Является ли экономика главной угрозой национальной безопасности?
На днях СМИ разнесли весть о том, что в Стратегии национальной
безопасности проблемы экономики названы главной угрозой России.
Обыкновенный комментарий помощника Секретаря Совбеза Вахрукова довели до абсурдного и желтушного
вполне солидные издания: «экономические проблемы названы главной
угрозой России», «нынешняя экономика – это угроза безопасности».
«Обновление Стратегии национальной безопасности – действительно важное государственное событие»
На самом деле, экономические угрозы, наравне с внешними, военными и внутренними, перечислены и в предыдущей версии Стратегии национальной безопасности от 2009 года. Ничего
принципиально нового в этом нет. И неудивительно – экономика, ее
проблемы и вызовы всегда в первых рядах государственных задач.
Удивительно то, что упоминание экономических проблем преподнесено как
нечто необычное и чуть ли не паническое: мол, руководство России
настолько огорошено проблемами в экономике, что вдруг признало их
главной угрозой. Это чистой воды спекуляция.
Обновление Стратегии национальной безопасности – действительно важное
государственное событие: несмотря на строгость языка официального
документа и обилие общих слов, в нем много интересного и нет
несущественных мелочей.
Изменение старых формулировок и появление новых является важным
сигналом для понимания внешней и внутренней политики государства. Так
каковы же действительные, а не выдуманные прессой новшества в
утвержденной 31 декабря 2015 года Стратегии?
Первое что бросается в глаза, это то, как практически полностью
переделан пункт 8. Он сформулирован сколь кратко, столь и емко, с
намеком на события 2014 и 2015 годов в Крыму и Сирии:
«Россия продемонстрировала способность к обеспечению
суверенитета, независимости, государственной и территориальной
целостности, защиты прав соотечественников за рубежом. Возросла роль
Российской Федерации в решении важнейших международных проблем,
урегулировании военных конфликтов, обеспечении стратегической
стабильности и верховенства международного права в межгосударственных
отношениях».
Упоминаний о «защите прав соотечественников за рубежом» и «урегулировании военных конфликтов», в предыдущей версии не было, хотя предупредительно упоминались подобные вызовы вследствие «несостоятельности существующей глобальной архитектуры».
В новом же варианте напрямую говорится, что такие действия России, законные и суверенные, вызывают «противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах».
И это еще одно новшество, которое предельно четко расставляет акценты.
Если в прежней версии Стратегии национальной безопасности угроза,
исходящая от Запада характеризовалась неопределенным словосочетанием от «политики ряда ведущих зарубежных стран», то в обновленном стратегическом документе США, НАТО и Запад в целом упоминаются конкретно и неоднократно.
Конечно, о прямой военной угрозе речь не ведется. Оппоненты
обозначены в качестве силы, которая противодействует национальным
интересам России и «создает очаги напряженности в Евразийском регионе». В частности, в пункте 17-м Стратегии США напрямую обвиняются в дестабилизации ситуации на Украине:
«Поддержка США и Европейским союзом антиконституционного
государственного переворота на Украине привела к глубокому расколу в
украинском обществе и возникновению вооруженного конфликта».
Предельная конкретизация задач, проблем и указание закулисных
интересантов – отличительная особенность обновленной Стратегии
национальной безопасности. В Вашингтоне уже успели обвинить авторов
документа в том, что основное его содержание – это конфронтация с США.
Однако это не так. В документе доминирует позитивная повестка, цели и
задачи сформулированы исходя не из противопоставления кому-то, а для
достижения целей развития.
Ключевой частью документа является перечисление национальных приоритетов, среди которых «укрепление национального согласия, политической и социальной
стабильности, развитие демократических институтов»; «повышение качества
жизни, укрепление здоровья населения», «сохранение и развитие культуры,
традиционных российских духовно-нравственных ценностей», «повышение
конкурентоспособности национальной экономики»; «поддержание
стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в
условиях полицентричного мира».
