ангелой Меркель и ее христианскими демократами с одной стороны, и
социал-демократами с другой. Указанное противостояние, в свою очередь,
будет вовлекать в свою орбиту страны Центральной и Восточной Европы,
имеющие собственные причины для недовольства Германией и ее политикой не
только в сфере энергетики, но и по таким актуальным общеевропейским
вопросам, как проблема беженцев и борьба с европейским финансовым
кризисом.
Петр Искендеров
https://interaffairs.ru/news/show/14597