Как говорится, почувствуйте разницу с поддержкой и распространением
демократических ценностей во всем мире, которые США открыто
провозглашают и называют одной из главных своих задач. Вот цитата из
обновленной весной 2015 года американской Стратегии нацбезопасности: «Если мы твердо отстаиваем наши ценности у себя дома, то сможем эффективнее продвигать их за рубежом».
В ее эпиграфе приведены слова Обамы о том, что «Америка обязана быть лидером» причем «на всех направлениях деятельности лидировать с позиции силы». В этом, к слову, и есть главная разница между Стратегией России и Стратегией США. Ключ к пониманию природы конфликта.
Но раз уж место экономики в Стратегии вызвало такой интерес, то на
нем, конечно, стоит остановиться подробнее. На самом деле, перечень
экономических угроз существенно не изменился: те же самые
экспортно-сырьевая модель, невысокая конкурентоспособность, зависимость
от импорта и многое другое.
Добавились к ним «ограничительные экономические меры», т.е.
санкции. В некоторые формулировки внесены изменения и уточнения – в
незащищенности национальной финансовой системы добавлено: «от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала».
Гораздо интереснее перечисление не самих угроз, а способов их
преодоления. И здесь немало нового, чего не было в Стратегии 2009 года.
Главным образом, обращает внимание появившаяся задача – «обеспечение суверенитета финансовой системы». Той самой, что подвергается атакам спекулятивного иностранного капитала.
Одновременно вносится уже озвученное предложение по «деофшоризации экономики, возврату российского капитала и сокращению его вывоза за рубеж». Из тех же мер – «преодоление оттока капитала» и «увеличение объема внутренних сбережений и их трансформация в инвестиции», направленные на аккумуляцию финансовых ресурсов в условиях отказа Запада выдавать кредиты российским банкам.
К слову, незаконный вывоз капитала в 2015 году уже сокращен почти
наполовину и станет меньше 70 млрд долларов, в прошлые годы – 15-200 и
выше. А внутренние инвестиции за счет сбережений – это, кстати, давнее
требование нелиберального крыла финансистов.
Одновременно, чтобы сделать эти аккумулированные капиталы доступными для населения и производства, ставится задача «снижения банковских ставок, повышения уровня прямых инвестиций, доступности кредитования за счет «длинных» денег».
Впервые в Стратегии так конкретно и системно ставится цель по выработке
«длинных» финансовых ресурсов за счет внутренних резервов и возвращения
зарегистрированных зарубежом активов.
Для чего все это? На это дается ответ в следующих строчках 62-го пункта:
«– осуществление рационального импортозамещения, снижение
критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной
продукции, ускоренное развитие агропромышленного комплекса и
фармацевтической промышленности;
– развитие новых высокотехнологичных отраслей, укрепление позиций
в области освоения космоса, ядерной энергетики, возвращение лидерства в
традиционных промышленных отраслях (тяжелое машиностроение, авиа- и
приборостроение), восстановление электронной и легкой промышленности,
судо- и станкостроения, а также системы статистической оценки уровня
технологического состояния отраслей экономики»;
– развитие оборонно-промышленного комплекса страны как двигателя
модернизации промышленного производства, обновление производственной
базы организаций оборонно-промышленного комплекса на новой
технологической основе, совершенствование их кадрового потенциала и
выпуск ими востребованной продукции гражданского назначения».
Специально привожу это целиком, поскольку в таком виде приоритеты
промышленной политики России в Стратегии сформулированы впервые.
Фактически перед нами ключевые принципы новой индустриализации:
«рациональное импортозамещение» через снижение критической зависимости в
главных отраслях, оборонка как локомотив развития, ставка на ядерную
энергетику, тяжелую промышленность, агропром. Ставится задача
восстановления электронной, легкой промышленности, и главное –
станкостроения.
Другие разделы принятой Стратегии национальной безопасности не менее
интересны, там тоже хватает интересных новшеств. В общем, изучайте
Стратегию, и многие принципиальные моменты в развитии страны вам будут
яснее. А спекуляции вокруг «планов Кремля» оставьте желтой прессе.
РМ Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|